© Ливенцевой Т.В.
В процессе нового государственного строительства России и в ходе поисков новой идентичности для церковного и гражданского общества все актуальнее выглядит вопрос о государственном и церковном устройстве. Этот вопрос получил свое освещение и в принятых " Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", где впервые была сделана попытка сформулировать общие принципы церковно-государственных отношений в постсоветской России. Данная проблема представляет несомненный научный интерес, тем более, когда происходит процесс переоценки многих ценностей и поиски духовной опоры, фундамента, на котором можно было возвести новое здание российской государственности.
В настоящее время российское общество находится в состоянии поиска духовой идеи, именно такой идеи, составная часть которой могла бы сплотить, сохранить нашу Россию свободной и независимой, мы обращаемся к Православию, к истории, к подвигам наших предков, которые могли созидать такое сильное государство, как Киевская или Московская Русь. А поскольку Церковь в истории Русского государства занимала и занимает важное место, то неизбежно возникает вопрос: "А как развивались взаимоотношения Церкви и государства в предыдущие эпохи?"
Изучаемая проблема имела и имеет давнюю традицию в отечественной историографии. Ее начало можно отнести к самой заре существования Русского государства, когда первые русские летописцы задумывались о месте и роли государства и Церкви в жизни общества и их взаимодействии.
Изучая ранние этапы истории церковно-государственных отношений на Руси с одной стороны и процесс формирования византийской концепции "симфонии" духовной и светской властей в современных условиях развития государственности с другой, неизбежно возникает ряд вопросов подчас ответы дать на которые можно лишь суммируя факторы зарождения данной концепции в ее ранний период и применение на практике, но уже в новых условиях формирования Древнерусского государства. Таким образом, возникает ряд вопросов:
О самой сущности понятия "симфонии" властей в ее византийском контексте как особенной модели церковно-государственного регулирования? Проблеме характера рецепции основ византийской религиозно-политической доктрины на Руси; а также о степени восприятия византийской модели симфонии на Руси и ее применимости в современных условиях? Начиная со святого князя Владимира до царя Алексея Михайловича, в течение почти 7-ми веков, молодое Русское государство хранило унаследованный ею монархический принцип государственного правления, а также ту форму взаимоотношений между Церковью и государством, которая проявилась и конкретизировалась в очень тесных связях великих князей, позднее - царей, с митрополитами, а затем - с патриархами. Византийская теория симфонии, ее основные положения стали известны в Киеве одновременно с первоисточниками русского церковного права - Правилами Святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов, записанных в Номоканоне патриарха Фотия. Знаменитая VI новелла императора Юстиниана, в которой была изложена суть этой теории, первоначально попала в Россию, по-видимому, через Болгарию. Переданная митрополиту Кириллу в середине XIII века, она была вставлена в начало IV главы Кормчей Книги. Великие русские князья получили в ней принцип сыновнего послушания Святой Церкви. Древние летописи оговаривают, что рядом с митрополитом должен находиться великий князь. Когда Русская Церковь обрела автокефалию, а цари заместили великих князей, симфония власти уже прочно укоренилась как нечто исконно русское. Эта диархия, эта симфония двух согласованных властей, священства (sacerdotium) и империи (imperium), каждая полновластная в своей области, была ясно провозглашена.
Проблема характера взаимоотношения Церкви и государства и сейчас в современных условиях векторов развития властей не теряет и не может утерять своей актуальности. Естественно, что эта проблема давно обратила на себя внимание отечественных ученых. Однако, несмотря на все их усилия, далеко не все страницы взаимоотношения Церкви и государства изучены в достаточной степени.
Религиозная ситуация в современном секуляризированном обществе определяется отношениями между светскими и религиозными началами общественной жизни. Между светской и религиозной сторонами в России ныне достаточно много проблем и противоречий, как доставшихся в наследство от эпохи агрессивного секуляризма и атеизма как государственной доктрины, так и обусловленных текущими проблемами общества. На данном этапе общественного развития, характеризующегося религиозным возрождением, религия в лице конфессиональных объединений, их лидеров и отдельных верующих зачастую выступает как активная сторона взаимодействия. Светская же сторона, в лице общества и государства - напротив, относительно пассивна. Однако в силу особенностей современного общества, последнее слово, решающий "ответ" на "вызов" религии остается именно за светской культурой, за властью и обществом. Именно от них во многом зависит то место и роль, которую религия займет в обществе будущего.
Сегодня многое говорит о том, что ход дальнейшего развития религиозной ситуации в России еще не предопределен. Общество в целом пока не сделало свой выбор в пользу той или иной стратегии взаимодействия с религией. Позиции крупнейших традиционных религий в этой связи более определенны - и "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", и социальная программа российского Ислама, и аналогичные инициативы со стороны протестантских и иудаистских объединений ориентированы на стратегию, которую можно назвать активизацией диалога с перспективой культурного синтеза. Такой синтез предполагает доминирующую роль религиозных идеалов, условно говоря, формирование культуры, "светской по форме и религиозной по содержанию". Каковы проблемы и перспективы реализации этого курса в условиях современной России?
В настоящее время и сами религии, в том числе православная, и светское общество объективно поставлены в ситуацию налаживания более тесного, активного и многоаспектного взаимодействия, чем это было несколько десятилетий и даже несколько лет назад. Кризис духовности в постсоветской России (да и на всем пространстве бывшего СССР) не только не изжит, но и продолжает развиваться, нанося огромный вред обществу и препятствуя выходу общества из того критического состояния, в котором оно оказалось в результате событий последних лет. Организация их взаимодействия требует тщательно разработанной концептуальной, теоретической платформы. Такая платформа должна соответствовать уровню новейших научно-методологических принципов, должна вобрать в себя все лучшее, что было наработано предшественниками, и исходить из реалий нынешних практических проблем религиозной ситуации и государственно-конфессиональных отношений.
Библиография
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.