Вернуться к просмотру тезисов


Балахонова Л.В. - аспирантка СГУ, кафедры социальной философии и этнологии, третьего года, очной формы обучения.
Место случайности в современном историческом знании


Роль случайности в современном мире продолжает расти как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Три тенденции современности заставляют обратить внимание на роль случайности: 1) усиление роли (отдельной) случайной личности относительно масс (терроризм); 2) нарастание смысловой энтропии в виртуальной реальности и аксиологического вакуума реальных событий; 3) ускорение социального времени и одновременный его цейтнот1. Одним словом, "число людей, локальные действия которых могут иметь глобальные последствия, не относящихся к политическому истеблишменту, резко возросло. Это операторы атомных станций, командиры ядерных ракетоносцев, террористы, готовые играть без правил, и ряд других"2. М.С. Каган поясняет: "такова уж парадоксальная логика истории - чем более последовательно вытесняется человек из области производства и даже управления, тем более значительной оказывается роль личности в общем движении человечества, и именно она выдвигается в центр внимания..."3.

Во-первых, проблема случайности в истории имеет философский смысл, аксиологическое значение, что созвучно проблемам философской антропологии. Во-вторых, случайность как феномен истории неоднозначен: факт, событие, субъективный фактор, фазовый переход, совпадение временных рядов или их ветвление. И наконец, человек сам может выступать в роли разновидности случайности, и тем самым определять как собственную, так и историческую судьбу.

На сегодня существует целый спектр определений случайности, например: случайность - это философская категория, выражающая один из предельных видов (классов) взаимосвязей и взаимоотношений в мире, характеризующийся отсутствием прямых закономерных связей в поведении и функционировании объектов и систем. В основе случайности лежат представления о независимости, что ведет к непредсказуемости соответствующих объектов и процессов4. Случайность - форма мировоззренческого отношения человека к миру в историко-философских и историко-научных контекстах5. Случайность - отражение внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности, начальный путь познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий, способов превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней6.

Цель статьи осветить современные методологические тенденции и перспективы исследований случайности в истории, общественных науках в целом.

Комплексная проблема случайности устанавливает взаимосвязь между различными научно-исследовательскими темами: в философии, социологии, философской антропологии, истории, логике. Существует круг философских вопросов, объединяющих дисциплины, в центре которых находиться случайность: почему интересны лишь одинаковые, а не разные следствия одних и тех же причин7; 3) насколько человек свободен в выборе происходящих исторических событий, и может ли преодолеть необходимость; 4) устранимы ли негативные проявления случайности (терроризм, волюнтаризм, произвол, непоправимые ошибки и т.д.).

Сущность проблемы заключается в том, что, во-первых, случайность в истории имеет значение феномена и ноумена (в зависимости понимания самой истории - как процесса или как дисциплины). Во-вторых, феномен случайности имеет несколько значений. Автор обращается к феномену случайности как к возможности, событию, ситуации и судьбе. Необходимо признать детерминированное, закономерное поведение человека, формирующееся посредством общества, воспитания, культуры, природы и генома, которое является центральным в исследованиях дарвинистов и марксистов.

Но современное состояние перечисленных детерминант, а так же гуманитарных наук в целом требуют новых подходов в исследованиях истории. А.С. Карпенко высказал предположение, которое опровергает точку зрения Н.В. Пилипенко на социальные действия отдельных личностей, содержащих элементы случайности как на "отклонение от абсолютных требований того или иного социального закона"8: "субстратом тоталитарного мышления являются исходные принципы логического фатализма: (1) Каждое высказывание или истинно, или ложно (принцип бивалентности), который : эквивалентен принципу исключённого третьего...: кто не с нами - тот, против нас - "или - или"; (2)Если какое-то высказывание о будущем признанно истинным, то наступление этого будущего неизбежно (принцип необходимости); (3):то, что истинно сейчас было всегда истинно и поэтому необходимо (отсюда следует принцип неизменяемости прошлого)9.

В "Новейшем философском словаре" дано следующее определение случайности в историческом процессе: это "философская категория для выражения таких связей действительности, когда между событиями отсутствуют непосредственные, прямые, постоянные друг друга определяющие зависимости; случайность выражает наличие разнообразия в мире, придаёт черты неповторимости эволюционным процессам:"10.Парадокс в том, что в истории людей не учитывается роль человека как одной из видов случайности. Данная статья направлена на то, чтобы "вернуть" человека в историю и показать его "случайную" роль во множестве проявлений феномена случайности.

Многие философы определяют случайность как отсутствие цели в деятельности человека. Делая акцент на нецелесообразность, они забывают о возможности "пограничной ситуации" в жизни человека (рождение, смерть, болезнь, страх, любовь и т.д.), о существовании "бессознательного", или сомнениях, вызванных наличием множества целей, чем обычно характеризуется нормальное каждодневное состояние человека.

Вариативность как реальности окружающей человека, так и эмотивности самого человека, наряду с так называемым ветвлением времени в будущее означает, что "ход Истории имеет альтернативы, и в каждой точке ветвления человек имеет возможность совершить выбор. В этом так же заключается один из смыслов случайности будущего в противоположность предопределённому будущему, где не может быть ни случайности, ни выбора"11.

Роль случая признавалась даже детерминистами, например П.А. Гольбаха (1723 - 1789) писал: "Излишек едкости в желчи фанатика, разгорячённость крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого-нибудь монарха, прихоть какой-нибудь женщины - являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, чтобы посылать миллионы людей на бойню, чтобы разрушать крепости, превращать в прах города, чтобы погружать народы в нищету и траур, чтобы вызвать голод и заразные болезни и распространять отчаяние и бед-ствия в длинный ряд веков"12. В не столь отдаленные времена - XX век - считалось, что случайность в истории может выступать ускорителем или тормозом в зависимости от "характера людей, стоящих в начале во главе движения"13, сегодня же - время пожинать плоды волюнтаризма насколько сладкие (демократия, общество возможностей), настолько и горькие (терроризм, рост социальной энтропии).

С другой стороны, известный антрополог Х.Плеснер утверждает, что "понятие и чувство индивидуальности и ничтожности, случайности и божественной основы собственной жизни и мира меняют, конечно, свой лик и свой жизненный вес в ходе истории и на просторе разнообразных культур. Но в них находиться априорное ядро, данное в себе вместе с человеческой жизненной формой - ядро всей религиозности"14.

Другая разновидность случайности - возможность. C.А. Модестов, например, различает положительные (позитивные) - реализованные или отрицательные (негативные) - нереализованные возможности в истории. Важное значение имеет исследование М. Эпштейна, который высказывает тезис, гласящий, что "в расхождении действительного и возможного и образуется категория смысла"15.

Следующий вид случайности - событие. Известно определение К.Маркса случайности-события: ":имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, бесконечная группа параллелограммов сил, и из этого перекрещивания выходит одна равнодействующая - историческое событие. Этот результат можно опятьтаки рассматривать как продукт одной силы, действующей как целое, бессознательно и безвольно. Ведь то, чего хочет один встречает противодействие со стороны всякого другого, и в конечном результате появляется нечто такое, чего ни-кто не хотел. Таким образом, история как она шла до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена, в сущности, тем же самым законам движения"16. Данное определение незаметно подменяет человеческую индивидуальность и ее самореализацию в истории на своеобразную стихию, подобную природе, разубеждает человека в возможности активно и согласованно с другими влиять на ход событий, и в принципе провозглашает господство исторического фатализма.

Сегодня историки и специалисты других гуманитарных наук по-разному определяют данный феномен исторической реальности. А.М. Еременко полагает, что специфической чертой исторического события являются осуществление человеком перехода возможного бытия в действительное17. "На заре своей истории человек открыл саму возможность изменять Мир с помощью событий и благодаря этому он стал homo factoriosus (Человеком событийным). Человек есть тот, кто с помощью событий овладевает миром:Открытие событийности есть открытие самой возможности возможного. Оно есть открытие целевой детерминации, возможности строить своё поведение из будущего"18.

Автору данной статьи наиболее близко определение события данное М. Эпштейном: событие - "модальный сдвиг бытия, реализация одной из возможностей при исключении других"19.

Случайность как ситуация так же имеет несколько толкований: эмпирическое - обстоятельства, условия, жизненный опыт; теоретическое - экзистенциальная ситуация, пограничная ситуация, ситуация - "положение человека в мире" и т.д. Практическое значение ситуации для человека О.Ф. Больнов обосновывает следующим образом: "Ситуацией называется не только сообразная законам природы или же чувственно данная действительность, являющаяся конкретной действительностью не только психически или лишь физически, но в обоих смыслах одно-временно, означающая для моего бытия преимущество или вред, возможность или преграду"20. Таким образом, ситуация - в широком смысле слова - составная жизненного опыта: "Не только социальный мир, состоящий из ролей и институтов, является итогом социальных взаимодействий. Фактически весь мир, мыслящийся нами с помощью концептуальных средств (мир, "прошедший" через наше сознание) имеет своим источником опыт разрешения множества социальных ситуаций"21.

Экзистенциалист О.Ф. Больнов считает, что ":человеческое бытие сущностно представляет собой бытие в ситуации. Человек никогда не может избежать заточения (die Verhhaftenheit) в ситуации. В каждое мгновение своей жизни он уже оказывается в ситуации, которую не выбирал, которая не считается с его желаниями и потребностями. А стесняет его как нечто чужое и враждебное"22.

Постижение сущности и дальнейшее исследование каждой из перечисленных ситуаций так или иначе помогает историку понять "историческую ситуацию" в человеческом измерении, способствует эффекту вживания в историческую реальность.

Проблема судбы - еще одина из строн случайности. Антрополог П.С.Гуревич высказывает мнение, что судьба - "непостижимая предопределённость жизненных событий и поступков"23. В данной статье под судьбой будем понимать максимальное или концентрированное значение случайности для человека.

Пришвин М.М. писал: "Не всякий случай начинает судьбу, но всякая судьба начинается случаем"24. Судьба представляется как предопределенное развитие событий к заданным целям, осуществляющихся с разной степенью вероятности. Плутарх, считал, что "четкое осознание цели, по сути дела, есть понимание своего предназначения в этой жизни. Предназначение противопоставлено предопределению, как характер - судьбе. Ведь предназначение есть некоторая заданность наперёд жизненного пути, но зависит оно от самого человека и им самим определя-ется; предопределение же зависит от судьбы"25.

В противоположность Плутарху великий волюнтарист и скептик Л. Шестов пессимистически высказывался о судьбе: "Если судьба есть, говорят, такой закон - казнить преступников, то она имеет свой суд и для любителей добра. Первых она давит, вторых - оплёвывает. Первые кончают мучительными пытками, вторые - позором"26.

Переход на другой уровень исследования проблемы - методологический - предполагает рассмотрение случайного мира в качестве "определённого угла зрения, одного из подходов к действительности"27. Параллельно с целенаправленным развитием науки, рационального типа мышления и информационной революции список индетерминистов в понимании общественного развития: Г. Риттер, Р. Брайн, К. Поппер, Д. Белл, М. Уайт, У. Гали, Ч. Пирс, У. Джеймс, Ж. Баландьер, Т. Парсонс, Р. Фридрихс28, дополнялся известными волюнтаристами, экзи-стенциалистами, в последнее время неопрагматистами.

Определение случайного события в теории вероятностей29 мало пригодно для гуманитарных наук, основное внимание в которых все большее отводиться человеку, его внутреннему миру. В естественных и физико-технических науках объективным считают все то, что подчиняется законам, а субъективным - то, что является отклонением и выходит из-под контроля фундаментальных закономерностей, "совсем не так в случае с реальностью человеческого действия, в которой отсутствие действия так же может рассматриваться как особый вид действия (как если бы отсутствие вещи считалось бы вещью особого рода):социальные действия являются объективными, они подчиняются социальным законам, даже если не подразумевают физического действия"30.

Данное различие не является противостоянием естественно научной и гуманитарной традиции, но необходимостью в ходе поисков сущности "человекомерной" случайности. Г.Х. фон Вригт проводит различие между разумными причинами и причинами явлений природы: "причины поступков как разумные основа-ния (rational reasons, Vernunftsgruende), в противоположность каузальным причинам или основаниям, стоящим за явлениями природы"31.

В.А. Марков выделяет следующие функции случая в динамике природных и социальных процессов: 1) инициирующая функция (роль личности); 2) пусковая функция (неустойчивое равновесие); 3) ветвящиеся процессы (процессы роста популяции, распространения инфекции, развитие ядерной реакции, рост молекулы); 4) случайный выбор (сравнение систем); 5) случайность как игра32. Данный список конструктивных ролей случайности, учитывающий роль и природных и социальных факторов, не упускает из виду человека, его основных жизненных фено-менов33.

В последнее время историки обращаются к современным направлениям как сциентистского, так и антисциентистског толка: синергетика, модальные логики, поссибилизм, неопрагматизм, "историческая механика"34, учения М.Блока, А.Тойнби, разработка идеи множественности социального времени (событийное, конъюнктурное, структурное) Ф. Броделя натолкнуло на создание "геоистории" (например, в работах Э. Гидденса и И.Валлерстайна) 35, Л.Гумилева, "история ментальностей" или историческая культурная антропология ("Монтайю" Ле Руа Ладюри, "Сыр и черви" К. Гинзбурга, Данилевский, Юрганов и т.д.)36.

Человек в силах преодолеть негативные последствия случайности и открыть ее конструктивные стороны. Случайность же в историческом процессе выступает в роли: а) возможности; б) момента времени; в) события; г) судьбы; д) фазового перехода; е) субъективного, антропного фактора. Методология случайности носит междисциплинарный характер, поэтому историку необходимо использовать современные данные психологии, лингвистики, философской антропологии, социологии, логики и других гуманитарных наук. Перспективы развития исследований случайности лежат не только в области синергетики, исторической механики и других сциентистских направлений, но и в истории ментальностей, исторической культурной антропологии, поссибилизме.

    Примечания
  1. Каширин В.И. Глобалистика и философия планетарного самосознания. - Ставрополь, 1998. - С.50.
  2. Малинецкий Г.Г. Синергетика. Король умер. Да здравствует король! (ИПМ им.Келдыша)//http://www.iph.ras.ru:8101/~mifs/rus/malin1r.html
  3. Каган М.С. И вновь о сущности человека. // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. ст. Вып. I / Под ред. Б.В.Маркова, Ю.Н.Солонина, В.В. Парцвания. - СПб., 2001. - С. 49.
  4. Сачков Ю.В. Случайность // Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предис. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. Т. III. - М., 2001. - с.569- 570.
  5. Шуков В.А., Хон Г.Н. Оправдание случайности. - М., 1990. - С.7.
  6. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - С.409.
  7. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения/Пер. с фр. М.М. Кириченко; научн. ред. М.Ф. Черныш. - М., 1998. - С. 93 - 94.
  8. Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. - М.,1980. - С.233.
  9. Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ/ АН СССР, Ин-т философии. - М.,1990. - С.73.
  10. Новейший философский словарь/Сост. А. А. Грицанов. - М.,1998. - 896с.
  11. Карпенко А.С.Указ. соч. - С.4.
  12. Гольбах П.А. Система природы, или законах мира физического и мира духовного//Хрестоматия по философии/Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин.М.,1997.С.407.
  13. Пилипенко Н.В.Указ. соч. - С.199.
  14. Плеснер Х.Ступени органического и человек// Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С.147.
  15. Эпштейн М. Философия возможного. - СПб., 2001. - С.67.
  16. Маркс К.Блоху Й. 21 Сентября 1890г.// К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.37, С. 395-396//Марков В.А. Феномен случайности. Методологический анализ. - Рига, 1988. - С.106.
  17. Еременко А.М. Событие бытия, событие сознания, событие текста // Человек. - 1995. - №3. - С.39.
  18. Там же.
  19. Эпштейн М. Указ. соч.
  20. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. - СПб, 1999. - С.81- 82.
  21. Пржиленский В.И. Онтологические предпосылки познания социальной реальности. - Ставрополь, 1998. - С.113.
  22. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. - СПб., 1999. - С.82.
  23. Гуревич П.С. Философский словарь. - М., 1997. - С.261.
  24. Пришвин М. М. Из дневников последних лет. Собр.соч. Т 6. - М.,1957. - С.386.
  25. Плутарх//Салахов Э.Х. Характер и судьба человека в философии Плутарха//С.109.
  26. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления/ Автор предисл. Н.Б. Иванов. - Л., 1991. - С.84.
  27. Марков В.А. Феномен случайности. Методологический анализ. - Рига, 1988. - С.12.
  28. Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. - М.,1980. - С.189 - 195.
  29. http://www.rubricon.ru/default.asp/Большая советская энциклопедия.
  30. Пржиленский В.И. Указ. соч. - С.117.
  31. Вригт Г. Х. фон. Объяснение и понимание действий. Лекция, прочитанная в Университетах Граца, Инсбрука и Зальцбурга в ноябре 1984 г. //http://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_2/09_2_2001.htm1.
  32. МарковВ.А. Указ. соч. - С.79 - 80.
  33. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия//Проблема человека в западной философии. - М., 1988.
  34. Математическое моделирование исторических процессов. Ассоциация "История и компьютер". М, 1996; Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997// Малинецкий Г.Г. Синергетика. Король умер. Да здравствует король! (ИПМ им. Келдыша) //http://www.iph.ras.ru:8101/~mifs/rus/malin1r.html
  35. Чешков М.А. Синергетика: за и против хаоса. С.132. Так же см.: Балахонова Л.В. Временной аспект феномена случайности: применение логики в философской антропологии // Современная логика: проблемы теории, истории и применение в науке: Материалы VII Общероссийской научной конференции. 20-22 июня 2002г. - СПб., 2002. - C. 12 - 16.
  36. Савельева И., Полетаев А. История как знание о прошлом//Логос //http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_2/06.html.

Вернуться к просмотру тезисов

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.

Hosted by uCoz