Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Сивкова Д.Ю.


Сивков Д.Ю. к.ф.н. ст. преподаватель каф. философии и культурологии Волгоградской академии государственной службы (Волгоград)
ДЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИИ И ВИРТУАЛЬНАЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ.


В классической научной парадигме и в обыденном сознании история и время воспринимаются как структурное сопряжение трех темпоральных модусов: прошлого, настоящего и будущего. При всем разнообразии историософских концепций, принято считать, что настоящее детерминированно событиями прошлого и телеологически определяется ожидаемыми событиями будущего. Подобное сцепление модусов придает истории устойчивость и смысл.

В эпоху "пост" время и история имеют неопределенный и переменный характер. Во-первых, будущее воспринимается как непредсказуемое или даже рискованное (У.Бек). Кроме того, прошлое становится подвижным и реинтерпретируется в соответствие с конъюнктурой. В частности, данная тенденция находит подтверждение в появлении множества концепций "альтернативных историй". Эти концепции действуют по принципу: чем необычнее интерпретация событий, тем больше внимания она привлечет.

Очевидно, что прошлое никогда не было константой и заново кодировалось смыслами, выгодными для правящих элит. Скорее всего, данный процесс проходил на бессознательном уровне. Если и были конкурирующие исторические интерпретации, то количество их было регламентировано и ограничено. Более того "факты" так или иначе, задавали формальную темпоральную структуру.

Ключевую роль в восприятии прошлого играет селективная память системы. Причем корректно отождествлять память и забывание. Дело в том, что системное забвение высвобождает потенциал системы для будущих состояний. Причем запоминается нечто в виде схем - фактов и универсалий, используемых в повторной кодировке . В смысле сказанного история - это специфическая деятельность системы, селекция среди множества возможных смыслов и присоединение их друг к другу. Совершенная память делает динамику системы невозможной.

Техника исторической деконструкции активно разрабатывалась в западном марксизме. Исходным пунктом здесь является понимание реальности, в том числе и исторической, как тотальности. Данное понятие означает конкретную взаимосвязь всех состояний или элементов системы . Вместе с тем в рамках данной парадигмы ведется настойчивый поиск некоторого выделенного элемента темпоральной структуры. "Слабое и решающее звено" есть особенный момент, в который, благодаря сложившимся обстоятельствам, возможно осуществление революционного преобразования действительности.

По сути, говорится об элементе, воздействуя на который, можно изменить всю целостность. Подобная рекомбинация очевидна в пространственной модели, однако здесь имеется в виду воздействие на историю. По мнению Г.Лукача "в диалектической тотальности отдельные моменты несут на себе структуру целого" . Данное высказывание делает ударение на самостоятельном и главенствующем статусе отдельного события. В подобном ключе рассуждает Л. Альтюссер. В своих работах французский философ показал, что в истории возможны разрывы, смещения, мутации и подмена элементов .

Наиболее радикальная концепция деконструкции истории представлена в философии В. Беньямина. Знаменитый текст "О понятии истории" строится вокруг Jetztzeit - "времени часа сего" (ап. Павел). Данный момент является революционной ситуацией и мессианской остановкой течения времени. Все время как бы стягивается в одну точку. Происходит структурное изменение смысла истории, то есть прошлое, настоящее и будущее заново соотносятся друг с другом . Предшествующие события свершались как бы "в долг" перед настоящим. С перспективы "Страшного Суда" теперь может быть оправдано любое прошлое, в том числе революционное насилие и террор .

Таким образом, в западном марксизме была подготовлена почва для восприятия истории как виртуальной темпоральности. Понятие виртуального не означает симулятивную модель реальности. Вслед за Ж.Делезом виртуальное предлагается понимать как бесконечное поле возможных состояний системы . Эти смыслы разархивируются посредством селекции и последующего произвольного присоединения. Тем самым восприятие истории бесконечно реконструируется и актуализируется.

Если в классическую эпоху системная память блокировала произвольный характер реконструкции, то в постосовременности подобная защита дает сбои. Культура превратилась в глобальный архив, который "помнит все" . История как последовательная смена событий превращается в бессмысленную циркуляцию состояний.


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz
`