В. М. Пивоев, Петрозаводский университет
РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В ОБОСНОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В методологии исторического исследования последних десятилетий можно заметить кризис, причины которого, по моему убеждению, связаны с абсолютизацией рациональных подходов к историческим фактам, игнорированием иррациональности. Историческое иссле-дование должно отвечать принципам: объективности; разумности; целесообразности; мно-госторонности; целостности (обнаружение общего в различном и различного в общем).
Мною предложены критерии различения и сопоставления методологии рациональной и иррациональной (См.: Пивоев В. М. Рациональное и иррациональное в методологии гумани-тарного знания // М. М. Бахтин и проблемы методология гуманитарного знания. Петроза-водск, 2000. С.7-27; Пивоев В. М. Философия культуры. СПб., 2001. С. 19-20), существо ко-торого можно представить в следующей табице:
Рациональное
- Однозначная причинная обусловленность, детерминация
- Объективная достоверность, проверяемость
- Адекватная транслируемость и перевод на другие языки
- Дискурсивность, осознаваемость
- Дискретность, прерывность
- Связано с количественными характеристиками объектов
- Используется для осмысления материально-технической сферы
- Связано с функциями левого полушария головного мозга и "дневным" сознанием
- Выражает преимущественно пространственные характеристики объекта
Иррациональное
- Неоднозначная, многомерная обусловленность
- Субъективная достоверность, непроверяемость
- Неполная транслируемость, перевод с остатком, сотворчество
- Неполная осознаваемость, интуитивность
- Континуальность, целостность
- Связано с качественными характеристиками объектов
- Используется для осмысления духовно-гуманитарной сферы
- Связано с функциями правого полушария головного мозга и "ночным" сознанием
- Выражает преимущественно временные характеристики объекта
Эти подходы мною развиты подготовленном к печати учебном пособии "Философия ис-тории" (в Издательстве "Академический проект"), и они оказались особенно плодотворны для осмысления критериев этнической и национальной идентичности. Дело в том, что боль-шинство предшествующих попыток формулирования критериев различения разных народов стремятся свести проблему к одному важнейшему критерию, что неизбежно ведет к огруб-лению и недопустимому упрощению. Мною предлагается совокупность критериев для опре-деления идентичности этнической, национальной и региональной. Под этносом понимается народ, осознавший свою идентичность и ответивший на три вопроса: кто мы такие и чем отличаемся от других? за что нас могут и должны уважать? как нам сохранить свое дос-тоинство и свое лицо? Для этнической идентичности важны следующие семь критериев:
- "почва" (биосфера, вмещающий ландшафт и кормящая экосистема);
- "кровь" (антропологические или генетически наследуемые признаки: цвет волос, форма носа, разрез глаз и др.;
- язык (как "дом бытия", средство осмысления и выражения смысловой, ценностной картины мира);
- менталитет (стереотипы поведения, реагирования, нравы, доминирующий психологи-ческий тип, темперамент и пр.);
- художественная культура (праздники, искусство: фольклор, литература, танец и му-зыка);
- быт (особенности одежды, кухни, оформления жилища);
- мифология (главное в этноидентичности - система ценностей и надежд).
Национальная идентичность формируется по сходным критериям, связанным с истолко-ванием нации как народа, осознавшего свою идентичность и защищающего ее с помощью государства:
- территория с определенными границами;
- суверенитет, легитимность, признание нации высшей ценностью;
- единое культурное пространство и язык;
- национальная идея об исторической судьбе и предназначении нации;
- дух нации, самосознание и самоуважение, менталитет и религия;
- традиции культуры, праздники и профессиональное искусство;
- символы государства: флаг, герб, гимн.
Вместе с тем в современной политической ситуации в России, в том числе на Европей-ском Севере стала актуальной проблема выработки критериев региональной идентичности, связанной с миграционными процессами, диалогом и взаимовлиянием культур различных народов, которые мы изучаем на регулярно проводимых конференциях ""Свое" и "чужое" в культуре народов Европейского Севера" (1997; 1999; 2001):
- природно-климатические факторы (доминирующий таежно-равнинный и приморский ландшафт);
- русский язык как язык межэтнического общения и коммуникации в сочетании с языка-ми этносов - карельским, финским, вепсским и другими языками малых народов;
- северный менталитет и стереотипы поведения, обусловленные природно-климатическими факторами: неторопливая и терпеливая настойчивость, бережное отноше-ние к природе, отсутствие ксенофобии, эмоциональная сдержанность и уязвимость, добро-желательность и толерантность, самоуважение и достоинство;
- региональная культура, включающая в себя художественные ценности всех народов, населяющих регион, религию и праздники;
- быт, сочетающий элементы этнические и регионально-типические, связанные с при-родной средой;
- система региональных ценностей и интересов совместного проживания и самореализа-ции на данной территории (экономическое благополучие, здоровая природная среда обита-ния, возможность отдыха и качество жизни, культурная самореализация в соответствии с ра-зумными потребностями и этническими традициями);
- ведущие принципы региональной идентичности: единство интегративных и дифферен-цирующих факторов; толерантность; органичность; многомерность; регулирование мигра-ции.
Эти подходы, по моему убеждению, могут представлять интерес также при анализе сложной ситуации, сложившейся в межнациональных и межэтнических процессах на юге России.
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.