Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Жаде З.А.


Жаде З.А. кандидат политических наук, доцент, зав. кафедрой теории государства и права и политологии,Адыгейский государственный университет.
СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.


Активизирующиеся процессы глобализации и геополитические перемены остро поставили вопрос об осознании индивидуальной и групповой идентичности. "Проблемой идентичности "болеют" сегодня страны, общества и люди. Проблема самоидентификации отражает взаимодействие разных уровней идентичности, и что человек может вбирать в себя множество идентичностей" .

Сложности в осмыслении данного социального феномена связаны с многообразием его проявлений от микроуровня до макроуровня. Проблема идентичности сегодня выглядит чрезвычайно сложной, включающей наряду с традиционными уровнями идентичности новые. В условиях российского полиэтнического социума формируется многоуровневая идентичность, которая основывается на таких объектах идентификации как субэтнос, этнос, суперэтнос, республика, регион, общероссийская нация.

Политические изменения в России своими последствиями привели к идентификационному кризису. Перед обществом со всей остротой встали основные вопросы, характерные для периодов трансформационных изменений: "кто мы есть в современном мире?", "в каком направлении мы развиваемся?" и "что составляют наши базовые ценности?".

Отсутствие чётких однозначных ответов на эти вопросы привело к многофакторной дифференциации внутри российского общества, которая сопутствовала распаду прежней модели идентификационной системы. Процесс этого распада актуализировал всю совокупность имевшихся уровней идентичности, скреплявших каркас прежней идентификационной системы, что и обусловило появление повышенного интереса к проблемам регионализации страны и механизмам идентификации региональных сообществ.

Процесс региональной идентификации выражается не в смене одних формальных институтов общества другими, обычно идущей в период политической трансформации в большинстве стран переходного типа, осуществляющих демократический транзит, а в полном их сломе, внедрении новых форм конструирования социальных общностей, появлении неформальных правил и традиций, утверждении устоев, обычаев и даже мифов, внедряющихся в социокультурный опыт регионального пространства.

Смысл феномена идентичности может быть понят в соотношении с конкретным регионом. Поэтому рассмотрим ее на примере северокавказского региона, в котором происходит наложение целого ряда проблем, оказывающих влияние на региональный политический процесс. Во-первых, это проблемы и противоречия, возникающие во взаимоотношениях основных политических акторов, что, в целом, является типичным для процесса регионализации, происходящего в рамках Российской Федерации. Во-вторых, это регион, в котором трудно преодолевается прошлый советский опыт, так как на Северном Кавказе стали остро проявляться многие социальные вопросы, которые оказывают значительное влияние на ее современное политическое развитие. В-третьих, здесь проживают около 150 этносов, представляющих почти весь российский этноареал, и в этом смысле регион является полиэтничным и поликонфессональным. В-четвертых, регион подвержен влиянию как западной, так и восточной культурной волны, что делает Кавказ поликультурным, фрагментируя его единый социокультурный пласт.

Влияние глобализации и давление массовой культуры ведет к тому, что кавказцы опасаются утратить свою идентичность. Поэтому они ищут спасение от этого в поисках связи со своей малой "родиной", своими местными, региональными корнями.

Складывающаяся геополитическая ситуация формирует целый комплекс проблем, связанных с региональным устройством Российской Федерации, решение которых возможно при понимании объективных закономерностей развития глобальных процессов и при их учете в осуществлении региональной политики. Данная политика не должна препятствовать формированию региональной идентичности, росту самостоятельности регионов, их способности самостоятельно решать свои внутренние проблемы.

Данный регион сложен в пространственно-географическом, этнонациональном и социально-политическом отношении. Тот географический факт, что Северный Кавказ входит в геополитическое пространство России, создает чрезвычайно многоаспектный проблемный контекст, утверждающий заинтересованность в нем России. Анализ динамики социально-политических и этнонациональных процессов, протекающих в регионе необходимо проводить исходя из той роли, которую они играют по отношению к системе российских геостратегических приоритетов.

Северный Кавказ чрезвычайно важен для России, когда речь идет о его геополитическом и геостратегическом значении, о территориальной целостности России, о безопасности границ, о Кавказе как о земле уникальных народов и культур. Для Кавказа особое значение имеет сохранение социальной и духовной целостности российского многонационального народа и государства. Северный Кавказ - это целая планета народов, культур и языков, которые развиваются и взаимодействуют на этой территории тысячелетиями. Здесь сформировалась своеобразная самобытная северокавказская культура, впитавшая в себя сотни различных этнических культурных традиций.

Оценивая геополитическое положение Северного Кавказа, необходимо обратить внимание на то, что он является зоной активных межэтнических и межконфессиональных контактов. Вследствие этих взаимоотношений сформировались группы со сложной идентичностью, исследование которых важно как для выявления механизмов их существования, так и для выявления закономерностей протекания некоторых этнических, политических и конфессиональных процессов в регионе. Геополитику Северного Кавказа можно рассматривать как особый проблемный комплекс, отражающий и соответствующим образом преломляющий сложившиеся тенденции регионального и глобального социально-экономического и политического развития.

Совмещение региональной северокавказской общности, имеющей сложную структуру, с многоуровневой идентичностью - непростая проблема, которая все больше занимает внимание ученых Юга России. Так, анализируя идентичность Кавказа в цивилизационной и исторической парадигмах, В.В. Черноус отмечает, что распад социалистической системы, советского общества, кризис социалистической идеологии повлекли за собой всеобщий кризис идентичности, в том числе цивилизационно-культурный на постсоветском пространстве, включая Кавказ. В "цепочке" идентичностей автор выделяет этническую, северокавказскую, российскую и кавказскую и указывает на то, что становление идентичности народов Северного Кавказа развивалось неоднозначно и неоднолинейно .

Кавказская идентичность подробно исследована в трудах А.Ю. Шадже, по мнению которой, она представляет собой форму бытия народов кавказского общества, которая формируется на базе определенного образа жизни, в котором присутствует географическая константа. Под кавказской идентичностью автор понимает "способность кавказских народов осознавать свое социокультурное единство, свою принадлежность к общему и целому кавказскому миру" .

Представляется обоснованной точка зрения Э.А. Шеуджен, согласно которой "одним из ключевых понятий, позволяющих осмыслить этнические проблемы северокавказского региона, стала идентичность, основанная на особенности географического положения, общности исторического прошлого, опыте освоения территории, взаимопроникающих контактах национальных культур. При этом важно учитывать, что этническая идентичность в данном регионе исторически сосуществует с региональной идентичностью" .

По нашему мнению, региональный уровень идентификации основан на восприятии Северного Кавказа как региона, отличающегося по социально-психологическим и культурно значимым признакам. Региональная идентификация является одним из определяющих и стабилизирующих факторов формирования культурно-исторической и социально-территориальной общности.

Как показывает исторический и культурный опыт, полиэтничная Россия не может иметь "простую" идентичность: ее идентичность может быть только многоуровневой, "внутренне многополярной".


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz