© Пушкаревой Н.
В центре внимания данного сообщения - тема жизненных сложностей и путей их преодоления женщинами-учеными, детали организации повседневного быта, отобразившиеся в текстах женской устной истории науки. Эмпирический материал составляют несколько десятков глубинных неструктурированных интервью с современными женщинами-учеными из возрастной когорты 1935-1965 гг. рождения.
Российские женщины из среды интеллектуальной элиты, рассказывающие свои биографии, редко признаются в наличии "разломов", "кризисов" профессионального свойства, в то время как для мужских биографий о пути в большую науку типичны признания о преодолении, необходимости борьбы, переломах в сознании, подъемах. Как влияет различие "половых характеров", типов гендерного поведения и саморепрезентации: мужчин и женщин на контент собираемой этнологом информации о повседневности научного сообщества в современной России? Почему женщины стараются придать своему рассказу характер гендерной нейтральности, не вспоминать о примерах дискриминаций, связанных с тем, что они - другого пола, насколько этот тип вспоминания связан с глубокой вписанностью женского устного поведения в общественные ожидания?.
Результаты исследования, представляемые для апробации в данном докладе, доказывают сколь важны (1) гендерная симметрия рассказчицы и исследовательницы для обеспечения контакта и взаимопонимания, выявления схожести опытов, рефлексии по поводу которых обретают терапевтическую роль для обеих участниц возникающей коммуникации ("разделяемый ролевой опыт как основа для понимания"), а также (2) поколенческая симметрия, для которой типично, что общеполитические события и перемены в жизни страны равным образом коснулись биографий и аналитиков, и респонденток.
Обращение к женским устным историям из жизни современного научного сообщества показывает очевидно ощущаемую при использовании данной исследовательской методики историчность/изменчивость биографического материала, возможность его виртуализации и мифологизации. Идентификация самих рассказчиц со своим социальным слоем, полом, поколением приводит часть из них к тому, чтобы рассматривать, обозначать передачу памяти через участников и свидетелей как некую "коммуникативную традицию", которую с радостью поддерживают (особенно гуманитарии).
Рассказы женщин оказались шире рассказов только об их жизнях - в скриптах их интервью видны свидетели событий и явлений, которые определили саму стратегию рассказов о прошлом - а она является частью общей дискурсивной стратегии. Каждый рассказ о себе, начинавшийся как что-то индивидуальное, перерастал впоследствии через институционализированный процесс организации воспоминания в часть общей коммуникативной памяти. И по тому, как женщины рассказывали о своей повседневности, можно понять, как окружающий их мир контролировал их восприятия действительности, подкреплял или отклонял.
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.