Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Макаровa А.И.


Макаров А.И. к. филос. н. доцент, кафедра истории философии и религиоведения Волгоградского государственного университета
О СКРЫТЫХ СМЫСЛАХ ПОНЯТИЯ "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ": КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.


К сожалению, сегодня в сфере вузовского образования очень многие готовы к каким угодно нововведениям, - лишь бы это были т.н. "новые технологии". Наши наблюдения за словоупотреблением показывают, что словосочетание "новые технологии" способно оказывать серьёзное суггестивное воздействие на сознание. Вместе с тем, даже беглый анализ воздействия этого словосочетания показывает что оно не всегда воспринимается как понятие, а часто выступает метафорой и функционирует в качестве слова-амебы, производящей манипуляционный эффект, когда человек рационально неконтролирует свои цели, заданные этим словом. А так как с помощью этого словосочетания сегодня порождаются мотивы действия как у людей, принимающих решения по реформированию высшей школы, так и у непосредственных исполнителей этих решений, то представляется актуальным выяснить какие же смыслы стоят за этим сочетанием.

Понятие "смысл" мы употребляем здесь в функционально-психологическом смысле: смыслы - триггеры, т.е. такие, элементы текста (символы), которые запускают моторику мышления, заставляют развиваться мысли в определенном направлении. Наше предварительное исследование семантических связей словосочетания "новые технологии" позволили предположить, что с ним теснейшим образом связано другое слово-амеба "эффективность" (нас будет интересовать это слова тоже в качестве метафоры, а не строгого понятия).

Рабочая гипотеза может быть сформулирована следующим образом: Слова "новые технологии" и "эффективность" обладают сильным суггеситвным потенциалом потому, что является ключевыми концептами (мифологемами) современной мифологии техницизма. Под мифологией техницизма мы понимаем некритическое отношение к некоторым такой ценности современной культуры как техника и технология.

В сфере реформирования высшей школы мифология техницизма поддерживает продвижение неклассических форм обучения и третирование идеологии классического образования. Как любая идеология, мифология техницизма призвана утвердить особый взгляд на человека, на то как он должен быть образован в качестве личности, вписывающейся в определенное общество. Техницизм в сфере образования, вроде бы ориентирован на подготовку человека т.н. "информационного общества". Однако возникают основательные опасения, что те принципы, которые пытаются продвинуть в качестве основы современных образовательных технологий, формируют не человека, способного ориентироваться в структуре информационных потоков, а, напротив, - они создают условия для формирования человека, сознание которого переполнено хаотической пляской информационных сообщений. К одной из таких технологий может быть отнесена технология дистантного обучения. Следует оговориться, что наша критика дистантного обучения относится к попыткам его внедрения в сферу высшего гуманитарного образования в качестве доминирующей формы обучения. Локальное применение дистантных техник для дополнительного образования домохозяек, для переобучения с помощью тектов-инструкций в негуманитарных дисциплинах не вызывает особых возражений. В этих случаях оно ни чем не будет отличаться от внеаудиторных форм обучения, которые при нормальной организации учебного процесса, могут сочетаться с аудиторной работой в качестве факультативного режима.

Принципы, лежащие в основе этой технологии - тиражируемость, рецикличность, эффективность. Принцип тиражируемости воплощен в приемах бесконечного копирования оригинала и доказательства того, что копия ничуть ни хуже оригинала. Это, конечно же, - лукавство, которое зиждется на том, что многие не понимают что полноценное качество "вещи" неразделимо с ее созданием (например, качество исполнения музыкального произведения неразделимо с ее исполнителем, дух не разделен с телом). Принцип рецикличности, или повторяемости, воплощен в гипнозе повторения одного и того же. Это - основа всевозможных форм дрессуры - от цирковой до интеллектуальной. Принцип эффективности - это центральный принцип устройства экономики и культуры современного общества потребления. Совсем недавно он проявился в полную силу: слово "эффективность" далеко не случайно распространилось на все сферы культуры. Дело здесь в том, что на последнем этапе современной экономики, эффективность достигается в основном исключительно за счет минимизации затрат на производство продукта. Поэтому не нужно больше связывать эффективность с повышение качества, эффективность - это, прежде всего, снижение затрат на производство продукта, - что, объективно, связано как раз с понижением качества. Вопрос качества в "эффективной экономике" заменяется вопросом об удовлетворении спроса. Качество теперь - производная спроса. Качество больше не есть атрибут вещи, услуги или других сфер реального, качество - это атрибут виртуальной реальности представлений о реальном. Эффективность становится результатом маркетинга, т.е. игрой со знаками, а вовсе не свойством реального продукта.

Дистантнтная технология, - это частный случай применения принципов эффективности, тиражируемости, рецикличности. Эти принципы являются основой современной массовой культуры, и обеспечивающего ее типа педагогики, т.н. "кодирующей педагогики". Этим термином в теории педагогики обозначается такая технология формирования структуры сознания обучаемого, которая основана на многократном повторении небольшого набора мировоззренческих принципов, которые упаковываются в яркую, но схематизированную информационную обертку. К разряду кодирующей педагогики относятся рекламные технологии, технологии средств массовой информации и другие сферы пропаганды. Схематизм сообщений не заметен для потребителя, так как при их трансляции на человека может обрушиваться огромный вал разрозненной информации. Такая информация может подаваться и под видом набора специальных курсов, ориентированных на узкие проблемы и ситуации, актуальность которых ограничивается очень коротким временем.В сфере образования такой вид педагогики использовался раньше в учреждениях дошкольного образования, когда нужно сфокусировать сознание ребенка, для того, чтобы он мог ориентироваться в мире взрослых, сознание которых сужено в целях устройства совместного общежития, требующего среднего поведения и усредненных мыслей.

Проблема состоит в том, что последнее время такой тип технологий начинает активно пропагандироваться применительно к высшей школе. Такой тип обучения вполне адекватен задаче "посадки" в сознание тех или иных автоматических навыков ремесленнического характера, но неадекватен традиционным целям высшего образования или целям классического университета. Получающий только такой вид образования рискует оказаться в ситуации непонимания сложных процессов современного мира, рискует оказаться на обочине управления процессами не только окружающей его жизни, но и собственного сознания, через которое проходит коллосальное количество информации.

Проанализируем дистантную технологию в контексте когнитологических теорий памяти и социо-культрных предпосылок распространения технологий фрагментарного мышления. Тип т.н. "фрагментарного" или "клипового мышления" противоположен системному мышлению, - в том его виде, в котором оно было целью технологии классического образования. Память - это функция не только, и не столько, сознания, - сколько сверхсознания и подсознания. А это значит, что при запоминании важно не только заучивание и понимание, но не менее важно забывание и непонимание, Студент должен, в какой-то мере, не понять преподаваемый материал, чтобы забыть его. И лишь в определенных условиях эта зыбытая информация будет извлечена и использована для понимания в будущем той ситуации, о которой шла речь в прошлом. Таким образом, традиционное понимание образования основывается на представлении о том, что путь человека от незнания к знанию пролегает через общение, вызывающее повышения эмоционального фона.

Знание - не тождественно информации. Информация - это то, что может быть схематизировано, разложено на элементы, знаки и закреплено механически, то есть усвоено поверхностно. У познания есть информационный аспект, но это понятие шире. Оно включает в себя процесс осмысления информации. Ученый - это не тот, кто много помнит, а тот кто умен, т.е. способен забывать не существенное для решения задачи и вспоминать существенное. Когда мы оперативно забываем и воспоминаем, мы оперируем образами в рамках особых схематизмов мышления. Процесс вытеснения образов и их вызывание происходит в режиме инсайда. Такая способность сознания не является элементарной или природной данностью. Это искусственно возникающая способность. Это сложный процесс в результате которого информационное поле знаков взаимодействует с полем смыслов, что предполагает повышенный эмоциональный фон. Когда я говорю об эмоциональном фоне, я не имею в виду аффективность. Речь идет скорее о таких модусах сознания как удивление, возмущение, страх. Для нужд образования больше подходит удивление. Удивление задаёт ритм вибрациям сознания и памяти, в результате которых информация сгущается в смыслы и образы памяти.

Здесь нужно сказать о мимесисе. Мимесис биологическая способность человека к подражанию. Это - основа любого нашего опыта, во всяком случае его первичных уровней, когда опытные данные восприятия сопрягаются с идеями, схемами мышления. Мимесис предполагает коммуникацию живого с живым. Другими словами, эта способность к мимесису, на которой основано классическое образование, аналогична процессу инфицирования организма, а не процессу передачи данных от компьютера к компьютеру. Без миметизма не формируется основа мыслительных процессов - смыслы.

Высшее образование предполагает участие студента в живом общении, т.е. в поле устной речи. Это особая речь, отличная от обыденной, которой владеют сверстники и обыватели. Письменная речь имитирует устную, и в какой-то мере тоже, может вызывать смыслообразование. Но все же она вторична, и потому менее продуктивна, особенно, на этапе вхождения, надо сказать трудного вхождения студента в образовательный процесс.

Методика дистантного образования напрямую коррелирует не только с политэкономическими реалиями современного мира, но и с культурными реалиями. Я имею в виду вездесущую поп-культуру. Принцип поп-технологий, точно также как и других "поп", - поп-музыки, поп-литературы, поп-науки и поп-религии, - состоит в следующем: приспособление к инстинктивным потребностям организма и продуцирование равновесных состояний психики. Назовем это принципом поверхности. Это такой режим сознания, когда отсутствует рефлексия, придающая сознанию многомерность. Эффектом многомерности сознания является такие нетривиальные качества сознания как самосознание и мышление, т.е. то, что обозначается метафорой "интеллект". Интеллект и есть цель классического образования. Нерв дистантного обучения - это попытка обойтись без раздражающих психику обыденное мышление парадоксов текста, которые составляют основу живой лекции, и уж тем более семинара. Письменная, пусть даже иллюстративная презентация блоков информации настраивает на механическое запоминание, что только при первом взгляде может показаться не комфортным для психики. Куда более не комфортным является так называемое смысловое запоминание.


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz