Вернуться к просмотру тезисов


Касимова С.Р.
Гендерные отношения в (традиционном) таджикском обществе


Статья, опубликованная в финском журнале IDANTUKIMUS. 2002. #2.

Таджики - народ со сложной и трудной исторической судьбой. Жившее, много веков по нравственным канонам Зороастризма (1), они приняли Ислам, более тысяча триста лет назад и живут, по сей день, считая себя верными приверженцами этой последней мировой религии. Ка-жется что, в этот долгий исторический период Законы Ислама были незыблемыми и неизменны-ми в жизни таджикского народа. Особенно это касалось системы гендерных отношений.

Гендерные отношения в традиционном таджикском обществе впервые приняли модифи-цированный характер в советский период. Какой характер они имеют сейчас, очень трудно опре-делить, исходя из того положения, в котором находится современное таджикское общество. Все же можно констатировать, что 10 лет политико-экономической независимости внесли в жизнь таджиков значительные изменения. Прежде всего, эти изменения, активно происходят в сфере публичной жизни, затем, отражая свое влияние и, на частную жизнь людей. В контексте этих из-менений можно ли говорить о трансформации гендерной системы в современном таджикском обществе? Несомненно, вопрос спорный. Все же пользуясь методом сравнительно-исторического анализа, можно выявить некоторые качественные изменения в структуре гендерной системы в таджикском обществе в процессе его исторического развития.

Немного об истории патриатхата

Исторически сложилось так, что таджики в течение долгого исторического периода жили в условиях постоянной борьбы с социальными и природными силами [Гафуров, 1972]. Суровая природа горного края, отсутствие дорог, слабая коммуникация, низкая социальная мобильность населения, постоянная угроза экспансии со стороны воинствующих кочевников, на протяжении многих веков, поддерживали низкий уровень материальной культуры, архаический уклад жизни и патриархальные общественные отношения на территории современного Таджикистана [Кисляков, 1962]. Жизнь в таких условиях, требовала большой физической силы, психологической выносли-вости и постоянную готовность к преодолению трудностей. Отсюда большая потребность в муж-чин, как источник физической силы, их социальная значимость. В те далекие времена, основными занятиями наших предков были земледелие и скотоводство. Этим могли заниматься в основном мужчины и согласно утверждению Э. Гидденс, у мужчин в отличие от женщин никогда не было препятствий для участия в активной общественной жизни, в то время как женщина находилась всецело во власти биологических особенностей своего пола [Гидденс, 1999, 164].

Женщины в тот период обладали относительной свободой в сфере частной и даже пуб-личной жизни, имея довольно таки высокий статус в обществе, о чем свидетельствуют данные исторических памятников ":уважают женщин. Что скажет жена, муж не смеет, не выполнить" [Гафуров, 1972, с.136]. Тем не менее, объективно во всей этой картине явно просматривается, контуры гендерного неравенства в до исламский период истории таджикского народа, обуслов-ленное четким разделением мужских и женских ролей.

Наверно поэтому, исламская концепция ":Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал преимущество одних над вторыми" Коран, сура 4, аят 38, [Коран, 1963], попав на эту почву, прак-тически не подвергалась отторжению и сопротивлению, плавно внедряясь в общественное созна-ние. В дальнейшем идеи концепции были институционизированы и канонизированы, материали-зируясь в нормы мусульманского права - шариат. Бесспорно, эта концепция была основопола-гающей в официальной гендерной политике на протяжении многих веков, вплоть до периода со-ветизации нашего региона. Все другие нормы шариата, касающиеся, гендерных вопросов идейно исходят из названной концепции. Например, право мужчин на полигинию, преимущественное право наследования, право на развод, право судить и наказывать свою жену, дочь, сестру, пле-мянницу и т. д.

Некоторые авторы, анализируя истоки женского неравноправия, хотя в этом прямо не обвиняют сам идеологический контекст веры, все же считают виновными те, социальные инсти-туты, которые сосредоточены в руках мужчин, проводя исламскую концепцию о первородстве мужчин и второсортности женщин в жизнь [Тохтаходжаева, 2000, с.36]. На мой взгляд, дело не только в идеи самой концепции. Известно, что идея сама по себе вне объективных условий бытия не имеет никакой реальной силы. Исторический опыт разных мусульманских стран показывает, что одна и та же идея, может иметь разные формы выражения в зависимости от условий своего существования. (2)

Также степень влияния исламской религии на социальные отношения, в частности на гендерные отношения в дореволюционном таджикском обществе, варьировала в зависимости от условия жизни регионов. (3)

В наиболее строгой форме женское затворничество существовало у равнинных таджиков, которые в основном проживали в городах, где очень сильны были позиции официальной ислам-ской идеологии, поддерживаемые институтами власти. В горных регионах Таджикистана, в усло-виях отсутствия централизованных властных структур, наоборот отмечается слабое влияние ис-ламских догм на многие сферы жизнедеятельности общины, в частности на систему гендерной отношений. Известно, что горные таджички, никогда не закрывали свои лица, имели больше прав по самостоятельному управлению домашнего хозяйства, могли сопротивляться в случае дурного обращения мужа и т.д. (4)

Все же, несмотря на эти различия, анализ той исторической эпохи, показывает, что низ-кий уровень материальной культуры, архаический уклад жизни, законы шариата, в своей сово-купности способствовали консервации и воспроизводству патриатхатных норм в мышление и поведение людей, которые в свою очередь материализировали гендерное неравенство в обществе.

Опыт советизации гендерных отношений

Опыт пребывания в составе СССР, привнес в жизнь таджикского народа значительные изменения. Некоторые из них имели характер модернизации. Так, в Советский период была мо-дернизирована и наши патриатхатные общественные отношения. Но эта модернизация была по-верхностной и формальной, так как сама Советская власть, по своей сути была другой разновид-ностью патриатхатной власти [Синельников, 1998, с.19].

С другой стороны эксперимент, поставленный коммунистами по советизации регионов находящихся на экономическом и социально-культурном уровне средневекового феодализма, был по истину революционным в истории народов Центральной Азии. Исходя из этого, методы и формы советизации также были революционными - принуждение, насилие, террор. Как констати-руют исследователи, все привносилось извне, в формах, чуждых пониманию основной части об-щества [Тохтаходжаева, 2000, с.69]. Особенно это касалось вопроса раскрепощения мусульман-ских женщин и вовлечение их в сферу публичной жизни общества.

Компания "Худжум" (наступление), которая была разработана партийными идеологами, в качестве практического пособия по советизации новых территорий, на мой взгляд, была бес-прецедентным в истории политического авантюризма (5). В результате этой акции тысячи жен-щин стали жертвами двух патриатхатных систем; новой - советской и прежней феодальной. По-пытки Советов подорвать вековые традиции наталкивались на ожесточенное сопротивление му-сульман. (6)

С другой стороны борьба за равноправие женщин для Советской власти, означал борьбу против классового врага, ведь успех политики раскрепощения мусульманских женщин была ре-шающей победой над мировоззрением исламской религии, господствующей во всех сферах обще-ственной жизни Центрально Азиатских народов.

Таким образом, Советская власть сконструировала новую систему гендерных отношений, которая имела больше влияния в сфере публичной жизни (работа, учеба, общественная жизнь) нежели в сфере частной жизни граждан. Брак, семья, личностные отношения мужчин и женщин было постольку значимым и важным для новой власти, поскольку имело отношения к решению глобальных задач советизации общества. Лозунг "свобода женщинам Востока" означал, по своей сути привлечение дешевой рабочей силы в общественный труд (7) и соответственно манипуляции со "свободой женщин" в целом не изменили структуру гендерной иерархии, построенной по ис-ламской концепции о первородстве мужчин и второсортности женщин. Женский вопрос в регио-не Центральной Азии решался согласно логике тоталитарного режима [Табышалиева, 1998, с.55]. Т. е. тоталитарный режим Советского государства не мог допустить разрушения гендерной ие-рархии. Это означало бы начало разрушения всей политической системы, построенной по жест-кой иерархии власти и подчинения. Возможно, поэтому стереотипы гендерных ролей в сфере брачно-семейных, сексуальных отношений не претерпевали каких-либо значительных изменений. В целом жизнь женщины в семье серьезно не изменилась, просто к ней добавилась еще и отуп-ляющая работа за станком, на тракторе или комбайне, ночные смены [Табышалиева, 1998, с.72].

Несомненно, если даже советизация среднеазиатского общества, и пошатнула исламские устои семьи, то основные черты патриархальности были сохранены [Тохтаходжаева, 2000, с.105]. Культура традиционной маскулинности/феминности по своему внутреннему содержанию остава-лась неизменной. Т.е. не смотря на возросшую женскую эмансипацию, мужчина нисколько не терял свои прежние позиции "хозяина" [Современная женщина в семье, 1997]. И эти позиции поддерживались, как и прежде традиционными патриатхатными институтами, которые в совет-ский период назывались пережитками прошлого, такие как случаи многоженства, выкуп за невес-ту, бесправие и подчиненное положение женщин в семье, препятствие в осуществлении права на учебу, образование, труд и т.д. [История, 1964, с.42].

Борьба и в конечном итоге слияние "советского модернизма" с "религиозно-националистическим традиционализмом" в проводимой Советским государством гендерной по-литике, породила особую форму конформистского поведения мужчин и женщин, которая харак-теризовала в целом идеологическое содержание советизированного таджика. Речь идет о сосуще-ствование двух разных, порой противоречащих друг другу норм поведения, так называемый фе-номен "двойной морали". Особенно этот феномен явно проявляет себя в мышление мужчин, ко-торые рефлекторно тяготеют к традиционализму, внешне поддерживая модернистские нормы в поведение [Касымова, 2001]. Наверное, именно этим феноменом можно объяснить парадоксаль-ную ситуацию в нашей стране, где, не смотря на конституционное обеспечение равноправие по-лов, все же явно или завуалировано вырисовывается картина фактической зависимости женщин от мужчин, которая в свою очередь закрепляет реальное гендерное неравенство в современном таджикском обществе.

Пост советская действительность; шаг вперед, два шага назад

В начале 90-х годов в силу известных причин (8) в Таджикистане начался процесс транс-формации экономической и социальной структуры общества [Общественное мнение, 1997].

Несомненно, этот процесс отражает свое заметное влияние и на систему гендерных от-ношений, о чем свидетельствует, факты происходящих изменений в традиционном положении таджикских женщин за последние годы [Таджбахш, 1996, с.27]. Безработица среди мужчин, сти-мулировала активность женщин. (9) Таджикская женщина в большинство случаев приняла на себя не свойственную ей ранее роль кормильца семьи. Это происходит не только тогда, когда женщи-на остается вдовой или разведенной с маленькими детьми, но и тогда, когда мужчина, глава се-мьи, не в состоянии материально содержать семью [Касымова, 2000, с.290].

В Советский период вклад женщин в материальное обеспечение своей семьи был незна-чительным, в силу некоторых объективных и субъективных причин. Во-первых, в нашем тради-ционном обществе функция "кормилец семьи", является основной и важней гендерной ролью мужчины. Социум отвергал мужчину, не способного выполнить, эту роль. Во-вторых, традиция многодетности не давала возможность женщине работать полноценно, в - третьих основная масса работающих женщин занимались неквалифицированным, низкооплачиваемым трудом, и наконец, нормы патриархального общества приписывали мужчине полностью брать на себя обязанности по материальному обеспечению семьи [Кисляков, 1969].Традиционный имидж "настоящего муж-чины" не позволял мужчине иметь работающую жену. "Работающая жена" вызывала у окружаю-щих сомнение в его маскулинности, и как бы снижала его авторитет в сообществе.

Общеизвестно, что после распада Советского Союза начался процесс разрушения преж-ней экономической системы. Многие промышленные предприятия в городе, колхозы в сельской местности перестали функционировать в прежнем ритме. Естественно уровень заработной платы неуклонно падал. Практически такое положение дел можно назвать скрытой безработицей. Работа есть, но в то же время она не обеспечивает жизненно необходимые потребности работника и его семьи. Если раньше мужчина глава семьи своим трудом и с помощью государства (система госу-дарственной социальной защиты, бесплатное образование, здравоохранение) мог материально содержать свою нередко большую семью, то в новых условиях ему практически не удавалось, сводит концы с концами. (10)

В это же время огромная масса женщин выходят на трудовую арену. В начале 90-тых го-дов этот выход был вынужденным не только для одиноких женщин, (разведенные, вдовы), но и для большинства семейных женщин. Потому что, в период и после гражданской войны женщи-нам легче было трудоустраиваться, так как известно, что на мужчин больше оказывали физиче-ское и психическое давление. Таким образом, женщины заняли временно оставленные рабочие места мужчин и видимо закрепились там надолго, т.е. по оценкам специалистов происходит из-менение традиционного распределения труда в публичной сфере [Таджбахш, 1996]

Без исключения вся эта новая женская трудовая армия в основном занята тяжелым, не-квалифицированным, низкооплачиваемым трудом в сфере бытового обслуживания, мелкой, уличной торговли, сельского хозяйства, общественного питания. Многие из этих новых работниц -бывшие домохозяйки из сельских регионов Таджикистана.

Что же касается образованных эмансипированных женщин, то они также испытывают на себе тяжести переходного времени. В Советский период многие из них были заняты в сфере здра-воохранения, образования, культуры, науки. (11) Вследствие сокращения госбюджетных расходов в эти сферы, зарплата в этих отраслях снизилась до символического уровня. (12)

Некоторые, из этих женщин перешли или попробовали заниматься так называемым чел-ночным бизнесом, который в условиях экономического и социального хаоса, правовой незащи-щенности, является очень рискованным занятием. Те, которые переквалифицировались в домра-ботниц, технических служащих, коммерческих фирм, агентств, международных организаций час-то выполняют неквалифицированную техническую, но относительно хорошо оплачиваемую рабо-ту, считая, что им повезло.

Небольшая часть образованных женщин нашли себе применения в общественном секто-ре. Женские НПО самые активные и результативные, нежели другие вновь образованные инсти-туты гражданского общества. Институт НПО в первую очередь дает женщине возможность само-реализации, что немаловажно в наших современных условиях бытия, когда доступ женщин к по-литическим социальным институтам власти строго ограничен, не только многими внешними ус-ловностями, но и внутренними механизмами (само) регуляции.

Экономический кризис породил еще одну проблему - эта проблема трудовой миграции населения Таджикистана. На данном этапе, сложно судить, о позитивных и негативных сторонах этого процесса в нашей республике, в котором задействованы, больше половины трудоспособно-го мужского населения страны. Конечно же, в этом процессе участвуют и женщины таджички, которым ранее традиционно не было свойственно самостоятельно выезжать за пределы своего дома. (13)

Массовое вовлечение (хоть и вынужденное) женщин в общественный труд, явно обнажи-ло существующую гендерную дискриминацию в сфере занятости. Например, 44% учителей сред-них школ в Таджикистане составляют женщины, но только 8% женщин учителей занимают должность директора школы и 15% должность заместителя директора школы (14) [Семья в Рес-публике Таджикистан, 1994, с.200]. По меткому выражению А. Табышалиевой порой в школах бывает трудно найти мужчин, за исключением директора и плотника [Табышалиева, 1998, с.103].

Несомненно, изменения, которые происходят в сфере публичной жизни, отражает свое влияние и на частную жизнь людей. Особенно это касается сферы брачно-семейных отношений.

Согласно, официальной статистики число разводов снижается; с 1990 по 2000 год общее число разводов по Республике сократилось в 1,8 раза [Гендерная статистика, 2000]. Некоторые официальные данные связывают это с национальными и культурными традициями [Отчет, 2000, с.18]. Фактически это так, но объективно наблюдается другая картина реальных событий жизни семьи. По оценкам специалистов, социально-экономический кризис, безработица, вынужденная трудовая миграция, резко снизили социальную роль мужчин в семье. Часто это приводит мужчин к отчуждению от семьи, к социальной деградации [Гендерные отношения, 1999]. Вследствие это-го, в последнее время у нас приобретает распространенность, особенно в сельской местности, новый тип семейных отношений, которого можно назвать "заочной семьей". Мужчина как бы числиться мужем, отцом, но его месяцами, и даже годами могут не видеть жена и дети. Та же ста-тистика делает вывод, что фактически численность мужчин в семьях по размеру ниже, чем жен-щин и в городских поселениях и в сельской местности [Гендерная статистика, 2000].

В новых условиях, происходит ослабление традиционной роли мужчин как кормильцев семьи. Возможно потому, что в условиях, изменения привычных распределений труда в публич-ной сфере, процесс адаптации мужчин протекает намного труднее и инертнее, чем у женщин.

Реальная историческая ситуация такова, что мужчинам все труднее и труднее выполнить свои традиционные роли кормильца семьи, хозяина дома. Невозможность нести ответственность гро-зит потерей власти. В некоторых случаях, если мужчина и демонстрирует свою власть, то эта власть, скорее всего символическая. Часто, такое положение создает конфликтогенную ситуацию в семье. Анализ материалов в СМИ показывает, что традиционный институт брака, семьи пере-живает глубокий моральный кризис. (15)

В совокупности все это привело к состоянию аномии всей ценностно-нормативной сис-темы общества, что в свою очередь негативно влияет на многие сферы жизнедеятельности совре-менного таджикского общества. Так рост и распространенность преступности среди женщин, проституции, суицида, наркомании, свидетельствует о глубоком социальном кризисе, которое охватило современное таджикское общество (16) [Правовые аспекты, 1999], [Женщина и нарко-тики, 2000].

Полигиния; за и против

Новое время породило много новых проблем и соответственно, полемик. Одна из таких полемик, которая вот уже несколько лет обсуждается и с высоких трибун и являясь предметом "кухонного разговора" - это проблема многоженства. В 1998 году парламентом страны был при-нят новый Уголовный Кодекс, который предусматривает уголовную ответственность за много-женства. (17). Обсуждение этой статьи Закона вызвало самое большое количество дебатов, как и на заседании Парламента, так и в кулуарах. Часть депутатов, которые активно выступали против введения уголовной ответственности за многоженства, мотивировали свое мнение тем, что в ре-зультате прошедшей войны в Таджикистане, заметно уменьшилось количество мужского населе-ния страны, осталось много вдов и девушек, которые не могут выйти замуж. Все же решение бы-ло принято не в пользу традиционных взглядов патриатхатного большинства. (18)

Данные некоторых Центрально-азиатских исследователей свидетельствует, что такая си-туация характерна не только для нашей страны. Например, по свидетельству А. Табышалиевой "говоря о пользе полигинии, предлагается широкий спектр доводов о ее целесообразности или даже крайней необходимости; эта проблема, как правило, обсуждается в основном мужчинами, при этом чаще всего выражается забота о женщинах, которым трудно найти хорошего мужа" [Та-бышалиева, 1998, с.110]. Да, конечно же! В мире мужского господства, кто, если не "сильный мужчина", способен позаботиться, о "слабой женщине". Ведь, забота о слабом существе, к числу которых, относят и женщину, есть одна из важных функций мужчины патриатхатного общества [Касымова, 2001]. (19).

Полигиния, как одна из форм брачно-семейных отношений до революции, была обыч-ным явлением в регионе Центральной Азии. Советская власть с первых дней своего существова-ния в этом регионе начала борьбу с этим социальным феноменом. Идеологи коммунизма эту борьбу ознаменовали борьбой за права и освобождение женщин Востока. Хотя она имела, по су-ти, совершенно другой подтекст, т.е. была направлена против правящего класса феодалов и му-сульманского духовенства. Ведь одновременно иметь 2-х, 3-х или 4-х жен и материально содер-жать их, могли только богатые мужчины. По мнению Э. Гидденс часто правом иметь несколько жен пользуются только лица с высоким общественным положением. В основном, распростране-ние полигинии сдерживает экономические факторы [Гидденс, 2000, с.365]. Действительно, в то время многие бедняки не имели возможности, женится, даже до 40 лет и большинство мужское население жили в моногамном браке [Табышалиева, 1998, с.28, Тохтаходжаева, 2000, с.36, Кисля-ков, 1969, с.40].

Несмотря на введение уголовной ответственности за многоженства и другие формы идеологического воздействия в Советский период, все же встречались такие случаи [Табышалие-ва, 1998, с.86]. В новых условиях, мужчины чаще прибегали к тайным повторным бракам. Эти тайные жены, не имели не только никаких легитимных прав на имущество, наследство своего супруга, но даже были лишены легального статуса. Их дети также приравнивались к положению детей одиноких матерей и не могли носить фамилию своего отца.

Существует довольно распространенное мнение, что рост и распространение полигинии связано с последствиями гражданской войны в Таджикистане [Шарипова, 2000]. Да, действитель-но, после гражданской войны, это явление начало набирать темпы, особенно в регионах, где про-шли военные столкновения, затем распространяясь по всей республике. Хотя уровень распростра-ненности по разным регионам республики отличаются. Например, в Горно-Бадахшанской авто-номной области, где это явление традиционно не было распространено (20), случаи полигинии не часто встречаются. В южном и центральном Таджикистане, где и в Советский период на-блюдался, повышенная религиозность населения, и соответственно отношение к женщине было традиционным, полигиния переживает свой ренессанс.

На мой взгляд, это явление начало реанимироваться со второй половины 80-х годов, т.е. с началом перестройки. С чем это было связано? Михаил Горбачев начав перестройку, впервые в истории советского государства перенос акцент с абстрактного понятия "благосостояние народа" на благополучие отдельного человека, на его радости и беды, переживания и чувства. Далее, воз-рождению этого традиционного института в новых условиях, способствовали оживление товар-но-денежных отношений в стране, легализация теневой экономики, появление частнопредприни-мательской деятельности, и в итоге появление новой социальной группы людей, настроенные на гедонистический образ жизни. Любовницы большей частью становились вторыми женами, в слу-чае беременности, так как ислам и нормы традиционной морали строго осуждают рождение ре-бенка вне брака [Планирование семьи, 1999, с.28].

Имеющиеся материалы, дают возможность сделать вывод об изменениях, которые происходят в структуре "классической" полигинии. (21) Этот традиционный институт ислама в пост советском таджикском обществе, который жил последние 80 лет в атмосфере атеизма и идеологических установок социализма, приобретает особо уродливые формы. Как отмечают ис-следователи, отрыв от исламской традиции, происшедшей в советское время, породил крайне туманные представления по вопросам исламской догматики и ритуала, и как следствие - господ-ство ложных стереотипов. В связи с этим права и ответственность, в таких браках распределяется с поразительной простотой, права - исключительно прерогатива мужчин, женщинам остается лишь обязанности [Додхудоева, 2000].

Полигиния как одна из особенностей исламского образа жизни, тем не менее, не являет-ся изобретением исламской религии. Она была институтонализирована исламом, исходя из ре-альной исторической эпохи, и ее практикование преследовала определенные цели, как защиты женщин и сирот, нашедших в повторном браке покровительство мужчины. По мнению исламских богословов, позитивная роль Корана в той социально-исторической эпохе заключается в том, что он сократил число жен до четырех; "Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах двух, и трех, и четырех" [3,4]. Коран не настаивает, не заставляет, а только разрешает иметь четыре жены, и то с оговоркой. Эта норма шариата содержит в себе не столько право мужчины иметь 4 жены, столько обязательство мужа перед семьей, по содержанию дома, включая обеспечение пищей, одеждой и занятий детей, т.е. забота о жене и детях [Планирование семьи, с.14]. Ислам особо подчеркивает и рекомендует, что если мужчины не в состоянии быть справедливым "А если боитесь, что не буде-те справедливы, то на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это ближе чтобы не уклонится". Далее идет предупреждение "и никогда вы не в состоянии быть справедливыми меж-ду женами, хотя бы и хотели этого" [128 (129)] [Коран, 1963]. Нормы мусульманского права - шариат, предоставляя мужчине, право выбора в семейной жизни, в то же время не забывает о праве женщины не допускать такого брака, если это не соответствует ее интересам. Это означает, что в обязательном порядке должно быть, получено согласие первой жены на последующие браки мужа, в противном случае мулла не имеет права заключать повторные браки мужчины с другими женщинами.

Современные молодые девушки и женщины вынужденно идут во вторые, третьи, четвер-тые жены, чтобы решить свои материальные, жилищные или другие проблемы, несмотря на то, что женщины в таком браке более, уязвимы, физически, экономически, материально и особенно психологически. Многие в этом видят причину массового распространения многоженства в на-шей республике [Отчет, 2000]. На мой взгляд, существует и другая причина, о которой не принято говорить, или которая большинством людей не осознается, как проблема. Традиционные инсти-туты патриатхатного общества отвергают и строго осуждают состояние безбрачия у женщины. По свидетельству известного русского этнографа М. Андреева, оставление без мужа женщины, спо-собной к замужеству и деторождению, считалось совершенно недопустимым, непохвальным и даже греховным явлением [Андреев, 1949, с.9]. Поэтому раньше практически все женщины выхо-дили замуж. Замужество "защищало" женщину, как социальную и биологическую единицу в об-ществе мужского господства, и это действительно было так [Табышалиева, 1998, с.35]. Гендер-ную сегрегацию, обрекавшую женщину на крайне зависимое положение по отношению к мужчи-не, традиционные нормы права и морали объясняют, тем, что женщина слабое существо, и она должна быть под покровительством мужчины, без него она может оказаться жертвой насилия, оскорбления [Тохтаходжаева, 2000, с.36]. Возможно поэтому, социальный статус одинокой жен-щины, в нашем обществе очень низок. Такой женщине постоянно угрожает, риск подвергнутся, сексуальному домогательству, а то и прямому насилию, не говоря о морально психологическом давлении со стороны сообщества. Практика показывает, что сообщество относиться терпимее к мужчинам- многоженцам, позволяющим им удовлетворять все свои потребности, нежели к оди-ноким женщинам.

Таким образом, исходя из имеющихся источников, можно предположить, что современ-ная полигиния, существующая в нашем обществе, очень далека от принципов ислама. Она, по своей сущности, есть узаконенный институт любовниц, используемый обществом, в котором до-минирует мужской шовинизм, поддерживаемые патриатхатными взглядами на гендерное устрой-ства мира.

Новое общественное движение женщин Таджикистана в условиях перемен

Активизация нового пост советского общественного движения женщин в Таджикистане, связана, прежде всего, с появлением института неправительственных организаций (НПО), ини-циаторами которых являлись международные гуманитарные организации, поддерживающие НПО в организационном и финансовом отношении [Касымова, 2000, с.290-294]. Следует отметить, что такая ситуация без исключения характерна для всех женских движений Центрально- Азиатского региона [Табышалиева, 1998, с.92].

В настоящее время в республике зарегистрированы, 137 НПО, [Справочник, 2001]. Из них более или менее активно функционируют меньше половины, роль которых становится все заметнее в построение гражданских институтов в Таджикистане. На этом фоне большим прогрес-сом является появление и деятельность НПО в регионах республики, особенно в сельской мест-ности. Опыт работы некоторых НПО показывает продуктивность, и необходимость этой деятель-ности среди женщин села (22), которые, как известно, относятся к наиболее, уязвимым группам населения республики (23)

На современном этапе, женское движение Таджикистана представляет собой хрупкое и зависимое явление. Оно зависит и от государства, которое как бы оказывает моральную поддерж-ку и больше всего от Западных гуманитарных организаций, без финансовой поддержки которых женские НПО Таджикистана, вряд ли могли бы достичь таких заметных результатов. Правитель-ство Таджикистана, особо оказывает внимание и покровительство женскому движению (24), воз-можно, потому что категория "женщины" становится неожиданно популярным в пост советском политическом дискурссе [Жеребкина, 1999, с.40]. На этом фоне, происходит политизация женско-го вопроса. Видимо новый политический дискурсс рассматривает решение женского вопроса как один из аспектов процесса демократизации общества. Если в Советский период женское движе-ние в Таджикистане, как и во всем бывшем Советском союзе имело четкую политическую на-правленность, вытекающую из коммунистической идеологии, то в настоящий период очень труд-но определить идеологическое содержания женского движения в Таджикистане. Хотя вырисовы-вается неясные контуры приобщения к идеологическим установкам женского движения Западно-го типа. Это приобщение в некоторой степени имеет искусственный характер, подогреваемый финансовой поддержкой международных гуманитарных организаций.

Многие международные гуманитарные организации - доноры, сами определяют приори-теты своей деятельности и вступают в сотрудничество с местными НПО, исходя из них. Ориенти-руясь на эти требования грандодателей, женские НПО республики, свои проекты пишут как бы на заказ. Возможно, поэтому деятельность многих НПО дублируют друг друга [Справочник, 2001]. (25).

С другой стороны, возможна права российская феминистка Ольга Липовская, которая утверждает, что "эти западные субсидии демонстрируют практически нулевую эффективность в построении гражданских институтов. Они, скорее, способствуют формированию новых бюрокра-тических структур и общественной номенклатуры" [Липовская, 1999]. К категории "обществен-ной номенклатуры" в нашей республике можно отнести несколько элитных НПО, которые ис-ключительно держатся на авторитете своих лидеров и постоянно сотрудничают с Международ-ными организациями. Такая практика, искусственно ограничивает доступ других новообразован-ных общественных организаций к финансовым, организационным ресурсам и не дает возможно-сти расширению института НПО вширь и вниз, что в конечном итоге не способствует, подлин-ным демократическим преобразованиям в регионе.

Что же касается идеологического содержания нового женского движения в Таджикиста-не, то на первый взгляд кажется, что оно свободно от идей феминизма [Касымова, 2000]. Во вся-ком случае, никто в Таджикистане не произносит публично слово "феминизм", не смотря на то, что все женские правительственные и неправительственные организации, ставят во главе угла своей деятельности защиту интересов женщин и решение их проблем (26).

Чем это обусловлено? Только ли неприятием чужой культуры? На мой взгляд, феминист-ские идеи, так или иначе, присутствуют в женском движении Таджикистана. Но это не классиче-ский, западный феминизм, это "другой" феминизм основанный, на возрождение национальных традиций [Жеребкина, 1999]. Идейно этот феминизм, предусматривает равноправие полов, но постольку поскольку, это не противоречит национальным и религиозным традициям народа. Не случайно, новый таджикский феминизм, ищет опору в религиозных догматах ислама, интерпре-тируя их согласно новым условиям бытия.

Таким образом, пост советское движение женщин в Таджикистане, переживает новый (второй) этап своего развития. Идейно оно исходит от практики советского раскрепощения жен-щин. Практически же осуществляет политику гендерного баланса в контексте феномена под на-званием "Гендер и глобализация".

Заключение

Несомненно, все эти изменения по силе превосходят, изменениям, происшедшим за годы Советской власти в структуре гендерной системы таджикского общества. Процессы мировой гло-бализации, не обходят стороной и Республику Таджикистан. Но какой эффект они будут иметь зависит, не столько от степени ее влияния, столько от силы ее восприятия субъектами этих про-цессов. Главное процесс пошел:

    Сноски
  1. Древняя персидская религия. Священная книга "Авеста".
  2. Например, от либеральных взглядов на женскую эмансипацию в Турции, до проявления крайнего мракобесия со стороны талибов в Афганистане, где женщина была лишена элемен-тарных прав человека.
  3. Благо исторические источники дают нам возможность более объективно подойти к данному вопросу. Большой вклад в изучении традиционного таджикского общества внесли видные российские ученые Андреев М.С., Пещерева Е.М., Кисляков Н.А., Сухарева О.А. и многие другие.
  4. Андреев М.С. отмечает сохранение многих следов матриатхата в долине Хуф, таких как право родни матери невесты, на получение выкупа, полное распоряжение хозяйством в доме, пре-имущественное право матери давать имя своему ребенку. В Ягнобе (Центральный Таджики-стан) мужчины не имели права, входит в кладовую, так как существовало поверье, что "глаза у мужчины жадные, от этого могут, испортится продукты" [Пещерева, 1976, с.16]. По свиде-тельству, Кислякова Н.А., среди таджиков в прошлом было распространено бегство молодой женщины в дом отца в виде протеста против дурного обращения мужа; часто ни угрозы, ни уговоры не могли побудить ее вернуться обратно. Молодая женщина заявляла, что она бро-сится в воду, а к мужу не пойдет [Кисляков, 1951, с.195].
  5. 8 марта 1927 году на площадях Средней Азии запылали костры, женщины сбрасывали, с себя паранджу, которая веками была для них "передвижной тюрьмой" и швыряли ее в огонь. Это движение за ликвидацию затворничества, раскрепощения получило название "худжум" Так прокомментировал это событие журнал "Работница" по случаю 70-летие Великого Октября [Работница, 1987, с.25].
  6. По законам логики другой реакции на факты насильственного раскрепощения мусульманских женщин не реально было бы ожидать. Только в Ура-Тюбинском районе Таджикистана в 1929 году было 6 случаев убийств женщин, сбросивших паранджу [Великий Октябрь, 1971, с.25]. В Хаите басмачи (так назывались, те которые вооружено, боролись против Советской власти) повесили трех девушек за то, что они изъявили желание стать учительницами в родном киш-лаке [История, 1964, с.213].
  7. Численность таджичек-работниц за годы первой пятилетки возросла почти в 14 раз, и этот факт по утверждению коммунистов "гарантировало ее раскрепощение" [История, 1964, с.231]
  8. Имеется в виду распад Советского государства, приобретение независимости, гражданская война и последствие этой войны в Таджикистане.
  9. Трудовая активность мужчин с 1991 по 1996 год снизилась с 60 до 54%, в то время как у женщин она возросла с 40 до 46% [Гендерная статистика, 2000].
  10. Средняя заработная плата в Таджикистане составляет 9,4$, в то время как стоимость потреби-тельской корзины на 1 человека равна 19,2$ [Отчет, 2000].
  11. В Таджикистане 44% учителей, 37% врачей, 17% ученых составляют женщины [Отчет, 2000].
  12. Зарплата врача составляет 3-5$ США, учителя средней школы 5-8$ США, университетского преподавателя 3-5$ США [Гендерная статистика, 2000].
  13. Нет никаких официальных данных о женщинах таджичках выезжающих на заработки в Рос-сийскую Федерацию. Все же основываясь на личных наблюдениях многих лиц, которые ут-верждают, что почти в каждом городе РФ, можно встретить таджичек в основном молодого и среднего возраста работающих на рынке или в системе общественного питания.
  14. По данным проведенного автором исследования "сексизм в школе" такая ситуация объясня-ется, тем, что якобы женщины-учителя не имеет авторитета у старшеклассников.
  15. Тема брачно-семейных отношений тема №1 таджикских СМИ. Газеты "Оила" (Семья), "Му-хаббат ва оила", (Любовь и семья), "Хамроз" (Собеседник) и много другие специализируются именно на этой тематике и имеют большой круг читателей.
  16. Если в 1991 году было осуждено 447 женщин, то в 1998 году их число составило 700. Мно-гие преступления совершаемые женщинами связаны с незаконным оборотом наркотиков [Правовые аспекты, 1999, Женщина и наркотики, 2000].
  17. Введен, в действие с 1 сентября 1998 года.
  18. В старом парламенте страны (до 2000 года) мужчины составляли 97% депутатов парламента.
  19. В таджикском языке синонимами понятия женщина выступают следующие слова; "пошика-ста" -буквально "по" нога, "шикаста" поломанная, "паршикаста" - буквально "пар" - перья, "шикаста" -поломанная, "заифа" -слабая, "очиза" -беспомощная.
  20. Андреев, отмечает отсутствие многоженства в Хуфе [Андреев, 1953, с.182].
  21. Результаты социологических исследований, публикаций в СМИ, житейского опыта
  22. Около 70% женщин республики живут в сельской местности. У них низкий образовательный уровень, большинства не имеют профессий, специальности, не обучены никакому ремеслу, их рано выдают замуж, традиционно имеют много детей, живут в больших патриатхатных семь-ях [Гендерная статистика, 2000].
  23. Группа образованных женщин в Кулябском регионе республики, которые сами перенесли все тяготы гражданской войны и потеряли своих близких в 1992 году, организовали группу взаи-мопомощи для поддержки, таких же пострадавших женщин и их детей, как и они сами. Эта группа взаимопомощи в дальнейшем преобразовалась в НПО "Наджоти кудакон", которая за этот период успешно реализовала несколько проектов; как обучение сельских женщин навы-кам предпринимательства, решение проблем занятости женщин-глав семей, психологическая реабилитация детей-сирот.
  24. Правительством Республики утвержден национальный план действий РТ по повышению ста-туса и роли женщин на 1998-2005 годы в целях реализации Пекинской платформы (1995).
  25. Т.е. они в основном занимаются вопросами защиты прав женщин, развитию женского пред-принимательства, репродуктивным здоровьем, проблемы насилия в отношении женщин и т.д.
  26. Тем более, что слово феминизм в Таджикистане употребляется чуть не в оскорбительном зна-чении, как что-то чуждое и даже вредное нашему традиционному сознанию [Давлятова, 2001, с.7].
    Литература
  1. Андреев М. // К характеристике древних таджикских семейных отношений// Издательство Таджикского филиала АНСССР. Вып.15. Сталинабад, 1949.
  2. Андреев М. // Таджики долины Хуф// Издательство АН Таджикской ССР, 1953.
  3. Абдел Рахим Омран// Планирование семьи в толкование ислама//, Душанбе, 2000.
  4. Великий Октябрь и раскрепощение Средней Азии и Казахстана (1917-1936). Сборник доку-ментов и материалов// Москва, 1971.
  5. Гафуров Б. //Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история// Издательство Наука. Москва, 1972.
  6. Гидденс Э. //Социология// Москва, 1999.
  7. Гендерная статистика в Республике Таджикистан// Душанбе, 2000.
  8. Гендерные отношения. Национальный отчет// Душанбе, 1999.
  9. Давлятова М. //Что такое феминизм и почему и его боимся?// Журнал "Гуфтугу" (Разговор) №1, 2001.
  10. Додхудоева Л. //Новый феномен социальной жизни Таджикистана// Душанбе, 1999.
  11. Женщины и наркотики// Душанбе, 2000.
  12. Жеребкина И. //Двойная ловушка демократии; пост советский феминизм между универса-лизмом и локализацией// Журнал "Гендерные исследования", ХЦГИ №2, 2000.
  13. Коран. Издательство восточной литературы// Москва, 1963.
  14. Кисляков Н. //Патриатхатно- феодальные отношения среди оседлого сельского населения Бухарского ханства в конце 19- начале 20 века// Издательство АН СССР, Москва, 1962.
  15. Кисляков Н. //Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана// Из-дательство "Наука", Ленинград, 1969.
  16. Касымова С. //Гендерные исследования в Таджикистане; истоки и перспективы// Журнал "Гендерные исследования", ХЦГИ №5, 2000.
  17. Касымова С. //Меняются ли мужчины Таджикистана?// Газета "Бизнес и политика", Душан-бе, 27.09.2000.
  18. История таджиского народа. Том 111, книга первая, Переход к социализму (19127-1937)//Издательство Наука, Москва, 1964.
  19. Липовская О. //Глобализация и гендер. Взгляд с восточной стороны// Журнал Посиделки №7, 2000.
  20. Отчет по человеческому развитию, Таджикистан// Душанбе, 2001.
  21. Общественное мнение и социальная трансформация общества// Душанбе, 1997.
  22. Современная женщина в семье, на работе и в политике; гендерный аспект// Душанбе, 1997.
  23. Семья в Республике Таджикистан; Статистический сборник// Душанбе, 1994.
  24. Справочник женских НПО Республики Таджикистан// Душанбе, 2001.
  25. Синельников А. //Мужчины и патриатхатная власть// Журнал "Вы и Мы", №1(17), 1998.
  26. Пещерева Е. //Ягнобские этнографические материалы// Душанбе, 1976.
  27. Правовые аспекты проблемы насилия против женщин// Душанбе, 1999.
  28. "Работница"// журнал №11.87, с.25, Москва, Издательство "Правда".
  29. Таджбахш Ш. //Анализ результатов опроса об экономическом положении женщин в Таджи-кистане// Душанбе, 1996.
  30. Таджикистан. Отчет по человеческому развитию// ПРООН, Душанбе, 2000.
  31. Табышалиева А. //Отражение во времени// Бишкек, 1998.
  32. Тохтаходжаева М. //Между лозунгами коммунизма и Законами Ислама//Ташкент, 2000.
  33. Шарипова М. //Влияние насилия на здоровье и самочувствие женщин// Душанбе, 2000.

Вернуться к просмотру тезисов

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.

Hosted by uCoz