© Ворожцова В.Н.
Церковь и общество - две полярные величины, пытающиеся взаимно влиять друг на дру-га. В развитии и церкви и общества действует закон "вызова - ответа". Духовное образо-вание - инструмент, позволяющий церкви дать адекватный ответ на вызов общества и времени. Особенности и проблемы духовного образования в России.
Мы живем в мире, где все меняется со временем. Ручейки отдельных судеб, собы-тий, случаев сливаются вместе, превращаются в речки, впоследствии соединяющиеся в одну мощную реку Истории человечества. В реку Истории не войти дважды. Не прожить то или другое событие два раза.
Движение обусловливает изменения. Все вещи, проходя сквозь время, изменяются, преображаются в своей форме. Неумолимый закон сеяния и жатвы преподносит новые и новые плоды: новые ценности, новые мировоззренческие установки, новые образы героев. Осмысливая все эти диалектические метаморфозы, хочется задать вопрос себе: "Какую же роль играет церковь в этом процессе? Кем она является: невольной наблюдательницей, едва поспевающей за шагом прогресса, науки, культуры, вынужденная постоянно вдогон-ку приспосабливаться к новому, а иногда и противостоять ему? Либо церковь стоит в авангарде движения, и это, в действительности, мир "пытается поспеть" за ней? Есть ли вообще взаимосвязь между церковью и обществом?"
Чтобы рассуждать о предмете, необходимо определить его сущность. Определить - значит ограничить, вписать понятие в круг его существенных признаков, установив, таким образом, однозначность в использовании данного термина. Говоря о церкви, мы подразу-меваем "основанное и руководимое Иисусом Христом, Сыном Божьим, общество ве-рующих в Него, искупленных и усыновленных Им" . Церковь можно определить также как "крупномасштабную, разветвленную и дифференцированную религиозную организа-цию, осуществляющую религиозную деятельность, считающую себя единственно леги-тимной, и находящуюся в позитивных отношениях с обществом" . Понятия "общество и мир" в нашем рассуждении будут использованы как "целостная система социальных ин-ститутов, выполняющих функции регулирования экономических, политических, право-вых, нравственных и иных отношений" . Итак, нашим интересом является то, какие от-ношения между "обществом искупленных" и "системой социальных институтов" можно считать правильными?
История преподносит нам разные модели сосуществования церкви и мира. Одной моделью является твердая убежденность в том, что церковь не имеет ничего общего с об-ществом, что наилучшим для нее будет устранение из него. Происходит эта убежденность от отождествления общества с царством дьявола, готовящимся к геенне огненной. След-ствием такой позиции в христианстве наблюдается монашество в крайних его проявлени-ях (отшельничество, пустынничество). Другой крайней позицией является рассматривание церкви как царства Божьего на земле. Доктрина "двух мечей", власти религиозной и свет-ской, переданной императору Богом, - та модель, по которой строилась средневековая па-радигма государственности . В этом случае церковь считалась некой "осью" вокруг кото-рой вращалась вся жизнь государства.
Поскольку мы рассуждаем с позиции христиан, исследования этого вопроса - не просто праздные разговоры о вещах отвлеченных. Для верующего человека данная про-блема представляется весьма важной, ибо "жить в обществе и быть от него свободным, нельзя", как заявлял Ленин. Этот вопрос волновал христиан в Советском государстве, ко-гда водораздел между церковью и обществом был четко очерчен, и присутствие на той или другой стороне часто значило жить или умереть. Сегодня же он не потерял актуаль-ности потому, что во времена религиозной свободы важно понимать то, насколько может простираться общественная активность церкви, а где те пределы, которые лучше не пере-ступать.
Для того чтобы правильно оценивать наше положение по отношению к обществу, необходимо иметь правильное мировоззрение. "Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его дей-ствительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизнен-ные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценност-ные ориентации" . Так или иначе, главным мировоззренческим вопросом является вопрос об "отношении бытия к сознанию", другими словами вопрос правильного понимания су-ществующего. В наше время релятивизма и нигилизма формулировка "правильное миро-воззрение" звучит для одних вызывающе для других примитивно. Тем не менее, христи-анское мировоззрение вполне определенно, поскольку полагает своим основанием Божье Откровение в Библии и Сыне Божьем. Христианское мировоззрение (как впрочем, и вся-кое иное) представляет собою законченную систему, включающую гносеологические, ак-сиологические, онтологические вопросы. Откровение Библии говорит о причине бытия - Боге, раскрывает действительность в реально-исторической перспективе, описывая, таким образом, "промежуток между двумя вечностями": от Бытия до Откровения. Верующий человек усваивает истину посредством веры, интуитивно чувствуя, "где настоящая прав-да", что приводит его к поведению "наилучшим образом".
Одним из верных инструментов формирования правильного мировоззрения являет-ся духовное образование. Таковым можно считать нечто большее, чем школьное изучение дисциплин. Духовное образование - есть в своем идеале ни что иное, как формирование правильного мировоззрения у людей, признающих главенство Бога в своей жизни. Про-цесс формирования включает в себя ряд способов укоренения в истине: от теоретизиро-вания над истиной до практического применения ее в реальных действиях. Цель духовно-го образования - дать ясные ответы на вопросы, сформулированные некогда Кантом: "Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться?" Имеющий ответы на эти во-просы, способный опираться на них в практике - есть человек цельный, способный пра-вильно вести себя в обществе. Достижение всякой иной цели в духовном образовании бы-ло бы потерей главного мотива.
Здесь следует заметить то, что общество отвечает на данные вопросы по-своему. Следовательно, мировоззрение общества отличается от христианского мировоззрения. Поскольку мировоззрение мира, сводящееся к отличным от христианских, ценностям ак-тивно, перед верующим стоит задача: дать достойный ответ на вызов общества. Массовый ответ верующих оформляется в ответ церкви на вызов мира. Духовное образование должно стать инструментом, помогающим дать правильный ответ на вызов. Мировоз-зренческий антагонизм приводит к кризису отношений церкви и общества, преодоленный кризис становится для церкви средством выхода на высшую ступень святости и утвер-ждения в истине.
Итак, духовное образование - есть формирование правильного (библейского) ми-ровоззрения, а также формирование способности дать адекватный ответ на вызов иного мировоззрения, мировоззрения общества.
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.