Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Смирновой А.Е.


Смирнова А. Е. ЯрГУ им. П.Г.Демидова. факультет психологии г.Ярославль.
ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.


Сегодня мы начинаем понимать, что без пристального, внимательного, методически грамотного изучения специфики поведения того или иного этноса невозможно формирование адекватной социальной и государственной политики. В связи с этим особое значение приобретает такая область прикладной социальной психологии, как этническая психология. Рост современных межэтнических и межнациональных миграций - одно из самых характерных и значительных явлений в общественной жизни. Значительный приток эмигрантов приводит к тому, что в настоящее время школа все больше приобретает "многонациональное лицо", а школьные коллективы становятся многонациональными. Вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами (потери друзей и статуса, отверженности удивления и дискомфорта при осознании различий между культурами), путаницей в ценностных ориентация и собственной личностной идентичности. Контакт с иной культурой вызывает нарушение психического здоровья, психическое потрясение, для обозначения которого в кросс культурной психологии введен термин "культурный шок". Процесс обучения и взаимодействия учащихся в многонациональных группах сопровождается целым рядом проблем. Один из аспектов нашей работы посвящен исследованию особенностей этнической толерантности у подростков различной национальной принадлежности. В процессе работы нами использовалось 6 опросников : Опросник ТОЛЕРАНТНОСТЬ (Ю.В. Овчинниковой), Опросник КНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ К.Томаса, Опросник ТИП ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (Г.У. Солдатова и С.В. Рыжова), Опросник ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ*, Опросник ЭТНИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ*, Интервью на тему этнической толерантности*(* - разработаны нами).

Всего выборка составляет 118 человек, в которой представители коренного населения (русские) составляют 46 человек (39%), остальные 72 человека (61%) представители некоренного населения (нерусские- грузины, азербайджанцы, езиды, армяне).

Эти 118 человек школьники, учатся в одной из школ Ярославля, они составляют не условную, а реальную группу в рамках которой взаимодействуют ежедневно не только на уроках, но и во вне урочное время.

Для коренного населения, оказывающегося в меньшинстве характерно пробуждение этнического самосознания, которое может проявляться в форме этноэгоизма (ЭЭ)- 37%, гиперидентичности (ГИ)- 15%, и даже этноизоляционизма (ЭИ)- 11% и национального фанатизма (НФ)- 4%. Вместе с тем 29% сохраняют позитивную этническую идентичность (ПЭИ). Для некоренного населения свойственна некоторая связь типа этнической идентичности и срока проживания в чужой стране: дети с этнонигилизмом (ЭН)- 7%, все сравнительно недавно проживают в России (от полугода до пяти лет), большая часть детей некоренного населения с позитивной ЭИ живут в России с рождения или раннего детства, для всех нерусских подростков с этноэгоизмом свойственна завышенная самооценка, а также достижения в каках-либо сферах (учеба, кружки:)

По уровню общей толерантности значимых различий между группами выявлено не было. Хотя по средним результатам видно, что наивысший уровень толерантности (Т) свойственен подросткам армянской национальности, наименьший- грузинам, русским подросткам свойственен средний уровень толерантности. Что же касается исследования уровня этнической толерантности (ЭТ): значимые различия (0,5) обнаружены между группами русских детей и детей армянской, грузинской и др. национальностей. ЭТ русских детей значительно ниже, чем у представителей других групп. Между другими этническими группами значимых различий по уровню ЭТ выявлено не было.

Причем у русских детей этническая интолерантность чаще выражается на вербальном уровне (обзывания), о чем чаще в интервью говорили нерусские дети. Для них свойственно восприятие окружающих через призму "мой народ". По уровню этнической конфликтности (ЭК) значимых различий выявлено не было. По средним результатам видно, что наименьший уровень свойственен - азербайджанцам и езидам, а наивысший - грузинам и русским. По результатам исследования были выявлены значимые различия (0,5) по уровням этнической толерантности между подростками русской национальности и нерусскими подростками. Различия также выявлены и по другим шкалам. В частности, позитивная ЭИ наиболее сформирована у нерусских детей. Русские дети наименее толерантны, они чувствуют превосходство своей нации-страны, говорят о том что "русские благороднее, мы пустили их жить в свою страну", "надо гнать их всех из нашей страны:", "мы хозяева в нашей стране: они нам должны служить". У нерусских наиболее выше уровень позитивной этнической идентичности, возможно это связанно с тем, что в их семьях наиболее придерживаются норм и правил выработанных в культуре народа. Подростки говорят: "да, у нас в семье все очень строго соблюдается:", "Да: мне папа уже жениха выбрал, хотя я его не видела и не знаю:". У русских же подростков нет четких представлений о правилах и нормах: " ну: в церковь по праздникам ходим:" В частности, позитивная ЭИ наиболее сформирована у нерусских детей. Для русских детей в наибольшей степени характерен этноэгоизм. Также для некоторых подростков характерны этноизоляционизм и национальный фанатизм. Именно эти русские подростки являются основным очагом конфликтных взаимоотношений в межэтническом общении. Когда некая этническая группа мигрирует и оказывается в чужой этнокультурной среде у неё 2 пути: 1-интеграция, 2-обособить себя за счет культивирования национальных традиций. Причем ни один нерусский подросток из нашей выборки не характеризуется этноизоляционизмом или национальным фанатизмом. Выявлена очень интересная особенность: что большая часть детей нерусских с позитивной ЭИ живут в России с рождения или раннего детства, у них произошло смешение их гражданства и их национальности.

И учитывая многонациональные особенности некоторых российских школ целесообразно проводить профилактическую работу по формированию, повышению этнической толерантности, проводить работу направленную на повышение уровня адаптированности мигрантов в новой культурно-социальной среде.


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz