Вернуться к просмотру тезисов


О.В. Матвеев (Краснодар)
Новые материалы о системе ценностей кубанского казачества


С выходом в свет фундаментальной работы проф. Н.И.Бондаря о традицион-ной системе ценностей кубанского казачества (1999) обозначилось новое направ-ление в отечественном казаковедении, открывающее перспективы изучения слож-ного механизма народной картины мира. Рассматривая своё исследование как введение в проблему, видный кубанский этнограф отметил, что необходимо даль-нейшее выяснение состава системы ценностей казачества, её иерархии и динами-ки во времени. Предлагаемое сообщение является маленьким дополнением к уже известному корпусу источников.

Работая в декабре прошлого года в Российском государственном историче-ском архиве в Санкт-Петербурге, автор обнаружил уникальный документ в лич-ном фонде Д.В.Дашкова (ф.1630). Написанный на русском и французском языках на 24 листах, он носит заглавие "Очерк этнографический и социально-экономический о черноморских казаках (описание условий их жизни, их быта, ро-да занятий и т.д.)". Очерк датирован 1825-1830 г. Т.е. получается, что это доста-точно системное описание черноморского казачества составлено по крайней мере на 6 лет раньше "Обозрения исторических фактов о Черноморском войске" Я.Г.Кухаренко и А.М.Туренко, считающегося в нашей литературе первым ком-плексным историческим трудом, посвящённым черноморским казакам. Автором очерка является Дмитрий Васильевич Дашков (1788-1839), действительный стат-ский советник (1839), почётный член Петербургской Академии наук (1831), статс-секретарь (1826), член Государственного совета (1839). Дашков был видным ди-пломатом, управлял делами константинопольской миссии, во время русско-турецкой войны 1828-1829 г. находился в свите императора Николая I, принял ак-тивное участие в разработке Адрианопольского мира (См.: Д.В.Дашков. Обозре-ние его службы // Русский архив. 1891. Кн.1.№2). Дмитрий Васильевич являлся близким знакомым А.С.Пушкина, поддерживал тесные связи с Н.М.Карамзиным, В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым, П.А.Вяземским. Отсюда, видимо, и недюжи-ный интерес к бытоописанию окраин Отечества. Написанный им очерк о черно-морцах носит справочный характер и был составлен Д.В.Дашковым вместе с про-ектом улучшения "быта и общего положения черноморских казаков". Документ содержит сведения об управлении и самоуправлении казачества, традиционных занятиях, городах, торговле, формировании и этническом составе черноморцев, взаимоотношениях с соседями, состоянии военного дела, жилищ и т.п. Но наибо-лее интересной представляется характеристика, которую дал Д.В.Дашков ценно-стным ориентирам казачества. К одним из главных Д.В.Дашков отнёс то обстоя-тельство, что черноморцы "очень богомольны, отлично храбры, говорят все по малороссийски, чрезвычайно привержены отечеству".

Неизменно высокое положение в иерархии ценностей казачества занимала воля, которая ценилась намного выше, чем материальный достаток. Д.В.Дашков отмечает: "Каждый курень имел своего куренного атамана, а над всеми начальст-вовал кошевой атаман, который имел над ними наограниченное право в течение одного года, а по истечении же сего срока, все казаки собирались, и ежели он хо-рошо ими управлял, они опять выбирали его, и он благодарил их от семидесяти до 100 бочками водки, а ежели управление его было худо, то они наказывали его киями". Неписанное правило "с Дона выдачи нет" сохранялось и в Черномории. "Они принимали к себе всякого рода беглых мужчин и женщин, - пишет Дашков. - Мужчины записывались на место умерших казаков. Почему малороссийские помещики очень жалеют, что Черномория близ их мест находится. Между ими можно найти людей других наций, немцев и французов, и первый войсковой ата-ман в Черномории был, как говорят, уроженец из Пруссии". Относительно по-следнего свидетельства можно сделать лишь осторожное предположение. Первым собственно войсковым атаманом Черноморского казачьего войска был, видимо, Тимофей Терентьевич Котляревский. Не исключено, что отнесение его, по слухам, к "уроженцам из Пруссии" было обусловлено деятельностью Котляревского в же-стких рамках внутренней политики императора Павла I, известного своими прус-скими симпатиями. То обстоятельство, что Котляревский впервые не был избран самими казаками, а возведён в звание войскового атамана императором, вызвало недовольство черноморцев, высоко ценивших "своё традиционное право выбора атамана"(Фелицын Е.Д., Щербина Ф.А., 1888. С.278). Возможно, что такие пред-ставления и легли в основу переданной Д.В.Дашкову информации ("как говорят").

Необходимость защищать свою самостоятельность и свободу, а также несе-ние воинской службы предопределили в системе ценностей казачества высокое положение таких качеств, как мужество, отвага, смелость, физическая сила, лов-кость (Бондарь Н.И., 1999. С.13). Д.В.Дашков пишет: "Беспрестанные стычки с черкесами сохраняют в них воинский дух, они отличаются особливо удивитель-ною меткостию в стрелянии. Всякое утро черноморец, выходя из своей хаты, пре-жде всего несколько раз выстреливает в цель; от чего некоторые так отличаются, что ночью застреливают кабанов по слуху, не видевши их. Сии охотники называ-ются пластунами. Известно, что кабан выходит в камыш только ночью, и что смертельно ранить его можно только выше правой ноги в сгибе прямо в сердце, в других же местах пуля не пробивает. Пластуны удаляются обыкновенно по оди-ночке ночью в камыш и ищут кабанов; узнав его тотчас по походке и услышав, какою ногою ступает, пластун выстреливает в него в ту самую минуту, когда он поднял правую ногу, в противном же случае, ежели он не попадёт в сгибе, кабан тотчас погубляет его; услышав же шум от падения, он немедленно приближается и делает вехи или значки на камыше, и потом уходит искать другого, по утру он приходит, развязывает свои знаки и возвращается с добычею". В реальной дейст-вительности трудно представить себе такую замечательную меткость, но, видимо, здесь мы имеем дело с уровнем не столько реальной системы ценностей, сколько идеальной (желаемой, декларируемой) (Бондарь Н.И., 1999. С.).

В казачьей среде высоко ценились честность, справедливость, щедрость и гостеприимство. "В прежние особенно времена, - пишет Дашков, - казаки не лю-били много запасаться на будущее время. Они заботились только о настоящем. Честность и доверенность их достойны особенного примечания. Пока они не име-ли вексельной бумаги, то крест, написанный на стене служил им самым верным векселем. Нуждающийся в деньгах приходил к имеющему и просил взаймы, сей последний, коль скоро не имел сам в них нужды, тотчас давал ему без всяких ус-ловий, спросив только, когда он отдаст. День отдачи назначался обычно празд-ничный. Получив от должника ответ, заимодавец делал на стене крест. По мино-вении срока уплаты, если должник не отдавал денег, то заимодавец призвав его к себе, показывал только на крест, и тогда стыд служил самым большим наказани-ем". Правда, "впоследствии, - отмечает автор очерка, - сии добродетели измени-лись". Впрочем, "казаки доселе весьма добры и просты, так что путешественник в каждом почти дому может найти себе пристанище, пищу и ласки на неделю, на две и более, без всякой платы".

Коллективистские отношения способствовали формированию в народном сознании казаков устойчивой оппозиции свой-чужой (Бондарь Н.И., 1999. С.10). Д.В.Дашков по этому поводу замечает: "Другая черта в характере черноморцев есть ненависть против казаков другого рода. Они готовы лучше претерпеть всё, нежели покориться под власть других". Впрочем, указывает автор, "народ весьма легко приучается ко всему, коль скоро научают его полезному, хотя бы то было новое и даже противное старым их обычаям. Наконец, они имеют великую на-клонность к патриархальному управлению, т.е. быть управляемыми своими стар-шинами".

Интересно прослежено отношение черноморцев к своим соседям. Так армя-не, видимо, по словам казаков, держат в своих руках всю торговлю в Екатерино-даре, "служат шпионами" черкесам, "извещают их об каждом предприятии прави-тельства". Армяне "возвысили чрезвычайно цену выкупления пленников. Черкесы отдавали им прежде за малую цену, и брали за пленника от 200 до 300 пудов соли, тогда как пуд соли стоил 2 копейки, ныне армяне перепродают их так, что выкуп пленника стоит около 3000 р. серебром. По сим причинам рождается вопрос, не лучше ли было выгнать армян из Черномории".

Примечательна и характеристика черноморцами черкесов: "Нападение на Черноморию делается обыкновенно без всякой нужды, долгой покой наскучивает воинственным юношам. Они при пирах размышляют о нападении". И далее: "Они остаются в русской земле только на несколько часов, на два или три часа, не бо-лее, но опустошают всё пространство, которое они пробегают, огнём и мечом, и убегают со своею добычею с удивительною быстротою. Но когда они больше со-стоят из пехоты, то не могут далеко внутрь земли убегать; если казаки увезут уби-тое тело черкеса, то они отдают назад всю добычу, отнятую ими во время нападе-ния, лишь бы только отдали ему тело, ибо этого требует их религия. С пленными, пока они не уверются в их преданности, поступают жестоко, с начала плена они разрезывают у всякого пленника пятки и вкладывают туда щетины или волосы, дабы он не мог уйти, и чем значительнее лицо в плену у них находящееся, тем строже его содержат, но зато жёны их столь сострадательны, что в отсутствие му-жей или тайно от них пленных кормют, поют, оказывают ласки, лечат, а иногда способствуют к побегу".

Материалы очерка свидетельствуют, что Д.В.Дашков, если и не бывал в Чер-номории по делам службы, то, по крайней мере, прилежно записывал устные сви-детельства черноморских казаков, принимавших активное участие в русско-турецкой войне 1828-1829 г. Поэтому зафиксированные любознательным состави-телем сведения, пусть иногда наивные, свойственные народному восприятию, яв-ляются хорошим дополнительным источником для осмысления казачьей картины мира.


Вернуться к просмотру тезисов

Hosted by uCoz