Вернуться к просмотру тезисов


Атаев М.М. Кидирниязов Д.С.(г. Махачкала)
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЕЖИ на Северном Кавказе.


В процессе тесного общения народы Дагестана развивали свою самобытную культуру и создавали значительные материальные и духовные ценности, богатые традиции человеческих контактов.

В современном мире усиливается губительное дыхание нетерпимости к чужим взглядам, чужой вере и национальности, не утихают вооруженные конфликты. Они разрывают сформировавшиеся столетиями политические, экономические связи и гуманитарные контакты. Под угрозой оказывается связь культур и поколений - достояние всего человечества.

Осознавая эту опасность научные деятели и государственные учреждения должны объединить усилия против духа нетерпимости и насилия, которая представляет угрозу для каждого дагестанского народа и всего мирового сообщества. Воспитание толерантного поведения у молодежи с учетом этно - педагогических и этнопсихологических является задачей политической и морально-этической значимости.

На сегодняшней конференции мы хотим обозначить ту роль науки, Министерства образования и других государственных органов на местах в решении этой актуальной проблемы.

Воспитание граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости нельзя понимать упрощенно. Практически немыслимо воспитывать подрастающее поколение без принятия и реализации на практике правовых актов, определяющих права и обязанности должностных лиц и иных граждан.

С переходом от тоталитарной системы, к демократическому не возможно применять принудительные формы . В воспитании толерантного поведения у молодежи главной формой воспитания может быть только использование внутреннего желания молодых граждан к общению и их стремление к установлению дружественных отношений..

За годы проведения реформ во многих регионах России утратили налаженную систему воспитания, разрушили детские и юношеские организации. Предельно политизированные прежде, они ведь занимались не только коммунистической пропагандой, а воспитывали и любовь к своей стране и навыки человеческого общежития, приобщали к культурным ценностям.

В отличие от других регионов в Дагестане, благодаря поддержке руководства республики удалось не только сохранить, но и развить детское и молодежное движение.

В силу организационной слабости общественные организации не могут в должной мере защищать интересы молодых граждан, организовывать эффективную работу в молодежной среде. В большинстве случаев низка роль профессиональных союзов в решении молодежных проблем, в разработке и осуществлении профессионально ориентированной молодежной политики. Существенное негативное влияние имеет тот факт, что с расширением рыночных отношений трудовые коллективы утратили прежний опыт поддержки молодых тружеников и решения проблем молодежи.

Таким образом, мы вынуждены констатировать, что роль государственных структур на федеральном и региональном уровнях. органов местного самоуправления в решении проблем толерантности , реализации политики по отношению к молодому поколению приобретает доминирующее значение.

Воспитание молодежи в духе ненасилия, миролюбия, сотрудничества достигается и путем создания в республике межкультурных летних лагерей отдыха. Особенно хочется подчеркнуть, что туристская индустрия это не только невостребованный мощный экономический , но и воспитательный потенциал Дагестана и Кавказа.

Мы хотели бы обратить ваше внимание на такой специфический фактор в тур индустрии. Ни в одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства роль межличностных отношений не является столь определяющей, как в туристском бизнесе Для Дагестана и Южного федерального округа.

Туризм способствует сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии Горного Дагестана.

Воспитание и просвещение - являются наиболее эффективными средствами установления толерантного поведения. А Дагестан всегда славился богатыми традициями в диалоге поколений.

В истории Дагестана накоплен и огромный опыт миротворчества, установления мира между конфликтующими сторонами, постконфликтного урегулирования, посредничества и разведения враждующих сторон. Ведь сегодня только используя эти и другие традиции, через диалог поколений возможно будет лечить детей Карабаха, Чечни и Абхазии от вируса враждебности и ненависти.

Память народа не должна быть поставлена на службу зла и насилия, она не может становиться объектом злоупотреблений. В этом заключается великая миссия диалога поколений.

В поисках ответа на современные социально - политические вопросы , в воспитании толерантности политики, научные деятели неизбежно обращаются к социально- историческому опыту. Исторические аргументы часто принимают в массовом сознании форму и значение актуальных аргументов текущей социально - политической полемики. Особое место в массовом сознании занимает оценка опыта различных конфликтов, особенно войн. Война вовлекает в свою орбиту большое количество людей, является открытым столкновением интересов.

Она потрясая основы общества, приводит к радикальным изменениям внутренних и внешних условий, и в силу этого вызывает сильнейшие эмоционально - чувственные реакции и аффекты.

Под воздействием социально исторической памяти события, произошедшие в далеком прошлом, выступают в массовом сознании как актуальные именно сегодня и наоборот, относительно недавние события могут предаваться забвению. Социально историческая рефлексия массового сознания используется национальными элитами, политическими лидерами в целях манипуляции сознанием и поведением людей. Отсюда феномен роста национальных движений на Кавказе и рост антикавказских настроений в славянских регионах. Наиболее ярко социально- историческая память оказала влияние на этнонациональное политическое поведение в войне Республики Ичкерия и России. Незнание и пренебрежение Федеральным центром власти влияния фактора социально исторической памяти привело к недооценки силы сопротивления чеченского народа, в тоже время умелая манипуляция общественным сознанием лидеров Ичкерии привели к тяжелейшему конфликту . Как нам представляется память о кавказской войны 19 века, депортация народов Кавказа в 1944, незатухающий чеченский конфликт оказывают резидентное влияние на сознание народов России. Синдром взаимного недоверия является источником усиления межнациональной напряжённости. Отсутствие удовлетворённого спроса массового сознания на историческую правду даёт возможность элитам создавать не только суррогат, но - этносоциальные мифы, посредством которых и производятся манипуляции общественным сознанием. К сожалению и конфессиальная элита так же следует по данному пути.

В основном только научная элита в состоянии научно и добросовестно выработать и реализовать политические решения, соблюдая правила демократической игры и явить пример для других социально-общественных групп.

Однако практика показывает, что понимание конфликтов политическими лидерами и академическими кругами различно.

В силу отстраненности последних от реальной власти мы имеем ситуацию, в которой живем сейчас. Определённое негативное влияние на массовое сознание оказывают некоторые представители художественной интеллигенции, живя в мире эмоций, они легче поддаются влиянию конфликтогенных факторов (выступления писателя З. Балояна, А.Солженицина, политиков В.Жириновского).

Межнациональные конфликты возникают, как правило, не на почве этнического различия народов, а из-за несправедливого решения территориальных, экономических, политических, религиозных, культурологических, языковых вопросов. В недавнем прошлом это вызвало рост недовольства и напряженность.

Дагестан раз и навсегда сделал свой исторический выбор и не представляет себя вне российского государства, о чем красноречиво и убедительно свидетельствует поведение дагестанцев в тревожные дни августа-сентября 1999 года. Вторжение международных террористов убедительно показали, что в дагестанцах всё ещё сильны традиции патриотизма. Народы Дагестана в трудную минуту сумели ещё теснее сплотиться и решительно выступить против агрессоров. Мужество и героизм дагестанской молодежи , проявленные ею при защите своей республики возымели судьбоносную значимость, дав мощный толчок началу нынешнего патриотического подъёма в России. Именно в эти драматические для нашей республики дни дагестанская молодёжь проявила массовый патриотизм, готовность пожертвовать собой ради изгнания врага с родной Земли.

При этом надо отметить, что именно молодежь в первую очередь становится невольной жертвой конфликтов.

В то же время мы должны стараться передать молодежи саму историческую память народа не пропитывая её духом нетерпимости, не допуская чтобы она стала питательной средой чувства реванша и мести.

Толерантность ведет начало с крепкой семьи, сохранения традиционных ценностей.

Межнациональные браки в Дагестане служили и служат наиболее эффективным средством для достижения культуры мира и возрождения диалога между цивилизациями. Такие семьи являются естественными очагами распространения идеалов терпимости и ненасилия. Здесь воплощается сопереживания, взаимопонимание и примирение.

В Дагестане из поколения в поколение переходило не только оружие, но и огромный потенциал терпимости и логики убеждения, здесь по традиции от старших передавался опыт проявления сострадания и уважения к иноверцу и иноземцу.

Ведь передавалось из поколения к поколению у всех народов Дагестана гостеприимство, беззаветная верность дружбе, самоотверженная любовь к своей родине, патриотизм, готовность жертвовать собой ради родины и дружбы. Живучесть этого обычая и дагестанского побратимства может быть иллюстрирован фактами из драматических событий в Кизляре. Тогда на предложение террористов мусульманам покинуть больницу, оставив иноверцев, ни один из дагестанцев не воспользовался предложением. Для более активного и массового привлечения к этой работе представителей подрастающего поколения населения Дагестана, министерства и ведомства стремятся организовать посещение детей и подростков, учащейся молодежи на объекты и в учреждения историко-культурного назначения (музеи, выставки, галереи, театры) в которых проводится работа по толерантности и диалогу культур

Проблема толерантности у молодежи требует конкретной постановки. Важно учитывать, что есть разные формы терпимости - личная, общественная (отраженная в морали, нравах, менталитете, общественной психологии, сознании), государственная (отраженная в законодательстве, политической практике).

Толерантность не означает всеядность или безразличие, индифферентность к любым взглядам и действиям. Аморально и преступно мириться, например, с расизмом или призывами к различным формам насилия. К чему может привести излишняя веротерпимость, непринятие своевременных адекватных мер к правонарушителям, показали события в Чечне.

Культура толерантности и межнационального согласия можно установить через достижение в сферы экономики, социального равноправия и защищенности, правового регулирования межэтнических конфликтов, политического и культурного равноправия народов, решения всех имеющихся противоречий в сфере национальных отношений, духовно-нравственного возрождения народов мира;

Эти проблемы адресованы и к государственным органам и ведомствам различных уровней, начиная от федеральных, и кончая местными.

"Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира"-гласит Преамбула Устава ЮНЕСКО.

Построение толерантного мира, ненасилия и диалога цивилизаций не может быть достигнута путем издания указа, её нельзя достичь и принятием резолюции на конференции. Её можно сохранить и развивать не только народными традициями и моральной нормой жизни. Необходима стройная система воспитания подкрепленная государственной поддержкой.

При сотрудничестве с Межвузовским центром формирования культуры межнационального общения Министерства образования РФ в Дагестанском научном центре, вузах республики накоплен определенный опыт, который позволяет творчески подходить к данному вопросу.

Большое значение имеет научное исследование всех аспектов данной проблемы. Оно под силу целым коллективам научных работников.

При разработке теоретических вопросов решения проблем молодежи и определении практических мер воздействия на неё следует считаться с довольно устойчивыми стереотипами, выработанными молодежью в обстановке разрыва духовной сферы жизни со старшим поколением, разобраться в социальных и идеологических корнях этих стереотипов. При этом надо иметь в виду, что их носители в недалеком будущем перерастут молодежный возраст, станут старшим поколением, которое может наследовать подрастающему поколению в первую очередь прагматизм, сформированный в условиях дикого рынка, безысходной всепоглощающей коррупции и мещанской морали.

Правительство РД, Министерства и научные учреждения , государственные органы на местах вполне осознают необходимость совершенствования работы с молодежью на научной основе, в частности дифференциации подходов в зависимости от конкретных условий жизни.

Надо не только осмыслить роль молодежи в профилактике межнациональных конфликтов, но и проводить многогранную работу, направленную на активизацию деятельности молодежи как самодостаточного социального гаранта от негативного поворота в межэтнических отношениях.

Поскольку некоторые вопросы в этой области законодательно не урегулированы, а существующая нормативная база еще не совершенна, необходим комплексный подход к разработке новых нормативных актов, а также и при приведении существующих в единую стройную систему.

И в заключении, хочу выразить надежду, что наша конференция внесет позитивный вклад в решение этих важных вопросов, поднятых сегодня.


Вернуться к просмотру тезисов

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.

Hosted by uCoz