Среди наиболее перспективных направлений исторической психологии сегодня выделяется историческая медицина (история болезней, палеопатология). Историки Средневековья в Западной Европе давно обратили внимание на то, что опустошительные эпидемии чумы, холеры, хронический туберкулёз, венерические и психические заболевания - неотъемлемые спутники человеческой жизни прошлого. "Спаси нас, Господи, от голода, войны и чумы" - таково самое распространённоё обращение к Богу в средние века (4, с.153). Современные исследования показывают обширную мифологию чумы, проказы, сифилиса в средневековой культуре. Историческая медицина, перейдя сейчас к изучению древних патоценозов и эпидемиологическому описанию прошлого, показывает исторической психологии ещё один важнейший источник соматических и психологических затруднений прошлого.
В контексте этого направления вполне уместно рассматривать уровень и состояние народного здравоохранения кубанских казаков в конце ХVIII-нач. ХХ в. "Периодически, - пишет М.В.Семенцов, -здесь свирепствовали "чёрные болезни" - холера и чума, а также скарлатина, корь, оспа, случалась и проказа, по местному "крымка"(2, с.53.) Осенью и весной тысячи жизней уносила малярия ("лихорадка", "лихоманка", "корчий", "пропастныца"). Способствовали этому тёплый климат, создававший наиболее благоприятные условия для существования и размножения переносчиков и возбудителей малярии, а также наличие множества лиманов, ериков, болот. Как справедливо указывает М.В.Семенцов, процесс формирования народной медицины у кубанских казаков был направлен на развитие адаптационно-адаптирующей деятельности человека. Исходя из специфики новых условий проживания, казаки приспосабливались к новым природным условиям, используя и совершенствуя опыт народных знаний метропольных территорий и создавая, тем самым, оригинальную этномедицинскую традицию (2, с.55). В профессиональной медицинской практике, к которой прибегали далеко не всегда (по свидетельству Ф.А.Щербины, "во всём войске имеется один только врач Витрих, да и тот : часто содержится для вытрезвления под караулом"(5, с.731)) использовались традиционные способы защиты: карантин и т.п. Во второй половине ХIХ-нач.ХХв. с развитием медицинских учреждений в войске, подготовки кадров, появления значительного слоя профессиональных врачей и фельдшеров происходит расширение комплекса лечебных и здравоохранительных методов и средств.
Среди научных исследований в западной исторической антропологии для нашей темы представляет интерес так называемая "история болезней". Историки болезней (Ж.Мишле и др.) выдвинули, например, гипотезу об автономной, чисто биологической истории инфекционных заболеваний. Согласно ей, некоторое из них исчезают с исторической сцены не потому, что общество смогло их побороть, - их просто вытесняют другие болезни, так как между бациллами разных болезней существует несовместимость (несовместимы, например, проказа и туберкулёз, чем, по-видимому, и объясняется, что распространение последнего в Европе совпадает с исчезновением первой) (3, с.237). Однако восстановить историю эпидемий - это не только выяснить биологический механизм их возникновения и затухания, но и возможность исследовать их влияние на жизнь общества: демографические процессы, психологические "подвижки", изменение традиционного режима питания. В рамках истории болезней кубанского казачества можно рассматривать самые различные вопросы: проблемы детской смертности, наследственных болезней и алкоголизма. В периодизации история алкоголизма, например, которую дают зарубежные историки болезней, выделяется третий период, когда возникает "новый общественный орган" - кабак. Этот период характеризуется общим употреблением спиртных напитков. Алкоголизм из индивидуального становится коллективным, превращаясь в "болезнь целого вида", в "национальное зло". То, что эти проблемы были актуальны и для истории Кубани, потребовали специальных мер борьбы с этим злом как на станичном, так и на войсковом уровне, вызывает несомненный интерес к изучению данного пласта зарубежной науки. Станичные общества регламентировали количество питейных заведений и порядок продажи спиртного, принимали решения о закрытии питейной торговли. Самогоноварение и араковарение стало распространяться на Кубани только в годы Первой мировой войны, когда был принят "сухой" закон, и революции (1, с.22).
Таким образом, история народного здравоохранения у кубанских казаков гармонично вписывается в проблематику современных направлений исторической психологии и антропологии. Применение исследовательских методов и принципов этих дисциплин предстаёт весьма перспективным в кубанском региональном контексте.
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.