Вернуться к просмотру тезисов


С.В.Жабчик
Народное здравоохранение кубанских казаковв контексте исторической психологии и антропологии


Среди наиболее перспективных направлений исторической психологии сегодня выделяется историческая медицина (история болезней, палеопатология). Историки Средневековья в Западной Европе давно обратили внимание на то, что опустошительные эпидемии чумы, холеры, хронический туберкулёз, венерические и психические заболевания - неотъемлемые спутники человеческой жизни прошлого. "Спаси нас, Господи, от голода, войны и чумы" - таково самое распространённоё обращение к Богу в средние века (4, с.153). Современные исследования показывают обширную мифологию чумы, проказы, сифилиса в средневековой культуре. Историческая медицина, перейдя сейчас к изучению древних патоценозов и эпидемиологическому описанию прошлого, показывает исторической психологии ещё один важнейший источник соматических и психологических затруднений прошлого.

В контексте этого направления вполне уместно рассматривать уровень и состояние народного здравоохранения кубанских казаков в конце ХVIII-нач. ХХ в. "Периодически, - пишет М.В.Семенцов, -здесь свирепствовали "чёрные болезни" - холера и чума, а также скарлатина, корь, оспа, случалась и проказа, по местному "крымка"(2, с.53.) Осенью и весной тысячи жизней уносила малярия ("лихорадка", "лихоманка", "корчий", "пропастныца"). Способствовали этому тёплый климат, создававший наиболее благоприятные условия для существования и размножения переносчиков и возбудителей малярии, а также наличие множества лиманов, ериков, болот. Как справедливо указывает М.В.Семенцов, процесс формирования народной медицины у кубанских казаков был направлен на развитие адаптационно-адаптирующей деятельности человека. Исходя из специфики новых условий проживания, казаки приспосабливались к новым природным условиям, используя и совершенствуя опыт народных знаний метропольных территорий и создавая, тем самым, оригинальную этномедицинскую традицию (2, с.55). В профессиональной медицинской практике, к которой прибегали далеко не всегда (по свидетельству Ф.А.Щербины, "во всём войске имеется один только врач Витрих, да и тот : часто содержится для вытрезвления под караулом"(5, с.731)) использовались традиционные способы защиты: карантин и т.п. Во второй половине ХIХ-нач.ХХв. с развитием медицинских учреждений в войске, подготовки кадров, появления значительного слоя профессиональных врачей и фельдшеров происходит расширение комплекса лечебных и здравоохранительных методов и средств.

Среди научных исследований в западной исторической антропологии для нашей темы представляет интерес так называемая "история болезней". Историки болезней (Ж.Мишле и др.) выдвинули, например, гипотезу об автономной, чисто биологической истории инфекционных заболеваний. Согласно ей, некоторое из них исчезают с исторической сцены не потому, что общество смогло их побороть, - их просто вытесняют другие болезни, так как между бациллами разных болезней существует несовместимость (несовместимы, например, проказа и туберкулёз, чем, по-видимому, и объясняется, что распространение последнего в Европе совпадает с исчезновением первой) (3, с.237). Однако восстановить историю эпидемий - это не только выяснить биологический механизм их возникновения и затухания, но и возможность исследовать их влияние на жизнь общества: демографические процессы, психологические "подвижки", изменение традиционного режима питания. В рамках истории болезней кубанского казачества можно рассматривать самые различные вопросы: проблемы детской смертности, наследственных болезней и алкоголизма. В периодизации история алкоголизма, например, которую дают зарубежные историки болезней, выделяется третий период, когда возникает "новый общественный орган" - кабак. Этот период характеризуется общим употреблением спиртных напитков. Алкоголизм из индивидуального становится коллективным, превращаясь в "болезнь целого вида", в "национальное зло". То, что эти проблемы были актуальны и для истории Кубани, потребовали специальных мер борьбы с этим злом как на станичном, так и на войсковом уровне, вызывает несомненный интерес к изучению данного пласта зарубежной науки. Станичные общества регламентировали количество питейных заведений и порядок продажи спиртного, принимали решения о закрытии питейной торговли. Самогоноварение и араковарение стало распространяться на Кубани только в годы Первой мировой войны, когда был принят "сухой" закон, и революции (1, с.22).

Таким образом, история народного здравоохранения у кубанских казаков гармонично вписывается в проблематику современных направлений исторической психологии и антропологии. Применение исследовательских методов и принципов этих дисциплин предстаёт весьма перспективным в кубанском региональном контексте.

    Примечания
  1. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества (Часть первая. ХIХ-нач.ХХ века) // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
  2. Семенцов М.В. Использование средств минерального происхождения в этномедицине кубанских казаков (в контексте освоения казачеством территории Кубани) // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2001 год. Дикаревские чтения (8). Краснодар, 2002.
  3. Шеуджен Э.А. Историография. История исторической науки. Курс лекций. Майкоп, 1999.
  4. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов н/Д, 1994.
  5. Щербина Ф.А. История кубанского казачьего войска. Репринтн. изд. 1913 г. Т.II. Краснодар, 1992.

Вернуться к просмотру тезисов

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.

Hosted by uCoz