Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Руфины Адильзяновой


Руфина Адильзянова. Слушатель 2 курса факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге.
ОСОБЕННОСТИ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ РАБОТЫ СРЕДИ МУСУЛЬМАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 1920-1930-Е ГГ. (НА ПИРМЕРЕ ТАТАРИИ).


Существует немало исследований, рассматривающих антирелигиозную политику в СССР. В центре внимания исследователей чаще всего оказывалось православие и направленная на него антирелигиозная политика государства. Политические, социальные и культурные аспекты остаются малоизученными. Актуальность темы связана с травматичностью памяти о насильственной атеизации. К тому же в настоящее время многие социальные и политические конфликты "конфессионализируются", т.е. им придается значение конфессиональных столкновений, в том числе конфликты между христианами и мусульманами. Все эти факторы придают особый интерес изучению антирелигиозной работы среди мусульман.

Антирелигиозная пропаганда в 1920-1930-е годы проводилась партийными, комсомольскими органами и специально созданным для этой цели добровольным обществом Союзом безбожников. Первое время высшим партийным руководством допускалась возможность ведения антирелигиозной политики среди мусульман особыми способами. В Татарии и Башкирии в 1925 году была создана татарская секция Союза безбожников - "Дегриляр", которая вела работу параллельно с Союзом безбожников на национальных языках. Центральный совет "Дегриляр" располагался в Москве и имел право самостоятельной деятельности и прямой связи с низовыми организациями. Но его самостоятельность ограничивалась рамками Устава, единого для Союза безбожников и "Дегриляр". Председателем "Дегриляр" был назначен Н. Исанбет. В апреле 1929 года "Дегриляр" было преобразовано в татарские ячейки Союза воинствующих безбожников.

Вопрос об антирелигиозной работе среди мусульман и ранее был предметом дискуссий. В 1923 году была осуждена позиция М. Султан-Галиева, видного татарского коммуниста. М. Султан-Галиев полагал, что мусульманское духовенство теснее связано с народом, чем православное, и это усложняет антирелигиозную работу. В то же время большинство татарского населения пролетаризировано, что облегчает антирелигиозную работу. М. Султан-Галиев считал, что следует сотрудничать с той частью мусульманского духовенства, которая лояльна по отношению к советской власти. Свои взгляды М. Султан-Галиев выразил в работе "Методы антирелигиозной пропаганды среди мусульман".

Борьба с "султангалиевщиной" продолжилась в 1930 году, когда в научно-методическом журнале "Антирелигиозник" была опубликована серия разгромных статей. Статьи были направлены против сторонников взглядов М. Султан-Галиева, которые занимались антирелигиозной работой. Их обвиняли в то, что они склонны к компромиссам в отношении к религии. Одним из пострадавших в этой "чистке" оказался друг и последователь М. Султан-Галиева Бурхан Мансуров, который в 1937 году был председателем СВБ Татарии. Его обвиняли в том, что он превратил организацию "в пристанище националистов, бухаринцев и троцкистов" и в том, что журнал "Сыгушчан Алласыз" ("Воинствующий безбожник") стал "платформой элементов, враждебных советской политике".

Одной из актуальных и малоизученных тем является отношение к бывшим муллам и их привлечение к антирелигиозной работе (применительно к бывшим православным священникам эту тему разрабатывал американский исследователь Д. Периса "Комиссары в красных рясах: бывшие священники в Союзе воинствующих безбожников"). Уже на данном этапе исследования можно говорить о том, что отношение к бывшим муллам в 1920-е годы было неоднозначным: хотя в инструкциях и предписывалось оказывать им всяческую поддержку, в действительности бывших мулл, сотрудничавших с атеистами, ущемляли (их увольняли с работы, в сельской местности урезали земельные участки, устанавливали повышенный налог на землю).


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz