Вернуться к просмотру тезисов


Ю. В. Рыжов
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: НЕ БЫТЬ ЗАЛОЖНИКОМ ПРОШЛОГО!


Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 01-06-80227

Россия во все времена являлась многонациональной страной, для которой было характерно наличие самых разнообразных культурных и религиозных традиций. Но для религии в России ХХ век был очень тяжелым: более 70 лет преследований и атеистической пропаганды привели к упадку религиозного сознания большей части россиян. Поэтому современная религиозная ситуация в нашей стране характеризуется следующими тенденциями:

Но имеем ли мы право быть заложниками истории? У каждой религии были свои темные периоды (интересующимся предлагается к рассмотрению [1]), но почему вместо подлинно конструктивного межрелигиозного и межконфессионального диалога мы должны вспоминать события многовековой давности, быть обращенными к прошлому, а не к настоящему и будущему?

Кратко рассмотрим религиозную картину России начала XXI века (информация приводится по [2, 3]). На ее территории действуют 15 454 только зарегистрированных религиозных объединения 56 вероисповеданий и направлений. Число верующих в стране увеличивается: 71,1% опрошенных назвали себя православными, 4,2% мусульманами, 0,6% - буддистами, 0,5% - протестантами, 0,4% - католиками, примерно 18,5% людей обозначили себя как атеисты.

Больше всего людей, называющих себя верующими, среди молодежи 16-19 лет (65%), что обогнало даже число верующих среди пожилых людей (62%). Однако у этих молодых людей практически отсутствует потребность общения с Богом через посредство церкви, священнослужителей, путем совершения церковных таинств и т.п. Около половины людей, называющих себя верующими, ходят в церковь раз в год, а то и реже, большая же часть прихожан храмов не причащается (67%). При этом лишь половина (51,3%) людей, назвавших себя верующими, верит в Бога (!), еще одна четверть (26,1%) верит в существование некой высшей силы (при этом около 17% людей, обозначивших себя как православные, в вопросе о вере в Бога "затруднились с ответом" и 5,2% определенно написали, что в Бога не верят). 27% атеистов отметили, что "верят в Бога, высшую силу, разум, дух" (!), а 29,4% затруднились с ответом (и лишь менее половины - 43,5% опрошенных указали, что считают, что "Бога нет"). Число воцерковленных православных остается небольшим. Лишь 3,6% регулярно посещают церковь (раз в неделю и чаще и среди них абсолютное большинство - пожилые женщины), около 5,8% - раз в месяц, 20,3% - по большим религиозным праздникам и 23,3% - раз в год и реже. Около половины (43,3%) людей назвавших себя верующими православными практически никогда не посещает храм.

Как считает приведший эту статистику В. Г. Безрогов, "процесс формирования религиозного сознания граждан России далек от завершения. Налицо интерес граждан к религии, стремление самоидентифицировать себя с определенной конфессией, но в тоже время объем религиозных знаний у большинства респондентов пока еще мал" [2, с.155-156]. Действительно, нельзя серьезно воспринимать утверждения большей части россиян об их религиозной принадлежности: "верующие" практически не отличаются от "атеистов"!

Одна из излюбленных мифологем российского сознания нашего времени: "Россия - православная страна". Даже если не обращать внимания на ее антиконституционность (ведь Россия - светское государство!), вышеприведенная статистика свидетельствует о неубедительности подобного высказывания. Возможно, Россия когда-то и была православной страной (еще бы: вплоть до начала ХХ в. переход из православия в другую конфессию преследовался по закону), но зачем нам сегодня искусственно насаждать религию, фактически исповедуемую меньшинством населения? Несомненно, роль Православной Церкви в российской истории и культуре в свое время была велика; нам нужно об этом помнить, но не надеяться на то, что в решении сегодняшних проблем нам помогут призраки прошлого.

Несмотря на то, что Россия является светским государством, по-прежнему равенство религий и религиозных организаций существует только на бумаге. На деле, место коммунистической идеологии постепенно занимает "православие" как идея, могущая объединить российское общество; ведется борьба с "тоталитарными сектами" (проще говоря, - с "чужими", "инородцами"); делаются попытки ограничить свободу вероисповедания на законодательном уровне (самый известный пример - Федеральный Закон "О свободе совести и религиозных объединениях", 1997 г.).

Ранее имевшие место непростые (а зачастую - враждебные) отношения между православием и католичеством, между христианством, исламом и другими религиями не нужны современной России. Тем не менее, некоторые политики и даже "ученые" фактически разжигают межрелигиозную рознь, проецируя события прошлого на настоящее. В частности, благодаря подобным стараниям, война в Чечне уже начинает приобретать черты апокалиптической битвы между христианством и исламом; страны Запада в силу своей "неправославности" и "чуждого менталитета" считаются потенциальными врагами России; возрождаются идеи "евразийства" (под современным названием "геополитика") и т.д.

Поэтому сегодня одной из главных задач всех россиян - независимо от их возраста, пола, социального положения, отношения к вере и религиозным институтам - является осознание своей подлинной религиозной идентичности, умение вести спокойный и конструктивный диалог со своими оппонентами, стараться не повторять ошибок прошлого, мирно жить в настоящем и вместе созидать будущее России.

    Список литературы
  1. Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Феномен религиозного фанатизма // Феномен человека - вчера и завтра. Ростов-на-Дону, 1996. С.225-571.
  2. Безрогов В.Г. Право на веру: религиозное воспитание и проблемы толерантности в межпоколенных отношениях. М.-Таганрог, 2003.
  3. Тульский М. Старые протестанты и новые "секты" // "НГ-Религии". 2001. № 21 (92). 14 ноября.

Вернуться к просмотру тезисов

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.

Hosted by uCoz