Вернуться к просмотру тезисов


М.А. Аствацатурова (Пятигорск)
Историко-психологическое знание в этнологической теории и этнополитической практике


В связи с актуализацией северокавказского вектора российской государственной национальной политики подчеркнем значимость историко-психологических исследований. Управление межэтническими отношениями в Северо-Кавказском регионе осуществляется в условиях новой этнической иерархии и конкуренции, которые выражаются как в межэтнической напряженности, так и в открытых конфликтах. В этой связи национальная политика в ее концептуальном и практическом выражении должна максимально руководствоваться историко-психологическим знанием. Такое знание предполагает:

-- во-первых, новую методологию в оценке этносов, этнических групп и межэтнических отношений, осуществляющую диалектический (а, может быть, и триалектический поход) к этнополитическим отношениям, и предполагает самостоятельную значимость этнического фактора, этнокультурной идентификации, этнической субъектности;
-- во-вторых, активное использование как традиционных гносеологических подходов, так методов и инструментария нетрадиционного, междисциплинарного и пограничного познания социальной действительности;
-- в-третьих, всесторонний учет в применении к этнополитическим процессам явлений глобалистского характера, тенденций информационного социума, коммуникативного плюрализма.

Синтез историко-психологического и историко-культурного исследования позволит рассмотреть особые факторы регионального социокультурного ландшафта, составленного из множества субкультурных сообществ. Среди этих факторов необходимо выделить:

-- реалии этногенеза горских и степных (кочевых) народов, специфику их этнической судьбы, особенности их этнокультурного, этноконфессионального менталитета;
-- тенденции вхождения Северного Кавказа в политико-правовое пространство Российской империи (военно-политические и этнополитические последствия Кавказской войны; казачья и крестьянская колонизация, образование предкавказских городов, становление специального военно-административного управления Северным Кавказом);
-- переплетение христианизации и исламизации северокавказских народов, ученический, самобытный характер молодого северокавказского ислама, а также функционирование буддизма;
-- мухаджирство, исход абхазо-адыгских племен, ногайцев на территорию Турции, Афганистана, Сирии, на Ближний Восток;
-- перемещения населения в ходе формирования советской федерации как особой формы территориально-политической организации власти; территориальные и административные переделы
-- репрессии в отношении кубанского, терского казачества, горских и степных народов, переселенческих национальных меньшинств (балкарцы, греки, ингуши, казачество, курды, корейцы, калмыки, карачаевцы, черкесы, немцы, турки-месхетинцы, чеченцы, чеченцы-аккинцы);
-- разделенность одного народа по разным национально-государственным и административно-территориальным субъектам (адыгейцы, аварцы, азербайджанцы осетины, ногайцы, лезгины, цахуры);
-- объединение в одном субъекте неродственных в этнолингвистическом отношении народов (кабардинцы и балкарцы, карачаевцы и черкесы).

Очевидно, что в условиях северокавказских рисков этнологическая теория, как и этнополитический менеджмент могут быть успешными только при учете историко-психологических особенностей субъектов северокавказской этносферы. Именно эти особенности во многом определяют современные групповые интересы и потребности участников межэтнического взаимодействия на Северном Кавказе.

В отношении русского этноса это: сохранение русского населения и интеграция русских-мигрантов; упрочение исторического сознания русских и поддержание этнокультурной оригинальности; продвижение положительного этностереотипа русских в отношениях с другими этносами и повышение их коллективного этнического авторитета; сохранение и модернизация таких традиционных черт ментальности, как терпимость, отзывчивость, доброжелательность, всеотзывчивость.

В отношении северокавказских народов это: нейтрализация этнонационализма и религиозного экстремизма; постконфликтная реконструкция социумов и сознания; поддержание традиционных морально-нравственных ценностей (привязанность к родному очагу, уважение к старшим, мужество, воинская доблесть); развитие стремления к современному социальному престижу, к ценностям демократического государства и гражданского общества.

В отношении переселенческих национальных меньшинств - диаспор это: обеспечение этнопрофессиональных и этнокультурных интересов; обеспечение равного участия в социальных и политических процессах; интеграция мигратов; поддержание традиционных групповых характеристик (предприимчивость, конкурентноспособность, способность к адаптации, коммуникабельность, стремление к компромиссу, к этнокультурному посредничеству).

Междисциплинарный историко-психологический и этнополитологический подход в управленческой практике может способствовать созданию и сохранение политико-правового, идеологического и морально-нравственного баланса между а) общероссийской лояльностью; б) северокавказской региональной лояльностью; в) этнической лояльностью. На основе такого баланса идея дружбы народов, в частности, в масштабах Северо-Кавказского региона может перейти из архаического образа в образ с современным конкретным содержанием. Его конкретика, как нам кажется, должна состоять в понимании выгоды межэтнического общения, во взаимной этнокультурной осведомленности, а также в совместных усилиях по достижению смыслообразующих целей. К таким целям мы бы отнесли:

1) создание системы взаимной этнической безопасности и заинтересованности;
2) распространение общероссийской интегративной идеи при сохранении и развитии традиционных этнопатриотических настроений;
3) развитие элементов гражданского общества с распространением широких и разнообразных этнокультурных общественных инициатив.


Вернуться к просмотру тезисов

Hosted by uCoz