Вернуться к просмотру тезисов


Ю.М.Резник
ЖИЗНЕННЫЙ МИР РОССИЙСКИХ ЛЮДЕЙ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКА


Вместо предисловия

Тема моего выступления назрела давно. Обращение к этой теме - лишнее подтверждение особенностей российского научного (и не только научного) менталитета. У меня нет уверенности, что, скажем, ученые-англичане или французы так часто и с таким же азартом спорят о судьбах обычных людей своих стран. Их жизненные смыслы и ценности уже давно определились, хотя и продолжают преподносить эволюционировать в об-щечеловеческом плане.

Кто-то сказал, что наша судьба россиян, их страны - это хаос, переходящий время от времени в порядок, а затем в еще больший хаос. Сего-дня мы после бесконечных попыток внести порядок экономический и по-литический хаос и последовавшую за ними относительную стабилизацию снова входим в социокультурное пространство, где писанные законы уже не работают, а "правила игры" придуманы увы не нами.

Наш жизненный мир как пространство повседневных коммуникаций и типичных ситуаций взаимодействия между участниками совместного жизненного процесса, пространство, поддерживаемое определенной сово-купностью стандартов и стереотипов, глубоко противоречив. Его ядро, вы-раженное "Я-концепцией" человека, его самостью, которая проявляется прежде всего в общении с другими людьми в типичных ситуациях "здесь и теперь", подвергается сильной коррозии.

Как известно, главным субъектом жизненного мира выступает "обыватель" - типичный представитель общности. Ключевыми терминами при определении данного термина являются слова "бывать", "бывал". Когда говорят "мы там были", то имеется ввиду именно этот смысл проживания конкретной ситуации в данном жизненном мире.

Жизненный мир российского человека, его автономия и границы - это последний бастион на пути глобализации по-американски. Мы уже по-теряли экономическую и политическую независимость. Мы стали государ-ством второго сорта, которое Западу выгодно сохранить как сырьевую базу и своеобразный буфер для своих планов продвижения на Восток. Послед-нее, что останавливает экспансию Запада - это жизненный мир с нашей российской ментальностью. Но и это уже не надолго. Время идет.

О некоторых тенденциях развития жизненного мира российских людей: противоречия и парадоксы

1. Мы не знаем то, в какой стране мы живем.

Пространство жизненного мира людей деформировано постоянным воздействием политических факторов, вторжением тяжелых последствий политических разборок между "старыми" и "новыми" субъектами госу-дарственной власти. Поэтому картина нашего жизненного мира пестрит самыми разными ярлыками, заимствованными чаще всего из западной по-литической лексики.

Слова "правый" и "левый", "демократы" и "коммунисты" обросли в России столькими дополнительными оттенками, что порой утратили свой первоначальный смысл. В логике же повседневной рациональности жиз-ненного мира они имеют совершенно иное значение.

"Справа" от человека находятся те силы и структуры, которые вопреки их либеральной направленности ограничивают его свободу, отбирая последние источники существования у рядовых россиян. Речь идет о сво-боде жить достойно, полагаясь лишь на свои знания и профессионализм, а не на поддержку коррумпированных лиц и структур.

"Слева" же находятся те силы и структуры, которые проблематизируют легитимность официальной власти, толкая людей на неподчинение ей, на организованный протест против действий ее представителей.

С одной стороны, обывателя пугают коммунистами как чумой, которая в случае заражения сметет все устои посредством кровавого террора. С другой стороны, оппозиция и средства массовой информации выливают на голову обывателя столько фактов деформации власти и ее неспособности защитить интересы и жизнь рядовых граждан, что в глубины сознания обывателя закладывается чувство страха и опасности.

Парадокс ситуации заключается в том, что при официальном отказе власти от государственной идеологии, в стране продолжается мощное зом-бирование людей средствами массовой информации, искажаются их цен-ности, деформируются и растворяются их идеалы. Но об этом отдельно.

Как я уже отметил, самость человека вытравливается, искажается и принижается действиями власти. Мы никак не можем освободиться от сво-его рабского отношения к действующей власти, в т.ч. к первому лицу го-сударства. В нашем самосознании прочно утвердилась формула: я сам ни-чего не решаю и не смогу изменить собственную жизнь; только он (царь, генеральный секретарь, президент) может благословить мои начинания и действия.

Чрезмерная политизация жизненного мира российских людей явля-ется первым и главным препятствием на пути их свободного развития в сторону обретения самости, улучшения качества жизни и роста материаль-ного и психологического благополучия.

2. Мы не знаем то, что несет нам день грядущий.

Мы полностью утратили чувство уверенности в завтрашнем дне. Жизненный мир людей находится в тисках жесткой экономической необ-ходимости. Еще никогда мы не ощущали так остро свою уязвимость в ма-териальном плане и собственную экономическую несостоятельность.

Менее всего к новой экономической ситуации оказалась готовой ин-теллигенция и прежде всего ученые. Получив уникальное образование и пройдя добротную профессиональную подготовку, они оказались на обо-чине дороги, ведущей к материальному процветанию и благополучной жизни. На этом пире жизни ученые - лишние люди.

Финансовые потоки устремились совершенно по другим каналам - обслуживание банковской сферы, торговля и коммерция, распродажа при-родных ресурсов и стратегического сырья в целях обогащения небольшой группы. Значительную часть денежных средств оседает не в системе государственного управления, а в карманах чиновников.

Финансовая система страны напоминает систему водоснабжения, когда краны и краники находятся под контролем определенных сил и лиц. Хо-чешь выжить, найди возможность подобраться поближе к кранику или стать полезным его контролерам и обладателям. Но это не всегда безопасно.

Чтобы получать хорошие деньги в сфере образования и науки недостаточно быть профессионалом. Надо уметь их "выбить". Поэтому в науке и высшей школе ценятся больше всего такие деловые качества, как умение выгодно продать себя, пробивать и толкать свои проекты, переиграть других участников. Дельцы, циничные прагматики, толкачи и проходимцы всех мастей предлагают ученым, не приспособленным к новым экономи-ческим реалиям жизни, разные способы и рецепты "зарабатывания" денег, причем не своим основным трудом, а разнообразными побочными дейст-виями. Поэтому в ход идут такие средства, как сдача в аренду помещений научных учреждений, распродажа оборудования (там, где оно еще оста-лось), торговля чужими научно-техническими открытиями и разработками, приобретение по низким ценам крупных изобретений и т.д.

Честность и порядочность, высокопрофессиональный труд и культура работы сегодня не в моде.

Коммерциализация и меркантилизация жизненного мира российских людей является второй особенностью и тенденцией его нынешнего со-стояния. К этому нас толкают не только свои доморощенные дельцы, но и зарубежные фонды, финансирующие отечественную науку в соответствии с собственными интересами. Нормальная трудовая и профессиональная этика становится невостребованной, уступая место псевдоценностям.

3. Мы не знаем, как остановить разгул преступности.

Сегодня жизненное пространство российских людей находится в величайшей опасности. Мы не можем оградить себя и своих детей от вторжения и разлагающего действия наркодельцов, рэккетеров, грабителей и просто хулиганов разных мастей.

Под угрозой находится наша личная безопасность и безопасность наших детей. Нас могут встретить и избить на улице или в подъезде нашего собственного дома. Школы и вузы, в которых учатся наши дети наводнены наркотиками и другими средствами одурманивания сознания.

Жить становится не только трудно, но и чрезвычайно опасно. Ситуация усугубляется преступным наваждением наших средств массовой информации, развязавшим открытую войну обществу в плане пропаганды насилия и уголовных методов решения проблем. Символ современной России - сериал "Бандитский Петербург". Наверное, по мнению законодателей моды на кино другой жизни нам не дано.

Вторая опасность, идущая от преступного мира заключается в искажении нашего повседневного языка. В наш язык прочно и надолго проникла уголовная лексика. Слова "замочить в сортире" стали среди населения чуть ли не крылатой фразой. Среди подростков уголовная "феня", обогащенная новыми высказываниями, становится единственным средством общения и выражения своих мыслей.

Криминализация жизненного мира идет полным ходом. Она захлестнула подростковые группы, значительную часть жизни многих представителей бизнеса и политики.

4. Мы не знаем, как устоять под напором идеологической диверсии, развязанной Западом и поддержанной его отечественными адептами.

В жизненный мир непрерывно вторгаются не только идеи насилия, но и унижающий наш национальный дух факты примитивного изображения и искажения многих российских реалий.

Посмотрите "Красный скорпион" или близкие к нему американские боевики. Около двух часов нам показывают, как советские и российские генералы лично расстреливают безоружных детей, женщин и стариков. Перед нами в плохо скроенной на советский манер форме - отъявленные убийцы и садисты, руки которых по локти в крови, а лица напоминают страшных вампиров с окровавленным оскалом.

Нашу историю западные средства киноиндустрии стремятся переписать и переделать на собственный лад. Достаточно посмотреть слабые в художественной смысле и лживые в историко-психологическом плане фильмы "Тарас Бульба", "Анна Каренина", "Евгений Онегин", "Петр Великий" и др.

Десятки и даже сотни фильмов, книг, телепередач ведут свою под-рывную работу, внедряя в сознание масс и прежде всего подрастающего поколения чувство национальной неполноценности и карикатурной уродливости российских людей. Из нас хотят вытравить чувство достоинства и самоуважения.

Ничто и никогда не может оправдать сценаристов и режиссеров, как отечественных, так и западных, развязавших идеологическую войну против собственного народа и наших детей. На фоне их низкопробных массовых подделок теряются из виду те немногие фильмы и книги о войне, которые показывают боевой дух русского народа, его несгибаемую волю и стремление к победе. Это - "В августе 44-го" (автор романа "Момент истины" - Богомолов, режиссер - Михаил Пташук), "Звезда" (автор одноименной повести - Эммануил Казакевич, режиссер - Николай Лебедев).

Процессы идеологической деформации жизненного мира людей можно условно обозначить термином Александра Зиновьева "западнизация". Наверное, уместно будет также привести и другой термин "вестернизация", употребляемый здесь в определенном значении - как уподоблении нашей жизни и жизненных ситуаций фильму-вестерну, в котором все развивается по заданному сценарию и герой (этакий американский ковбой) спасает в очередной раз мир от угрозы. Как это не парадоксально звучит: нас с Вами спасают от нас самих.

Социокультурная идентичность и особая российская ментальность никого на Западе не волнует. Причем никто из нас не может определенно сказать: "нас уже нет или мы еще есть".

5. Мы не знаем, как нам выжить под гнетом чиновников.

Эта "внутренняя болезнь" поражает все здоровые части жизненного мира, проникая даже в личные и интимные стороны повседневной жизни. Спасения от бюрократической опеки над обывателем нет. Могущество нашей отечественной бюрократии в жизненном мире равносильно ее беспомощности в мире власть имущих - политиков, олигархов и пр.

Методы бюрократии не работают в олигархических системах. Они предназначены для работы с простыми гражданами, не представляющими явной угрозы для положения и благополучия бюрократической касты. Только страх потерять свое место и положение может побудить бюрократа прекратить эксплуатацию и преследование подневольного ему человека. Вот уж воистину: любая сила может уступить только еще большей силе.

Законы создаются депутатами (составной части огромного отряда бюрократии) для большинства зависимого населения. Они теряют силу тогда, когда речь идет об интересах господствующей (политической и экономической) элиты. Для своих представителей элита вырабатывает "внутренние" правила игры и свои законы. Главный же закон такой: делай все, не ущемляя интересы других представителей элиты. Общий объект эксплуатации - масса как работающее и зависимое большинство населения.

Таким образом, существует не только двойная мораль, но и двойное право: право для своих, и право для других. Соответственно дифференцируется и жизненный мир "избранных", элитарных слоев общества и жизненный мир массовых слоев населения.

Элита и ее исполнительный орган - бюрократия не гнушаются никакими средствами, чтобы сохранить свое доминирующее положение в обществе. Она легко вступает в сделку с организованной преступностью. Коррупция, мафия - это реалии сегодняшнего дня.

Бюрократизация есть основной бич жизненного мира российских людей. Ни один вопрос, требующий формального решения органов государственного управления, не решается без выгоды или корыстных интересов чиновников. Суды, загсы, домоуправления, вся сфера государственного обеспечения нужд населения в большинстве случаев затрудняют существование жизненного мира, опутывая его дополнительными узами и сковывая его свободное развитие.

Итак, жизненный мир подвергается еще одной опасности - террору со стороны бюрократии, а его субъекты - эксплуатации со стороны всей господствующей элиты страны.

6. Мы не знаем, как долго может сопротивляться жизненный мир вторжению деструктивных факторов, каков потенциал его сопротивляемости.

Причем количество опасностей, обрушивающихся на человека и его жизненный мир с каждым годом, намного превосходит число благоприятных факторов.

Все это приводит к уплотнению и огрублению верхних тканей и слоев жизненного пространства человека, а в конечном счете к их отмиранию. Такое пространство сжимается в результате дефрагментации и деформации внутренних связей. Сжатие и уплотнение ведет в свою очередь к бло-кировке и стагнации отдельных участков (фрагментов) жизненного мира, снижению его творческого потенциала.

Так, например, отсутствие материальных средств закрывает доступ человека к отдельным видам спорта и туризма. Круг его свободных занятий существенно сужается. Он перестает принадлежать себе, испытывая острую нехватку средств существования. Такие факторы, как идеологическое насилие, бюрократизация и некоторые другие заставляют его искать убежище для своих духовных и творческих занятий.

Предварительные выводы и предположения

В заключении сформулируем некоторые выводы:

  1. в современных условиях защитные рефлексы жизненного мира российских людей перестают работать в полную силу; они в значительной мере ослаблены или нейтрализованы негативными факторами экспансии со стороны мира систем различного типа доминирования - политического, экономического и пр.;
  2. под воздействием негативных факторов происходит коррозия, "сжатие" и "примитивизация" социокультурных образцов жизненного мира, размываются его ценности, снимаются барьеры;
  3. в ситуации "отсутствующего гражданского общества", призванного оградить или ограничить отрицательное воздействие системного мира, господствующая элита и ее боевой отряд - бюрократия в союзе с организованной преступностью превращаются в главного могильщика жизненного мира;
  4. защитить обычного российского человека и его жизненный мир может только крепкое гражданское общество - система горизонтальных связей между субъектами, основанных на принципах самоорганизации и руководствующихся идеями сохранения и развития человеческого рода; именно данное общество формирует внутри себя социокультурные перегородки и подпорки, способные противостоять экспансии западной и отечественной элиты.

Вернуться к просмотру тезисов

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.

Hosted by uCoz