Вернуться к просмотру тезисов


Золотова Бэлла Хусиновна, аспирант каф. социальной философии и этнологии СГУ
Влияние глобальной культуры на культуру межэтнических отношений.


Глобализация - одна из наиболее обсуждаемых проблем в современных работах по экономике, политологии, международным отношениям другим дисциплинам. Одновременно она остается одной из наиболее дискуссионных проблем, по которым подходы и оценки различных исследователей значительно отличаются. Существуют различные точки зрения относительно сути данного явления. В одних исследованиях акцент делается на экономических аспектах глобализации, формировании фактически единого мирового рынка товаров и услуг, в других - на формировании единого информационного пространства, в третьих - на развитии сети быстрого питания, использование стандартных компьютерных программ и т.п.

Есть и скептические оценки процессов, происходящих в мире и получивших название "глобализация". Так, некоторые авторы исходят из того, что мир всего лишь усложняется, а глобализация - вовсе не новое явление. Однако она привлекает столь пристальное внимание, поскольку с ее помощью либо пытаются доказать существование новых угроз, либо напротив - предрекают процветание человечества.

И тем не менее, большинство исследователей и практиков согласны с тем, что мир переживает качественные перемены, которые самым серьезным образом отражаются на человечестве, заставляя его активным образом реагировать на изменения. По определению Генерального секретаря ООН Кофи А.Аннана, глобализация является общим термином, обозначающим все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками. Многообразные задачи, которые она ставит, государства не могут успешно решать только собственными силами. Все это самым непосредственным и очевидным образом свидетельствует о необходимости укрепления многостороннего сотрудничества (1).

Если взять первое из названных измерений, то можно заметить, что в истории развития человечества действительно в целом наблюдается тенденция ко все большему "расширению" того пространства, на котором происходит интенсивное взаимодействие - от отдельных деревень, городов, регионам и, наконец, через эпоху великих географических открытий к миру в целом.

Впрочем, процесс глобализации сложный и неоднозначный. В ходе исторического развития он шел не линейно и вовсе не предполагал простого присоединения новых периферийных территорий к неизменному центру. Более спорным является второе измерение процесса глобализации - всеобщая универсализация и гомогенизация мира, причем часто понимаемая как распространение только культурных и иных западных норм, ценностей, подходов. Скорее, такое понимание глобализации относится к прошлому, хотя и не столь отдаленному, когда строились различные прогнозы относительно "глобальной деревни" и создания "всемирного правительства". Как оказалось, несмотря на перенос тех или иных образцов поведения западной цивилизации на другие регионы мира (особенно в сфере потребления), они, будучи включенными в другой культурный контекст, нередко имели совсем другой смысл. С другой стороны, следует иметь ввиду, что далеко не всегда распространяются именно западные нормы.

Вместе с тем, нельзя отрицать, что глобализация означает и реальную интеграцию народов в единую общность - человечество, или по определению российского исследователя В Кувалдина "мега общество" (3). В результате того, что деятельность человека в одной части земного шара оказывает все более ощутимое и непосредственное воздействие на жизнь людей на других континентах, такие понятия как "гражданин мира" или "общечеловеческие ценности" переходят из ряда высоких метафор в повседневную реальность. Как следствие такой взаимосвязанности людей в разных странах глобальное измерение получает и категория развития человеческого потенциала, предполагающая не только повышение материальных благ, но и создание для людей условий, в которых их жизнь была бы долгой, здоровой и наполненной творчеством.

Последний аспект глобализации - размывание государственных границ - пожалуй, в наибольшей степени отражает суть современного этапа глобализации. Американские исследователи П. Каценштейн, Р. Кохен и С. Краснер отмечают, что суть глобализации заключается именно во все большей транспарантности национальных границ .

Сначала границы национальных государств оказались прозрачными в экономической сфере. Затем этот процесс перекинулся на социальные, политические, культурные, военные и иные отношения. Выходя за рамки национальных границ отдельных государств, мир становится похож на развернутую сеть по типу Интернета со множеством узлов и сплетений.

Центральным звеном мировых экономических, социальных, политических, духовных процессов, а так же тенденций в сфере безопасности становится глобализация, понимаемая как новое качество взаимосвязанности и взаимозависимости человечества, создание наднациональных и вненациональных организаций, институтов и образований.

Если на протяжении многих веков основное направление развития отдельных континентов, стран и народов шло в сторону их дифференцаций под воздействием специфики местных условий, то в настоящее время начинается интенсивный процесс интеграции мира, "сборки" автономных национальных и региональных узлов в глобальный агрегат жизнедеятельности человечества. Это не означает отказа от особенностей, специфики различных регионов. Они продолжают сохраняться, а порой и углубляться в едином процессе жизнедеятельности, что, собственно и обуславливает взаимозависимость отдельных частей друг от друга. В этой связи перспективу явлений, развивающихся на рубеже тысячелетий, адекватнее отражает не взгляд на мир как на традиционную карту с рельефно обозначенными национальными границами, а восприятие нашей планеты как она, например, представляется с орбиты.

Социальные измерения глобализации органически связаны с процессами в социальной сфере жизнедеятельности человечества. Глобализация открывает более широкий доступ к сокровищницам национальных культур, способствует их взаимообогащению. Глобализация не отменяет национальной самобытности. Подтверждением этому является сохранение самобытных культур странами раньше всех и активнее многих включившихся в национальные процессы, например, Японией, Францией, Англией, рядом других стран. Чрезвычайно высокая степень интеграции Европейского союза не привела к сколько-нибудь значительной потере национальной самобытности, входящих в него стран. Но одновременно волны глобализации несут культуру. Великий интернационалист и патриот Индии Махатма Ганди писал: " Я не хочу, чтобы мой дом со всех сторон окружал забор, и чтобы мои окна были закрыты. Я хочу, чтобы ветры культуры из всех стран овевали мой дом настолько свободно, насколько это возможно. Однако я отказываюсь, чтобы ветры культуры сбивали меня с ног" (4).

Культура межэтнического общения играет значительную роль в процессе глобализации. Ведущую роль в разработке проблематики культуры межэтнического общения, проблем глобализации и исследования основных сфер их взаимопроникновения играют США. Они являются идеологами самого процесса глобализации, т.к. одними из первых, в целях поддержания экономического роста внутри страны выбрали стратегию расширения внешней торговли. США активно поддерживают и стимулируют распостронение универсальных стандартов экономической, политической и культурной сфер бытия. Именно от США исходила идея о том, что любое современное общество должно характеризоваться открытостью и транспарентностью. Тесная взаимосвязь культуры межэтнического общения и глобализации, по мнению диссертанта, находит свое отражение, как в теоретических, так и в прагматических парадигмах, представленных такими исследователями как Ю.Лотман, А.Моль, А. Ричардс, А.Гуревич, Т. Элиот и др. Это выражено, с одной стороны, в появлении таких понятий как "глобальная культура", "глобальная ойкумена", "мозаичная культура", "блип-культура", "глобальная деревня", "глобальный город" и "глобальный метрополис". И, с другой стороны, в появлении образовательных центров по культуре межнационального общения позволяют со всей определенностью утверждать, что необходимость разработки проблематики культуры межнационального общения в контексте глобализационных процессов является отражением ситуации, сложившейся на сегодняшний день в мире.

Пространство мега общества требует от индивида адекватной реакции на новые социальные условия, именно поэтому, вопрос интерпретации межэтнического общения в процессе глобализации представляет собой интерес для исследователей различных научных направлений. Причиной этого является неспособность существующих экономикоцентричных моделей глобализации объяснить культурное многообразием мирового сообщества, т.к. доминирование экономического фактора не означает уменьшение роли социокультурного.

Недостаток парадигм, позволяющих исследовать и описывать социальные изменения, перспективы их дальнейшего развития связаны с недооценкой значимости роли культуры межнационального общения в процессе глобализации. Это обуславливает необходимость пересмотра базовых концептов и разработанных ранее решений, т.к. адекватное понимание роли культуры межэтнического общения в процессе глобализации зависит от высокого уровня совместимости существующих концепций в едином философском аспекте.

    Примечание:
  1. Анна К. Обнавление ООН: программа реформ // Международная жизнь. 1998. № 4. С. 24.
  2. См.:Глобализация: человеческое измерение. - М., 2002. С.10.
  3. См.:Глобализация: человеческое измерение. - М., 2002. С.10.
  4. Глобализация: человеческое измерение. - М., 2002. С. 21.

Вернуться к просмотру тезисов

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.

Hosted by uCoz