Вернуться к просмотру тезисов


Гл. асс. Д-р Владимир Дулов
ИСТОРИЯ КАК ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ПОСТМОДЕРНОМ КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ


Идея этого доклада состоит в том, что осознание и осмысление истории своей страны, как правило, имеет более глубокое значение для ценностной системы общества и для индивидуальной и групповой мотивации социальных субъектов. Автор вводит новую категорию перцептивно-семантического континуума для интерпретации той символически-интеракционной действительности, которая опосредует восприятие и оценку событий внешнего мира и создает устойчивые коммуникативные поля для взаимодействия между социокультурным субъектом и реальным миром. Этой категорией мы означаем особую форму "до-виртуальной" реальности, которая отличается от компьютерно-сетевой "полной" виртуальной реальности тем, что не может существовать без интенциональной активности сознания, активируется им и может трансформироваться в контексте трансформации индивидуального и коллективного сознания.

Суть перцептивно-семантического континуума в том, что он как результат многообразной текстовой деятельности имеет свой автономный статус реальности и создает особые знаковые поля, которые подстраиваются под актуальную реальность и участвуют в проектирование тех измерений трансцендентальной субъективности, в которых люди осознают себя. Разные формы перцептивно-семантических континуумов существуют с самого начала человеческой цивилизации. Одной из самых старых континуальных форм автономной реальности сознания является миф, который эффективно включается в повседневное видение мира и становится рядом с чувственными восприятиями в единый контур трансцендентальной субъективности.

Историческое самосознание является аналогичным перцептивно-семантическим континуумом, в который индивид помещает себя, несмотря на то, что большая часть исторических события находится вне горизонта его генерации. История является особым типом реальности, который разворачивает свои семантические измерения независимо от реальных взаимодействий членов определенной общности. История - это смысловая зона бытия общности и она есть пространство идентичности.

По мнению автора существенной для феноменологического видения истории является идея о том, что пространство и действительность не трансцендентны в каком-либо мистическом смысле вроде вещи самой по себе и в себе; трансцендентным является именно феноменальное пространство, феноменальная пространственно-временная действительность, являющаяся пространственная форма, являющаяся временная форма. Как правило, интерпретация исторических событий повседневным сознанием является именно образцом конституирования трансцендентальных форм из обычных явлений. В этом эффективность воздействия исторических форм - они сотканы из материала естественной установки, но их тип есть трансцендентальная идея.

Это означает, что в своей повседневной жизни люди и социальные субъекты полагают себя в стереотипах исторической драмы, которая придает чувственный облик общим представлениям о смысле жизни. История является также субстанцией для формирования ценностей - именно переживание ее превращает иначе довольно абстрактную и метафизическую проблематику взаимодействия бытия и ценности в нечто непосредственно досягаемое и присутствующее в повседневии.

Автор делает аналогию с другой формой создания перцептивно-семантических континуумов - астрологией. Аналогично тому, как в практике астрологии созданные сознанием структуры производства действительности из заданных дименсий позволяют проектировать события и даже переживать их, несмотря на то, что они случаются лишь в контексте смыслового взаимодействия значений знаков в сознании, история тоже формирует экзистенциальный горизонт и выводит настоящие и будущие события из готовых архетипов исторической бытийности.

Поэтому также как для повседневного сознания имеет "роковое" значение примерно, где находится Сатурн в момент нашего рождения, так для исторического самосознания роковыми являются архетипы формирования национальной идентичности около бытия общих ценностей "высшего" смысла. Таким способом человек переживает заново свою историю, и она мотивирует его поведение. Именно исторические архетипы стоят в основе формирования личностного смысла и коммуникативных пространств общности. Таким способом вся общность живет вместе с событиями, которые давно ушли в прошлом, идентифицирует себя с абстрагированными из них образцами индивидуального и коллективного поведения.

В докладе подчеркивается, что виртуализация истории происходит в контексте целостного становления социокультурной реальности и, как правило, переживается комплексно в едином континууме опредмеченных в знаках реалий индивидуального и общественного сознания. Как иллюстрацию можно использовать реальный дом-музей на Бейкер стрийт, в котором, якобы, жил Шерлок Холмс. В таком плане интерпретация событий в перцептивно-семантическом континууме не имеет ничего общего с тем, были ли вообще эти события, а является разворачиванием фундаментальных архетипов жизненного мира. Таким способом можно сказать, что люди "делают историю", они переживают ее снова в контексте целостности социокультурной памяти.

На этой основе формируется аналитика манипуляций, связанных с "переписыванием истории" и формирования новых "исторических общностей" (яснее всего это видно на примере новообразовавшихся государств, конституирующих "свою историю", ничего общего не имеющей с теми представлениями, бытующими в профессиональных кругах). В работе исследуются некоторые приемы "исторической" аналитики и виртуальных кампаний. Особое внимание уделяется массмедийному и сетевому приложению исторических представлений.

Особая, специфическая связь между феноменологическим методом и функционированием виртуальной реальности состоит в том, что именно феноменологически конститутивные механизмы и трансцендентно-эйдетический уровень воспроизведения реальности превращаются из имманентной характеристики субъективности во что-то внешнее по отношению к субъекту. Механизм, создающий устои восприятия реальности, вынесен вне субъекта и мы в состоянии наблюдать за тем, как он опредмечивает эти восприятия.

В докладе анализируется аналитическое значение перцептивно-семантического времени. Виртуализованное историческое время корено отличается в своей перцепции от модели необратимого времени, характерной для традиционного понимания истории. Виртуализованная история находит все свои моменты в одном месте: при развертывании архетипа событийности реальное перцептивное время ее - настоящее, содержащее в себе семантику прошлого и будущего, но постоянно актуализирующее ее в настоящем. Таким способом история становится удобным средством манипулирования сознания общности и управления коллективным поведением.

Вернуться к просмотру тезисов

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.

Hosted by uCoz