© Панасенко Е.С.
Спиритизм хорошо известен в истории науки как широкое движение мистико-религиозного характера, возникшее в США в 1840-х годах и переселившееся в Европу около 1848 г. По первым впечатлениям журналистов, врачей, научных обозревателей популярных изданий, политиков и прочих свидетелей его явления в Европе, спиритизм является чем-то вроде балаганного номера нескольких предприимчивых американцев, который почему-то стремительно заинтриговал все образованное европейское общество - от средних городских слоев до великосветских салонов. Довольно быстро это поветрие привлекло внимание ученых. Необходимо отметить, что вопреки распространенному мнению первые отклики академической науки не были полностью отрицательными. Спиритизм воспроизводил судьбу физиогномики, месмеризма, френологии в сообществе европейского раннесовременного психологического знания. Так же как и месмеризм, спиритизм имел соответственные научные притязания, с которыми пришлось разбираться академической науке.
На это ушло несколько десятков лет. Спиритистское движение разделилось на течения ученого и религиозного спиритизма. Первое претендовало на открытие новой психической реальности, второе выводило себя из традиции религиозной эзотерики. Соответственно появляются - общества психических исследований (Великобритания, Дания и другие страны) и спиритические конгрегации, в конце XIX века оформившиеся в спиритистскую церковь. Академическая наука дискутировала с первым направлением. Тон дискуссии довольно сильно разниться в зависимости от критериев позитивистской строгости, применяемых оппонентами спиритизма. Так, позиции В. Джеймса, К. Юнга сдержанные и заинтересованные. Отсюда развиваются парапсихологические исследования, утверждающие реальность спиритических феноменов. Естественники (Д. И. Менделеев, П. Рише) гораздо более критичны и безапелляционны. Особую позицию занимали представители медико-психологической науки, связанные с месмеризмом. Они были склонны видеть в спиритологах союзников по изучению особых разновидностей психической энергии. Маргинальное положение научно ориентированного спиритизма сохраняется на протяжении XX века. Но на исходе столетия положение меняется.
Постсовременная наука отходит от сциентизма позитивистского и неопозитивистского толков. Она переносит опору с естественнонаучных критериев явления на его социальную, этическую, психологическую роль. Для такой науки уже не столь важно, что есть спиритическая реальность "на самом деле" и есть ли она вообще, сколько то, насколько спиритизм общественно ценен и как он сконструирован. В указанном ракурсе спиритизм оказывается не менее ценным, чем легитимная психологическая наука. Спиритистские практики сближаются с гуманистическими психотерапиями. Спиритистская религия, как оказывается, довольно созвучна новой духовности, развивающейся на Западе с угасанием влияния мировых религий. Все сказанное позволяет утверждать, что просветительски-позитивистское мнение о спиритизме устарело и нуждается в корректировке.
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.