© М.К Батчаевой
Благотворительность и милосердие как социальные явления сложились у каждого народа населяющего нашу страну и имеют свои специфические черты и глубокие корни. Поэтому, национальное и духовное возрождение России невозможно без современного осмысления наследия прошлого и без четкого понимания этих явлений и выработки отношения к ним.
В ХVIII в. - ХIХ в. жертвовать большие суммы на благотворительные цели могли лишь состоятельные люди, поэтому в российском обществе, зачастую, частная благотворительность воспринималась как "барская затея". Регулярно и бескорыстно, как показывают источники, пожертвования вносили одни и те же семьи, в списках благотворителей все чаще встречались одни и те же фамилии. В связи с этим, в обществе сформировалось неоднозначное отношение к таким "дарителям". Как отмечают исследователи проблемы, "часть горожан видели в крупных купеческих, публично объявленных пожертвованиях лишь саморекламу, а не исполнение христианских заповедей".1 Причины подобного скептического восприятия благотворительных акций богатых семей со стороны городского населения могли быть разными - от экономических до психологических. Но, следует отметить, что зерно сомнения в искренность подобных деяний заложило и российское правительство.
Можно согласиться с тем, что, конечно же, участие в деятельности благотворительных организациях не всегда означало благородный порыв души. Например, если для купца это было частью рекламной компании, то для государственного чиновника - составной частью успешной карьеры. Однако, определенная категория жителей, все же, придерживалась традиционных форм благотворительности, не предусматривавших огласки. Так, среди членов Попечительных организаций было много врачей, педагогов, вдов чиновников и военных, для которых это членство ничего, кроме дополнительно взятых на себя обязанностей и расходов, дать не могло. Они свою миссию выполняли добровольно и бесплатно. Кроме того, финансовая сторона деятельности "Попечительных обществ" была прозрачной и гласной. Регулярно печатались подробные отчеты о собранных и израсходованных суммах. Некоторые суммы в пользу нуждающихся граждан собирались по подписным листам, кружечными сборами и лотереями.
До второй половины ХIХ в., как известно, социальная сфера финансировалась, в основном, государством, земствами, церковью и добровольными пожертвованиями. Постепенно стало ясно, что только государственное финансирование недостаточно для функционирования этой отрасли, и что государство в одиночку не в состоянии справиться с такой серьезной проблемой. Поэтому все большее значение начинает приобретать частное и общественное призрение, которое в пореформенный период в России составляло основную долю благотворительности.
Надо отметить, что еще в первой половине ХIХ в. как одна из форм общественной благотворительности появляется т.н. "тюремное попечительство", делаются первые попытки упорядочения благотворительной деятельности в тюрьмах России под эгидой государства. Так, в 1819 году в Санкт-Петербурге было учреждено "Общество попечительное о тюрьмах", а с 1822 г. по всей России начали открываться местные отделения. Главным предметом деятельности нового "Общества" становится ":нравственное исправление преступников, улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей".2 "Обществу попечительному о тюрьмах" было предоставлено широкое участие в тюремном деле, но при этом, другое предложение - передать тюрьмы в исключительное заведование "Общества" осталось без внимания: надзор над тюрьмами стал носить двойственный характер, разделившись между "Обществом" и властями. Как справедливо отмечал Д. Тальберг, "при самом возникновении, "Попечительное о тюрьмах общество" было каким-то незаконнорожденным детищем филантропии, какою-то аномалией в порядке организации обществ: оно являлось не то частным, не то государственным учреждением".3 Неопределенность статуса "Общества" и его целей приводило к частым конфликтам между ним и властями. Из-за подобных конфликтов, например, был снят в 1824 г. президент "Попечительного о тюрьмах общества" князь Александр Голицын.
До тех пор, пока "Общество" действовало под руководством императора Александра I, влияние "Попечительного о тюрьмах общества" было преобладающим. После его смерти, господство благотворительного направления стало ослабевать, и вместе с тем стала ослабевать и деятельность "Общества". Консервативные тенденции во внутренней политике Николая I все сильнее стали влиять и на состояние в России благотворительной деятельности вообще, и в пенитенциарной системе в частности. Между тюремной администрацией и "Попечительными обществами" стали возникать недоумения и пререкания. Правительство не торопилось давать ход законопроектам, разграничивающим полномочия тюремных комитетов и смотрителей тюрем, на чем настаивали попечители. Первым специальным общегосударственным актом, касавшимся вопросов лишения свободы, явился "Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею и ссыльных", принятый в 1832 г.4 В нем оговаривается "какие судебные места и установления и в каком приблизительно составе необходимы для правильного отправления правосудия", и "какое оно должно иметь значение по степени власти и кругу их действий", но при этом "Устав" обходит почти полным молчанием условия тюремного режима. Данный законодательный акт был переиздан в 1842 г. с дополнениями и изменениями, а затем изменения вносились в 1857 г., 1866 г. и в 1890 г. Эти издания отличались лишь количеством статей, а об их качественном изменении говорить не приходится. Последняя редакция "Устава" оставалась в силе 27 лет, вплоть до 1917 года.
Эти законодательные изменения привели к коренному преобразованию и самого "Общества попечительного о тюрьмах". Его новый "Устав", введенный 7 ноября 1851 г.5 окончательно утвердил бюрократические подходы к комплектованию тюремных комитетов. С этого момента, главное попечение о всех исправительных местах лишения свободы было предоставлено именно "Обществу" (ст.15 и 29 Устава содержащихся по стражей, изд. 1857 г.), 6 а управления местами заключения принадлежало Министерству внутренних дел, а заведование местами заключения политических арестантов - "Третьему Отделению" Его Императорского Величества канцелярии. Надо отметить, что к этому времени "Общество" состояло из 42 губернских, областных и портовых мужских и 11 женских комитетов, 137 уездных отделений.7 Но, несмотря на все заслуги этих обществ, их деятельность была вновь оценена негативно, и в 1893 г. они были преобразованы в "Тюремные благотворительные комитеты". Которые формально сохранялись, но были лишены большинства своих полномочий и занимались лишь вопросами материальной помощи заключенным.
Во 2-й половине XIX века отмена крепостного права, проведение судебной реформы и существенные изменения в социально-экономической сфере привели к необходимости преобразований и в пенитенциарной системе, дальнейшей разработке законопроектов и ревизии местных тюремных инспекций, а также руководства их деятельностью. Кроме того, следует отметить, что до 1879 г. в России не было единого тюремного управления, его заменяли 15 ведомств, которым подчинялись тюрьмы. Так, например, у Сената была своя тюрьма в подвальном помещении. Местные тюрьмы были подчинены губернаторам.
Упорядочение тюремной систем началось с создания в 1879 г. Главного Тюремного управления (ГТУ) и с введения в 1890 г. Тюремной инспекции8. С созданием ГТУ, большинство тюрем переходило в его ведомство, и с этого времени, деятельность "Попечительных о тюрьмах обществ" сворачивается и они окончательно становятся частью государственной структуры.
С сожалением можно отметить тот факт, что не только Главное тюремное управление, но и весь государственный аппарат царской России мало интересовался формированием тюремного законодательства и функционированием этой системы. С приходом к власти Николая II начинаются незначительные перемены. Только в 1895 г. в рамках реформ, проводившихся государственными деятелями из окружения императора, Законом от 13 декабря Главное тюремное управление, находившееся в ведении МВД, было переведено под контроль Министерства юстиции.9 В связи с этим и президентом "Попечительного общества" теперь становился сам министр юстиции.
Хотя, в некоторой степени, тюремная система была реформирована, ликвидировались существовавшие ранее исправительные и работные дома, долговые тюрьмы, которые впервые были созданы еще в 1775 году, положение заключенных было несколько улучшено, но, даже эти изменения не оказали никакого влияния на пробуждение внимания к тюрьме и содержанию заключенных, а также к деятельности попечительных организаций, пытавшихся помогать арестантам.
Таким образом, с момента своего возникновения, "Общество попечительное о тюрьмах" приняло характер полуобщественной, полуправительственной организации. Благодаря некоторому упорядочению частной и общественной благотворительности в местах лишения свободы под эгидой государства, все же, облегчался доступ общественности к информации о реальном состоянии пенитенциарных учреждений и эволюции преступности в стране. Однако, филантропическое по своей сути "Общество" очень быстро трансформировалось в полуофициальную структуру. Бюрократизация "Общества попечительного о тюрьмах" в период правления Николая I, и возросшее недоверие правительства к любым формам гражданской самодеятельности привело к падению эффективности работы благотворительно-тюремных организаций во 2-й пол. XIX в., к формализации их деятельности, росту злоупотреблений, дискредитировавших саму идею участия общественности в решении проблем тюремной системы страны.
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.