© Муртузалиева С.И.
Северный Кавказ представляет собою уникальную культурную мозаику народов (по мнению некоторых исследователей - своеобразную "кавказскую цивилизацию"), в котором правительство РФ не имеет сегодня адекватной политики при сильно преувеличенном значении этноконфессионального фактора как чуть ли не главной причины проблем и конфликтов в нашем регионе.
Спецификой современного периода является переплетение локального и глобального геополитических аспектов, выразившееся в ломке прежней биполярной системы международных отношений и изменении состава их субъектов. Население Северного Кавказа исповедует большинство существующих в современном мире религиозных верований: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и т.д. Особенность современной религиозной ситуации на Северном Кавказе состоит в том, что возрождение духовной, религиозной культуры и традиций, тесно связанных с широко распространенными национальными обычаями, обрядами, и религиозную консолидацию некоторые общественно-политические силы, национальные движения пытаются использовать в своих интересах, для достижения различных политических целей. Это относится как к христианству, так и к исламу - религиям, исповедуемым большинством народов Северного Кавказа. Г.У. Солдатова отмечает: "Все возрождающиеся обычаи, традиции, праздники имеют, как правило, религиозный характер, определяемый синтезом православия или мусульманства с местными верованиями".
На рубеже столетий среди мусульман Северного Кавказа наблюдается ориентация на "светский ислам", прочно сращенный с национальными традициями и культурой народов. Одновременно можно констатировать, что отношение общественного мнения к проникновению ислама в политическую жизнь у народов Северного Кавказа неоднозначно. Несмотря на высокий удельный вес верующих среди опрошенных карачаевцев и черкесов, политический рейтинг религиозных организаций не очень высок: Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья считают выразителем своих интересов всего 6,2 % карачаевцев и 8,8 % черкесов.
Подавляющее большинство опрошенных нами в 2003 и 2005 гг. сельских и городских респондентов-дагестанцев (старшеклассники, студенты, работающая молодежь в возрасте от 15 до 25 лет) самоидентифицировали себя как "мусульмане". Однако роль религиозных организаций в урегулировании межнациональных конфликтов и в миротворческой деятельности студенты оценили: как невысокую - 42,5 %, как активную - 20,9 %, недостаточно высокую - 16,8 %, "никакую" - 15,6 %, затруднились ответить - 4,2 %.
Против участия религиозных организаций в политической жизни высказалось 49,3 % респондентов, тогда как за участие - 38,4 %, не смогли определиться и затруднились ответить - 12,3 %.
Ответы на вопрос: "Способствует ли рост религиозности населения гармонизации межнациональных отношений в Дагестане?" распределились следующим образом: нет - 54,6 %. да - 40,3 %, затруднились ответить - 5,1 %. Это говорит о том, что несмотря на рост влияния духовенства на молодежь, конфессиональные организации пока не оправдали возлагаемых на религию надежд политиков и самого духовенства на быстрое и эффективное урегулирование ситуации в Дагестане и в регионе.
Думается, что в ближайшее время ситуация в корне не изменится, а значит, следует искать и другие рычаги (механизмы), способные привести к толерантным взаимоотношениям между представителями разных конфессий.
Этноконфессиональную ситуацию в Дагестане осенью 2001 г. (после августовско-сентябрьских событий 1999 г.) студенты оценили следующим образом: стала более спокойной - 50,2 %, напряженная - 22 %, имеет тенденцию к обострению напряженности - 18,6 %, не изменилась - 9,2 %.
На вопрос: "Между какими конфессиями наблюдаются противоречия?", респонденты ответили: между представителями традиционного ислама, тарикатистами и ваххабитами - 73,3 %, между мусульманскими и протестантскими общинами (свидетели Иеговы, пятидесятники и др.) - 20 %, между православными и протестантскими общинами (свидетели Иеговы, пятидесятники и др.) - 6,7 %. Отрадно, что все 100 % студентов считает, что насильственное навязывание своей религии другим людям недопустимо.
Практически вся опрошенная молодежь (82,7 %) считает, что распространение новых, нетрадиционных религиозных движений и культов (ваххабизма, протестантских общин) является главной причиной существующей сегодня напряженности в внутри- и межконфессиональных отношениях.
Несмотря на подавляющее большинство несогласных (около 80 %) с тем, что следует (можно) принуждать к религии, есть респонденты, которые считают допустимым насильственное навязывание своей религии другим людям - это 7,9 % сельского населения в возрасте до 25 лет.
Дагестанцы обладают опытом общего конфессионального развития от тенгризма и раннего христианства до ислама, который оказался более жизнестойким и был принят большинством населения. Дагестанцами веками вырабатывалось лояльное отношение к представителям разных религий и к самим вероучениям. Все это является перманентным фактором культурно-психологической интеграции народов Дагестана.
Как отмечает С.А. Панарин, в качестве моста Кавказ ориентировался первоначально на контакт с Югом, однако приход России приводит к переориентации его на Север. Порубежное "евразийское" положение Северного Кавказа, который, перефразируя О.Бисмарка, являясь подбрюшьем России, играет сегодня важную роль в геополитических притязаниях почти 30 стран ближнего и дальнего зарубежья. На данной стадии изученности проблемы преждевременно делать выводы о том, действительно ли на Кавказе ощущали свою "пограничность" и в чем это проявлялось или же это Россия привнесла такое представление. Думается, что ответы на эти и иные вопросы позволит найти дальнейшая разработка обозначенной нами проблемы.
В определенные периоды истории межэтническое и межрелигиозное восприятие то затухало (этноконфессиональная толерантность), то обострялось до крайних пределов (этноконфессиональная интолерантность) - кровопролитные войны древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени, дают этому множество примеров.
Военно-политическая и религиозная деятельность сперва племенных вождей и жрецов, а позднее правителей и религиозных лидеров формировала позицию "мы - они", "свои - чужие", приводившую к тому, что не желая оставаться в стороне от своего народа, человек стремился стать в ряды "своих", то есть соглашался с тем, что "они" враждебны (или хотя бы противостоят) "нам". Уровень межэтнического и религиозного восприятия в такой ситуации выглядит как противостояние "нас", "своих" - сил добра и "их", "чужих" - сил зла, а значит, борьба против "чужих" является праведной.
Многовековое господство ислама, широкое распространение исламских ценностей и т.п. способствовало в Дагестане отождествлению его с "отцовской верой" и восприятию ислама как характерной черты, присущей народам республики. Развитию этих представлений способствует и дагестанский "исламский бум" последних 15-20 лет. В опросе 2003 г. религия заняла 1 место, народные обычаи - 3, общее историческое прошлое - 4 место. Однако в опросе 2005 г. религия оказалась уже на 4 месте, народные обычаи - на 2, а общее историческое прошлое - на 1 месте.
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.