Доклад основан на материалах трех экспедиций на Западную Украину (1999-2001 гг., с. Старые Бросковцы Сторожинецкого р-на Черновицкой обл.). Во время этих поездок выяснилось, что некоторые сведения, полученные от информантов, услышаны ими по радио или телевидению или прочитаны в книгах и газетах. По существу, обычный процесс передачи знания внутри традиции теперь существует параллельно с процессом проникновения знания в традицию извне.
Процесс возрождения на Украине старинных традиций и обрядов активно пропагандируется в средствах массовой информации и в школах. Однако "возрождаются" они либо в совсем другом виде, не свойственном именно этой локальной традиции, либо и вовсе появляются в ней впервые. Уже через одно-два поколения мы можем получить картину владения псевдотрадицией, которая была сконструирована искусственно, унифицирована для всей территории государства и не имеет вариативности, свойственной подлинной традиционной культуре.
Итак, помимо естественного и неизбежного влияния городской жизни на сельский уклад, существует влияние намеренное. Его цель можно определить как унификацию фольклора с дальнейшей целью укрепления национального самосознания. Логично предположить, что этот процесс должен идти особенно активно в новых независимых государствах, для которых вопрос национального самосознания стоит особенно остро.
Из радио- и телепередач жители села узнают, как нужно отмечать религиозные праздники, каковы традиционные способы использования лекарственных трав и так далее. Народная традиция из источника фольклора становится "учеником", которому преподают фольклор. Помимо средств массовой информации, есть и другие источники, влияющие на традиционную культуру и изменяющие некоторые ее элементы. В докладе делается попытка классифицировать различные источники влияния на традиционную культуру, как случайные, так и намеренные.
Однако при этом не вся терминология и пропагандируемые обычаи знакомы жителям данного региона, поскольку передачи подготавливаются централизованно и транслируются повсеместно, без учета особенностей локальных традиций. Например, день св. Иоанна в Старых Бросковцах традиционно называется Иван Сучавский (по названию города Сучава) или Иван Зильовый, Иван Зилляк (то есть 'Иван Травник'), поэтому на вопрос "Как у вас называется этот праздник?" обычно отвечают: "Мы называем Ивана Зильового, а по радио кажут, шо Ивана Купала".
Литература. Нередко после ответа на интересующие собирателя вопросы (а то и вместо ответа) информанты предлагают почитать книгу, написанную местными преподавателями и описывающую историю села, его культуру, национальную одежду, традиции и обычаи, ведение хозяйства, народную медицину. Иногда они даже пользуются информацией, полученной из этой книги, для ответа на вопросы собирателя. Кроме того, селяне, особенно пожилые женщины, охотно читают книги о лекарственных травах и используют их для самолечения. Последняя группа книг, влияющих на местную культуру - методические брошюры. Но о них уместнее говорить в контексте последнего источника влияния:
Школа. Это наиболее сложный объект исследования, так как его влияние имеет долговременную перспективу. Сельские школьники, с точки зрения добросовестного собирателя, наиболее проблемные и "неудобные" информанты - они получают знания о традиционной культуре сразу из двух источников, то есть в повседневной жизни, "от бабушки" и в школе, по книгам и лекциям учителя (с 1991 года во всех школах введен новый предмет - народознавство). Со временем, когда теперешние школьники достигнут возраста, когда сами будут считаться хранителями традиции, будет вполне естественно, если в их сознании сведения, полученные в школе, смешаются с рассказами старших. Характерно, что сведения о символике, например, цветов, в том виде, как они подаются в школе, совершенно не выводятся из рассказов стариков.
Список факторов, влияющих на традицию, разумеется, не исчерпывается вышеперечисленными. Изменение условий (социальных, экономических, политических) может не только уничтожать элементы традиции - оно еще и создает новые детали и целые обряды. Однако проблема не только в том, что традиционная культура подвергается целенаправленному и унифицирующему влиянию извне.
Для каждого вновь образованного независимого государства необходимо сформировать набор внешних знаков: национальный гимн, язык, церемониал, мифологическое прошлое. Для последнего особенно важны история и культура нации. Однако, помимо того, что культура самих украинцев негомогенна, Украина является многонациональным государством. Украина строит национальное государство на базе титульной нации, и для формирования новой национальной идентичности используются история и культура именно этой нации. При этом другие этнические группы, очевидно, должны ассимилироваться. Процессы внедрения единообразия в область культуры могут стимулировать новые региональные вспышки этнического национализма и послужить спусковым механизмом для следующей волны сепаратизма на постсоветском пространстве.
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.