© Матвеева О.В.
Служба кубанских казаков являлась для них привычной повседневностью, которая на протяжении столетия воспроизводила устоявшийся в поколениях уклад жизни. Перемены могли интегрироваться в казачью картину мира тогда, когда они осмысливались в привычных категориях. Революция 1905-1907 г. вызвала прерывание повседневности, экстремальные обстоятельства, когда казачество не могло уже находиться в полном душевном согласии с самим собой и с окружающим миром. Революция поставила многих казаков перед выбором между присягой и смутными утопическими ожиданиями. Выступления урупцев и пластунов, случаи отказа выполнять полицейские функции следует рассматривать не только в контексте социально-экономической конъюнктуры, но и через призму модели народных представлений. Бунт являлся последней ступенью обычных санкций, предусмотренных народной традицией, средством для защиты традиционного уклада жизни (В.Я. Мауль, 2006). Не случайно воззвания казаков 2-го Урупского полка, 14-го, 15-го и 17-го пластунских батальонов окрашены в монархическую гамму тонов. Этим протестное движение в глазах его участников приобретало легитимный характер и мыслилось как "борьба за Правду". В психологическом отношении выступления служилых казаков выполняли и своеобразную психотераевтическую функцию, служили своего рода катарсисом. Очищение происходило, поскольку в ходе волнений находили выход примитивные инстинкты, насилие, которые в повседневной жизни подавлялись существовашими запретами, вытеснялись в область бессознательного. Однако основной массой кубанских полков, батарей и пластунских батальонов само назначение казачьего сословия мыслилось как особенное служение Богу, Царю и Отечеству. Ухудшение народной жизни в ходе революции, разлом традиционных ценностей, апокалиптические настроения выступали дополнительным аргументом в пользу сложившихся форм культурного бытия.
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.