© Балашовой Ю. А.
Колониальная экспансия европейских держав во второй половине XIX века способствовала не только усилению столкновений между западным и нехристианским миром, но и постепенному осознанию необходимости взаимных уступок. С одной стороны, европейцы пытались наладить наиболее эффективное взаимодействие с местным населением, дабы извлечь максимальную пользу для себя. Кроме того, метрополии считали своим долгом привить местному населению основные ценности христианской и западной цивилизации.
С другой стороны, завоеванные народы также видели определенную "полезность" колонизаторов и пытались использовать ее в рамках традиционных обществ.
Большинство европейцев постепенно пришли к осознанию того факта, что сила и оружие далеко не всегда оказывались действенными в реализации поставленной цели, а более эффективны во взаимодействии с туземными народами доводы религии и морали. Задачу обращения в христианскую веру язычников могли выполнить только новые религиозные структуры. Ими становились миссионерские общества, хотя и развивавшиеся под покровительством церквей, однако действовавшие во многом независимо от них. Благодаря деятельности и влиянию миссионеров взаимодействие Запада и Востока постепенно приобретает характер диалога культур. В целом, будучи самой влиятельной силой в отношении неевропейских обществ и жизненным источником информации о европейской культуре для язычников, миссионеры способствовали духовному приобщению туземных народов к ценностям западной цивилизации, пытаясь найти точки соприкосновения между христианством и местной культурой и религией.
Контакты между цивилизациями охватывали самые разные сферы человеческой жизни. Здесь будет рассмотрена деятельность британских миссионеров в области образования в Западной Африке во второй половине XIX века.
Рассмотрим структуру, содержание, некоторые принципы образования, сложившиеся в западноафриканских миссиях в данный период. Как правило, вожди игнорировали моральное и религиозное воспитание. Школы были нужны им для приобретения профессиональных знаний. Например, образованных людей местные вожди использовали в качестве писцов. У многих правителей были секретари, чаще всего собственные сыновья.
Христианские миссии выработали определенный школьный стандарт, делая акцент на моральном и духовном развитии человека, прежде всего как будущих пасторов. Однако в школах обучали также чтению, письму, арифметике, девочек - шитью. Миссионеры учили детей и молодежь понимать обычаи и религию, способствовали сохранению местных языков. Начальные и средние школы были открыты в Ибадане, Лагосе и других районах Западной Африки. Как правило, утром в течение 4-5 часов шли уроки, затем мальчики отправлялись на ферму, а девочки - шили. Миссионеры не вводили академического образования, полагая, что физический труд является наиболее важным фактором привлечения детей в школу.
Основные проблемы, с которыми сталкивались миссии- вопросы финансирования и подготовки кадров. Основной источник доходов - пожертвования торговцев, купцов, местных правителей, а также так называемые, воскресные пожертвования местных жителей.
Как правило, в миссиях существовала только система начальных и средних школ. Однако уже со второй половине XIX века миссионерские общества стали открывать грамматические школы, чтобы дать африканцам профессиональной образование. Одной из наиболее известных была грамматическая школа для мальчиков во Фритауне, открытая в 1845 г.
В целом, миссионерские школы давали возможность сформировать местный средний класс и обучать африканскую молодежь многим профессиям. Согласно переписи населения в Сьерра- Леоне, проведенной в 1860 г., 22% детей и молодежи обучались в таких школах. К 1900 г. только в провинциях Нигерии англиканская церковь имела 230 школ.
Однако грамматические школы не справлялись с еще одной проблемой- подготовкой кадров, вследствие чего в Африке стали возникать высшие учебные заведения, в том числе педагогические колледжи и институты. В их числе, Индустриальный институт в Абеокуте, специализирующийся на железнодорожном строительстве. Во второй половине XIX века развивается не только мужское высшее образование, но и женское.
Промышленный бум способствовал росту высшего образования и грамотности в целом. В связи с этим усиливается интерес правительства к миссионерским школам, что нашло выражение в принятых официальных документах, связанных с финансированием местных школ. Кроме того, миссионерские организации финансировали отправку африканских детей для продолжения учебы в Англию, тем самым, повышая интерес к европейскому образованию.
Таким образом, взаимодействие европейцев- миссионеров и традиционных африканских обществ показывает, что они понимали необходимость взаимного сосуществования, в рамках которого происходила постепенная адаптация двух систем друг к другу. Миссионеры способствовали развитию образования, и как следствие этого, формированию среднего класса. Кроме того, сложившаяся система европейского образования рассматривалась африканцами как возможность профессиональной подготовки местных жителей. Материальное богатство и социальные блага больше привлекали африканцев, чем абстрактные христианские догмы. Светское образование почти не разрушало мораль местных народов. В связи с этим роль миссионерского религиозного образования в конце XIX начале XX веков падает, что явилось одним из проявлений общего кризиса миссионерского движения в данный период.
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.