Вернуться к просмотру тезисов


Колосова Валерия Борисовна, магистр этнологии, выпускник факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург
Конструирование фольклора как способ формирования национального самосознания


Доклад основан на материалах трех экспедиций на Западную Украину (1999-2001 гг., с. Старые Бросковцы Сторожинецкого р-на Черновицкой обл.). Во время этих поездок выяснилось, что некоторые сведения, полученные от информантов, услышаны ими по радио или телевидению или прочитаны в книгах и газетах. По существу, обычный процесс передачи знания внутри традиции теперь существует параллельно с процессом проникновения знания в традицию извне.

Процесс возрождения на Украине старинных традиций и обрядов активно пропагандируется в средствах массовой информации и в школах. Однако "возрождаются" они либо в совсем другом виде, не свойственном именно этой локальной традиции, либо и вовсе появляются в ней впервые. Уже через одно-два поколения мы можем получить картину владения псевдотрадицией, которая была сконструирована искусственно, унифицирована для всей территории государства и не имеет вариативности, свойственной подлинной традиционной культуре.

Итак, помимо естественного и неизбежного влияния городской жизни на сельский уклад, существует влияние намеренное. Его цель можно определить как унификацию фольклора с дальнейшей целью укрепления национального самосознания. Логично предположить, что этот процесс должен идти особенно активно в новых независимых государствах, для которых вопрос национального самосознания стоит особенно остро.

Из радио- и телепередач жители села узнают, как нужно отмечать религиозные праздники, каковы традиционные способы использования лекарственных трав и так далее. Народная традиция из источника фольклора становится "учеником", которому преподают фольклор. Помимо средств массовой информации, есть и другие источники, влияющие на традиционную культуру и изменяющие некоторые ее элементы. В докладе делается попытка классифицировать различные источники влияния на традиционную культуру, как случайные, так и намеренные.

  1. Влияние городской жизни постоянно и существует давно. Простейший пример - изменение материального кода традиционной культуры. Ритуальные предметы, которые раньше изготовлялись вручную, теперь покупаются в магазине. Это влияние отразилось и на изменении яркой свадебной одежды на белое платье невесты и городской костюм жениха. В результате цветовая символика традиционной культуры также изменилась - красный цвет, традиционно означающий девичество, теперь ассоциируется с замужней женщиной. Другой пример касается отношения к вопросу о чете и нечете. Традиционно четное число предметов считалось естественным на свадьбе. Число свадебных подарков, свечей, калачей и других предметов подчеркивало идею парности. Соответственно, на похоронах не должно было быть парных предметов. Такой обычай поддерживался сильной мотивацией - если кто-нибудь принесет что-то четное на похороны, умрет кто-нибудь еще, то есть покойный возьмет себе "пару". Теперь же под влиянием городской культуры ситуация изменилась на прямо противоположную. Изменилось и само понятие подарка. Прежде подарком считались только полезные вещи - одежда, ткань, еда. Теперь молодежь считает, что цветы - тоже "настоящий" подарок, без которого нельзя представить себе праздник, хотя для пожилых людей это не так. Целый ряд перемен связан с изменением экономических и социальных условий жизни, государственных требований.
  2. Влияние церкви. Церковь воспринимается как естественная часть повседневной жизни. Некоторые поучения выполняются, так как жители не могут этого избежать - например, теперь незамужние девушки и даже маленькие девочки должны ходить в церковь в платках. Другой пример касается церкви и государства одновременно - это основание Украинской автокефальной церкви. Одни жители села думают, что это неправильно, и политические границы не имеют ничего общего с верой и церковными делами. Другие полагают, что новое независимое государство должно иметь свою собственную церковь, то есть считают модель "церковь=государство" нормальной и естественной. С другой стороны, все усилия церкви запретить гадания на св. Андрея или битье веточками вербы на Вербное воскресенье оказались безрезультатными. Прихожане также убеждены, что нет смысла святить травы в другие праздники, кроме Иванова дня.
  3. Средства массовой информации. Местные газеты публикуют народные легенды о растениях, объясняя их символическое значение, способы магического применения и лекарственные свойства. Существуют также радиопрограммы о травах, используемых в народной медицине. Кроме того, по радио и телевидению идут программы, которые освещают историю происхождения тех или иных церковных праздников и объясняют их значение, а также советуют, какие ритуальные действия следует выполнять в этот день.

Однако при этом не вся терминология и пропагандируемые обычаи знакомы жителям данного региона, поскольку передачи подготавливаются централизованно и транслируются повсеместно, без учета особенностей локальных традиций. Например, день св. Иоанна в Старых Бросковцах традиционно называется Иван Сучавский (по названию города Сучава) или Иван Зильовый, Иван Зилляк (то есть 'Иван Травник'), поэтому на вопрос "Как у вас называется этот праздник?" обычно отвечают: "Мы называем Ивана Зильового, а по радио кажут, шо Ивана Купала".

Литература. Нередко после ответа на интересующие собирателя вопросы (а то и вместо ответа) информанты предлагают почитать книгу, написанную местными преподавателями и описывающую историю села, его культуру, национальную одежду, традиции и обычаи, ведение хозяйства, народную медицину. Иногда они даже пользуются информацией, полученной из этой книги, для ответа на вопросы собирателя. Кроме того, селяне, особенно пожилые женщины, охотно читают книги о лекарственных травах и используют их для самолечения. Последняя группа книг, влияющих на местную культуру - методические брошюры. Но о них уместнее говорить в контексте последнего источника влияния:

Школа. Это наиболее сложный объект исследования, так как его влияние имеет долговременную перспективу. Сельские школьники, с точки зрения добросовестного собирателя, наиболее проблемные и "неудобные" информанты - они получают знания о традиционной культуре сразу из двух источников, то есть в повседневной жизни, "от бабушки" и в школе, по книгам и лекциям учителя (с 1991 года во всех школах введен новый предмет - народознавство). Со временем, когда теперешние школьники достигнут возраста, когда сами будут считаться хранителями традиции, будет вполне естественно, если в их сознании сведения, полученные в школе, смешаются с рассказами старших. Характерно, что сведения о символике, например, цветов, в том виде, как они подаются в школе, совершенно не выводятся из рассказов стариков.

Список факторов, влияющих на традицию, разумеется, не исчерпывается вышеперечисленными. Изменение условий (социальных, экономических, политических) может не только уничтожать элементы традиции - оно еще и создает новые детали и целые обряды. Однако проблема не только в том, что традиционная культура подвергается целенаправленному и унифицирующему влиянию извне.

Для каждого вновь образованного независимого государства необходимо сформировать набор внешних знаков: национальный гимн, язык, церемониал, мифологическое прошлое. Для последнего особенно важны история и культура нации. Однако, помимо того, что культура самих украинцев негомогенна, Украина является многонациональным государством. Украина строит национальное государство на базе титульной нации, и для формирования новой национальной идентичности используются история и культура именно этой нации. При этом другие этнические группы, очевидно, должны ассимилироваться. Процессы внедрения единообразия в область культуры могут стимулировать новые региональные вспышки этнического национализма и послужить спусковым механизмом для следующей волны сепаратизма на постсоветском пространстве.


Вернуться к просмотру тезисов

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.

Hosted by uCoz