Вернуться к просмотру тезисов


А.Р. Салчинкина (Краснодар)
Использование анкет и интервью при описании психологии участников Чеченской войны 1994-1996гг.


Проблема изучения реальной личности в экстремальных условиях войны носит междисциплинарный характер и затрагивает в той или иной степени несколько наук: историю, социологию и психологию. Используя сугубо социологические виды исследования - анкетирование и интервьюирование - я попыталась восстановить психологическое состояние участников Чеченской компании 1994-1996 гг.: их поведение в боевой обстановке, надежды и ожидания в период несения военной службы, отношение к врагу и мирному населению. Ставилась также задача изучения проблемы возврата участников чеченского кризиса к мирной жизни и появления такого массового психического заболевания (а то, что это заболевание, уже не вызывает сомнения), как "чеченский синдром". По оценкам психологов и историков, "чеченский синдром" оказался гораздо опаснее "афганского" [1]. Историческая наука способствует решению данных задач, изучая личность в контексте конкретно-исторических событий, а именно событий 1994 - 1996 гг.

Следует отметить, что в моей работе использование таких методов исследования, как анкеты и интервью, не слишком традиционно для историков. Анкеты и интервью считаются методами конкретно-социологического исследования. Задача моей работы чисто историческая. Это попытка реконструкции конкретных состояний участников чеченских событий 1994-1996 гг. и восстановления с их помощью психологической атмосферы войны как одного из явлений культурной жизни России того времени. Исходя из этого, меня интересовали, прежде всего, те суждения, которые отличали одного российского солдата от другого, и тем самым способствовали изучению не только "человека на войне", но и "войну через человека".

29 ноября 1994 г. Президент России Борис Ельцин, утратив контроль над политическими процессами в Чеченской Республике, направил участникам вооруженного конфликта обращение, в котором потребовал в течение 48 часов прекратить огонь, сложить оружие, распустить все вооруженные формирования и освободить захваченных в ходе противостояния граждан. Чеченское руководство проигнорировало этот ультиматум, и российская сторона начала проводить комплекс мер, направленных на "укрепление правопорядка на Северном Кавказе". Меры эти сводились к тому, что 11 декабря 1994 г. в 7.00 по московскому времени вооруженные группы Министерства обороны и внутренних войск МВД вошли 3 колоннами на территорию Чеченской Республики и начали продвижение вглубь. Так началась первая Чеченская компания, продлившаяся до августа1996 г.

Война - это не только политическое или социальное явление. За каждым официальным заявлением и информацией в СМИ находится судьба отдельного человека. Воспоминания очевидца представляют собой ценность именно как личное свидетельство, и являются источником информации об индивидуальных качествах автора, его субъективном представлении о реальных событий 1994-1996 гг. Рассказы о жизни являются субъективным источником, именно поэтому они могут быть использованы как ступени в полном и достоверном описаний чеченских событий.

Работая над темой, я использовала так называемые "открытые" анкеты. Они предполагают самостоятельные ответы респондента на вопросы, а не выбор ответов из предложенных вариантов. Таким образом, "открытые анкеты" позволяют опрашиваемому высказывать собственное мнение. Опрашивался любой участник военных действий на территории Чеченской Республики, с которым удалось встретиться и вступить в контакт, независимо от места его жительства, места рождения, состояния здоровья и других обстоятельств. Анкетирование обеспечивало полную анонимность ответов и тем самым позволяло получать информацию, имеющую для них личную значимость (взаимоотношения с начальством, употребление алкоголя и наркотических средств, психическое состояние после войны и т.д.).

На выявление уникального мнения о действиях российской армии в Чечне, оценки этих действий респондентом, получение значимой социально-психологической информации были направлены "открытые" интервью, когда опрашиваемым предлагалась общая тема беседы о событиях 1994-1996 гг. без ранее разработанного вопросника. Устные воспоминания бывших военнослужащих фиксировались с помощью звукозаписывающего устройства с последующей расшифровкой и оформлением в письменные тексты.

Использование конкретно-социологических методов в исторической исследовании имеет ряд преимуществ и недостатков. Достоинства таких "преобразованных" социологических методов связаны с большей чувствительностью к уникальным чертам и индивидуальным характеристикам исследуемого, его самоописанию, интерпретации "обыденных" версий чеченских событий 1994-1996гг. К недостаткам относятся отсутствие репрезентативности (в данном случае она обусловлена небольшим количеством респондентов, согласившихся принять участие в опросах) и строгого теоретического обоснования результатов, полученных по субъективно окрашенным воспоминаниям.

Следует отметить, что при общении с бывшими военнослужащими возникали проблемы, которые можно объединить в две группы.

  1. Большинство солдат федеральных войск отказывались от общения вследствие внутренних или внешних причин (в основном, это было связано с попыткой подавить воспоминания или со страхом открывать информацию о войне, отношение к которой до сих пор окончательно не сформировалось в обществе).
  2. Многие свидетели военных действий рассказывали только те данные, которые зафиксированы в официальных документах и достаточно широко известны. Среди ученых распространена точка зрения, что автор открывает столько информации о самом себе, сколько он сам желает открыть (об этом пишет, напр., А.У. Кун). Многие опрошенные открывали только известные аспекты своей биографии, стараясь не высказывать своего мнения по наиболее злободневным вопросам.

Изучение информации, полученной посредством анкетирования и интервьюирования, предполагает использование биографического метода.

Социологи считают биографический метод один из специфических методов анализа личных документов, при котором для решения какой-либо проблемы собирают и обобщают материалы, отражающие участие человека в тех или иных социальных событиях и его отношение к ним. Даниель Берто называет биографию отчетом о жизни, представленным устно самим человеком. Норман Дензин определяет биографический метод как исследовательское использование и сбор документов жизни, которые описывают поворотные (turning-point) моменты индивидуальной жизни:.предмет биографического метода - жизненный опыт личности [2]. На основе этих материалов строится также описание различных социальных явлений и осмысляются определенные социально-психологические процессы [3].

Первыми классическими образцами использования биографического метода были работы У. Хили "Преступник" (1915) и "Душевные конфликты и неправильное поведение" (1917), в 1920-е гг. Э. Т. Крейгер исследовал личные документы - письма, дневниковые записи и письменные исповеди. Биографический метод теоретически разработан американскими социологами Томасом и Знанецким, которые в своей работе "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1919) проанализировали переписку между семьями, уехавшими в США, и оставшимися на родине, а также автобиографии эмигрантов для того, чтобы выяснить механизмы и процесс приспособления личности к новым социальным условиям. У.Хили в 1923 г. на ежегодном симпозиуме социологов провозгласил биографический метод лучшим способом восполнения учеными своего незнания человеческой личности, ее поведения и психической жизни. Узнать мотивацию социального поведения, утверждал он, возможно, только познав семейные обстоятельства, наследственность, образ жизни, социальные контакты человека.

Биографический метод в моей работе стал способом измерения и оценки жизненно-исторических свидетельств, устных сведений о войне с точки зрения тех, кто эту войну прошел. Анализ совокупности рассказов участников чеченской компании о жизни в экстремальных условиях войны дает возможность рассмотреть биографию как последовательность реальных событий и сопоставить ее с типологически или хронологически близкими историческими и социальными явлениями.

Используя биографический метод, я преследовала цель описать участников Чеченской войны через их восприятие событий 1994-1996 гг. В моей работе ценность представлял не попытка установить, достоверна или недостоверна информация, полученная от респондента. Меня больше интересовала его трактовка и интерпретация военных действий, которые выходят из личного восприятия и видения мира участников чеченских событий. Как заметил П.Бергер, не существует ни Истины, ни Реальности, ни какой-либо возможности соотнести предметный мир с миром произносимых или написанных слов. Вместо этого существует лишь множество интерпретаций, каждая из которых равно возможна [4]. Из этих интерпретаций и складываются те социокультурные процессы, которые, уходя в прошлое, и становятся историей. Осваивать способы работы с устными источниками историкам и помогает обращение к исторической психологии.

    Примечания
  1. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М.,1999. С.320.
  2. Ткаченко Т.Г. Биографический метод в гендерных исследованиях // http:// www.tunecity.com
  3. http:// www.examen.ru
  4. Цит. по: Ткаченко Т.Г.Указ.соч.

Вернуться к просмотру тезисов

Hosted by uCoz