В исторической психологии, этнографии, социальной антропологии важное место занимает категория судьбы. Для её описания существенное значение имеет анализ таких элементов ритуала , как запрет. Символика судьбы в них может быть выражена в виде предметов, действий, слов, чисел. В данном выступлении сделана попытка рассмотреть действие/бездействие в запретах родильной обрядности восточных славян.
Судьба. Мифологема судьбы олицетворяет силу, обладающую абсолютной властью и определяющую качество и содержание жизни человека; она подразумевает "материальное и имущественное благо, богатство, срок жизни, физическую силу, плодовитость"(1). О соотношении судьбы и Божественной воли (волюнтаристический и фаталистический аспекты), выдающиеся исследователи славянского самосознания писали по разному. В.И.Даль: судьба - это "неминуемые, неизбежные последствия известного сочетания обстоятельств и действий; даны премудрые вековечные законы природы, дана человеку свободная воля и рассудок - всё остальное есть судьба, образующаяся из последствий того и другого"(2). В свою очередь А.Н.Афанасьев считал: "То что присуждено рожаницами, нельзя ни изменить, ни устранить никакими силами...; что-бы ни делал человек, каких бы предосторожностей не принимал - он не может воспрепятствовать Божьей воле"(3).
Ритуал. Родильная обрядность - составляющая народной традиционной модели мира. Система гаданий, предсказаний и примет, сформированная в виде корпуса "правил", определяет мифологическое программирование повседневной жизни человека. Правила строятся по формуле "если: то", и в них тем самым закладывается возможность выбора. Поскольку "правило" предполагает правильный выбор, обеспечивается и возможность правильного, благополучного проживания жизни. По традиционным представлениям нарушения правил (запретов) могли привести к негативным последствиям (болезнь, смерть, пожар, бедность). В связи с этим в обрядах жизненного цикла запреты максимально актуализировались. Особое место занимали запреты пренатального цикла родин (запреты для беременных женщин).
К примеру, женщине в положении нельзя было бить собаку или кошку (ребёнок может родиться с шерстью на спине или на груди), нельзя шить в праздник (у ребёнка будут сросшиеся части тела), резать или рубить (новорожденный может быть с физическими недостатками), мотать клубки (может замотать ребёнка пуповиной); переступать через топор, тяпку, косу (физические недостатки), коромысло (будет горбатый); беременной запрещено было что-либо красть, ходить на кладбище или находиться в одном доме с покойником (4). Одним из наиболее распространённых был запрет беременной стричь волосы (5).
Женщина в период беременности, таким образом - своеобразный магический макет своего будущего ребёнка, ибо правильное/неправильное действие проецируется, по народным представлениям, на плоде.
Рассмотрим внимательнее некоторые из запретов, которые можно объединить по их акциональным признакам.
Время, в котором находятся беременная и плод скорее будущее, чем настоящее, так как каждый жест, поза, шаг "тяжёлой" женщины моделируют качества жизни будущего ребёнка.
Пространство вокруг женщины на сносях представляет сплошное смысловое поле, знаковую среду, магически формирующую судьбу малыша.
Движение. Наличие огромного числа запретов на движение для беременной существенно ограничивают её подвижность, что позволяет рассматривать её, как лиминальное существо. Некоторые исследователи говорят о восполняющей (компенсирующей) речь функций кинесики (жестов, поз, действия) (13); другие дополняют: "действия практически не имеют собственных символических мотиваций"(14).
На наш взгляд, роль движения в ритуале более значительна. Скажем, для ритуального контекста существенно, отрезает женщина свои волосы, распускает или заплетает их. Следовательно, глаголы движения имеет некоторую самостоятельность и могут выступать доминантой в некоторых ритуалах.
Судьба. Время внутриутробной жизни ребёнка сопряжено с риском развития физических недостатков, даже со смертью. Значит, любой запрет для его близких будет иметь конструктивный характер. Матери будущего ребёнка отводится роль демиурга физических качеств ребёнка, и шире - счастья/несчастья, доли/недоли. Т.е. судьба/несудьба проявляется как здоровье/болезнь, жизнь/смерть, красота/уродство; она материализуется в предметах обихода и зависит от действия/бездействия с этими предметами.
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.