Вернуться к просмотру тезисов


М.Н.Попова (Краснодар)
Категория судьбы в родильной обрядности восточных славян XIX-ХХ в.


В исторической психологии, этнографии, социальной антропологии важное место занимает категория судьбы. Для её описания существенное значение имеет анализ таких элементов ритуала , как запрет. Символика судьбы в них может быть выражена в виде предметов, действий, слов, чисел. В данном выступлении сделана попытка рассмотреть действие/бездействие в запретах родильной обрядности восточных славян.

Судьба. Мифологема судьбы олицетворяет силу, обладающую абсолютной властью и определяющую качество и содержание жизни человека; она подразумевает "материальное и имущественное благо, богатство, срок жизни, физическую силу, плодовитость"(1). О соотношении судьбы и Божественной воли (волюнтаристический и фаталистический аспекты), выдающиеся исследователи славянского самосознания писали по разному. В.И.Даль: судьба - это "неминуемые, неизбежные последствия известного сочетания обстоятельств и действий; даны премудрые вековечные законы природы, дана человеку свободная воля и рассудок - всё остальное есть судьба, образующаяся из последствий того и другого"(2). В свою очередь А.Н.Афанасьев считал: "То что присуждено рожаницами, нельзя ни изменить, ни устранить никакими силами...; что-бы ни делал человек, каких бы предосторожностей не принимал - он не может воспрепятствовать Божьей воле"(3).

Ритуал. Родильная обрядность - составляющая народной традиционной модели мира. Система гаданий, предсказаний и примет, сформированная в виде корпуса "правил", определяет мифологическое программирование повседневной жизни человека. Правила строятся по формуле "если: то", и в них тем самым закладывается возможность выбора. Поскольку "правило" предполагает правильный выбор, обеспечивается и возможность правильного, благополучного проживания жизни. По традиционным представлениям нарушения правил (запретов) могли привести к негативным последствиям (болезнь, смерть, пожар, бедность). В связи с этим в обрядах жизненного цикла запреты максимально актуализировались. Особое место занимали запреты пренатального цикла родин (запреты для беременных женщин).

К примеру, женщине в положении нельзя было бить собаку или кошку (ребёнок может родиться с шерстью на спине или на груди), нельзя шить в праздник (у ребёнка будут сросшиеся части тела), резать или рубить (новорожденный может быть с физическими недостатками), мотать клубки (может замотать ребёнка пуповиной); переступать через топор, тяпку, косу (физические недостатки), коромысло (будет горбатый); беременной запрещено было что-либо красть, ходить на кладбище или находиться в одном доме с покойником (4). Одним из наиболее распространённых был запрет беременной стричь волосы (5).

Женщина в период беременности, таким образом - своеобразный магический макет своего будущего ребёнка, ибо правильное/неправильное действие проецируется, по народным представлениям, на плоде.

Рассмотрим внимательнее некоторые из запретов, которые можно объединить по их акциональным признакам.

  1. Если беременная сострижёт волосы, то "у ребёнка будут плохие волосы", он может родиться лысым; "ребёнок родится или однорукий, или одноногий"; так у ребёнка укорачивается жизнь, уходят силы (6). В данном запрете оговариваются такие параметры судьбы, как внешность (здоровые волосы), физическое здоровье (нормальные конечности), жизнь (сила) и смерть. Такие свойства волос, как протяжённость, нитевидность и др. определили их значимость в сфере мифологических представлений о судьбе. Такие действия с волосами, как "стричь", "резать", "рвать" (состригать то, что растёт) реализуют семантический переход "судьба-смерть"(жизнь на волоске). Например, отрезанные пряди малыша используются для гаданий о его жизни и смерти (7); этой же теме посвящён запрет стричь младенца до года: "а стрычь до году ж тоже ны стрыгуть, как год, так пострыгуть"(8). Следовательно, запрет на определённое действие (бездействие, отсутствие действия) носит созидательный характер.
  2. Если беременная переступит через топор, тяпку, косу - ребёнок родится с физическими отклонениями. В повседневности перешагивание имеет целью избегание неприятных для человека ситуаций (например, лужа, ров). Перешагивание "тяжёлой" женщины через колюще-режущие инструменты - это "пере-ход"("хождение") в сферу "чужого", хтонического. Коса, тяпка, топор и другой сельскохозяйственный инвентарь - своеобразная граница между "тем" и "этим" светом (9), переступив которую, беременная активизирует агрессивные качества указанных предметов. Беременная приводит в действие их деструктивные функции. В то же время, например, в г.Ейске, в конце ХIХ в. беременные женщины "носили при себе, а также клали под изголовье на ночь перочинный ножик, - чтобы отогнать злого духа и устранить его порчу"(10). Но этот острый металлический предмет используется, преимущественно, на кухне, а значит является вариантом "одомашненного" оружия. Поэтому символика его противоположна символике садово-полевых инструментов. В данном запрете судьба реализуется как болезнь, отсутствие жизненных сил.
  3. Если беременная (и её близкие) будет шить в праздник, то "от этого дитя родится слепым или немым, потому что мать или родственники его зашили ему рот или глаза"(11). В данном запрете существенное значение имеет темпоральный компонет (сравни: в престольные праздники запрещалась работа по дому (доминирующий компонент запрета - шитьё: "вити-еватые" движения иглой и нитью в определённые дни недели и праздники могут иметь негативное значение (в некоторых традициях спиралевидные движения входят в названия имён демонов)(12). Следовательно, бездействие, в данном случае, это действие против злых сил. Подводя некоторые итоги, отметим:

Время, в котором находятся беременная и плод скорее будущее, чем настоящее, так как каждый жест, поза, шаг "тяжёлой" женщины моделируют качества жизни будущего ребёнка.

Пространство вокруг женщины на сносях представляет сплошное смысловое поле, знаковую среду, магически формирующую судьбу малыша.

Движение. Наличие огромного числа запретов на движение для беременной существенно ограничивают её подвижность, что позволяет рассматривать её, как лиминальное существо. Некоторые исследователи говорят о восполняющей (компенсирующей) речь функций кинесики (жестов, поз, действия) (13); другие дополняют: "действия практически не имеют собственных символических мотиваций"(14).

На наш взгляд, роль движения в ритуале более значительна. Скажем, для ритуального контекста существенно, отрезает женщина свои волосы, распускает или заплетает их. Следовательно, глаголы движения имеет некоторую самостоятельность и могут выступать доминантой в некоторых ритуалах.

Судьба. Время внутриутробной жизни ребёнка сопряжено с риском развития физических недостатков, даже со смертью. Значит, любой запрет для его близких будет иметь конструктивный характер. Матери будущего ребёнка отводится роль демиурга физических качеств ребёнка, и шире - счастья/несчастья, доли/недоли. Т.е. судьба/несудьба проявляется как здоровье/болезнь, жизнь/смерть, красота/уродство; она материализуется в предметах обихода и зависит от действия/бездействия с этими предметами.

    Примечания
  1. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т.II. С.112.
  2. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русскаго народа. СПб., 1880. С.30.
  3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865. Т.I. С.335.
  4. Воронин В.В. Запреты, связанные с рождением ребёнка в традиционной культуре восточнославянского населения Кубани // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Дикаревские чтения (4). Белореченск, 1998. С.42.. Анашкина Г.П. Традиции и новации в этнической культуре // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. М., 2001. С.208-209.
  5. Там же.
  6. Попова М.Н. Загадочный лик судьбы // Археология, этнография и краеведение Кубани. Армавир-Краснодар, 1999. С.13-14.
  7. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 1998 года. Аудиокассета №1687. Станица Кардоникская Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики. Информант Ерёмина У.Т., 1932 года рождения. Исследователь Богатырь Н.В.
  8. Толстая С.Н. Акциональный код символического языка культуры: движение в ритуале // Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. С.100.
  9. Стефанов Т. Обряды и обычаи, соблюдаемые жителями города Ейска при рождении, бракосочетании и погребении умерших // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис, 1898. Вып.6. С.160.
  10. Там же.
  11. Плотникова А.А. Слав. *viti в этнокультурном контексте // Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. С.104-105.
  12. Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971. С.65.
  13. Толстая С.Н. Указ. Соч. С91.

Вернуться к просмотру тезисов

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.

Hosted by uCoz