Вернуться к просмотру тезисов


Садковская О.Г.
Восприятие школьниками и студентами коллекции вышитых изделий музея в гуманитарном и эстетическом воспитании


Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына ведет большую научно-исследовательскую и пропагандистскую работу по распространению исторического знания (экспозиция музея, лекции, передвижные выставки, статьи музейных сотрудников в научных сборниках). Он обладает разнообразными и обширными коллекциями, которые не представлены в экспозиции, но несут большую информацию о жителях нашего края. Одной из таких коллекций является коллекция вышитых изделий.

Составленный в 1991 году каталог "Вышивка славянского населения края" [1] облегчил работу в поисках информации. Так как в каталоге зафиксированы данные на 446 предметов, несущие информацию описательного (орнамент, техника шитья, материал, размер) и исторического (место бытования и поступления предмета, время изготовления, автор - если возможно установить, кому принадлежал, когда и кем предмет был сдан в музей, с сохранением авторского права собирателя) характера. Например [2]:

3 Кофта КМ-4913/1 № 2082, 1979Корсакова Н.А., экспедиция в Отрадненский р-н Нач. ХХ в. Крест, роспись, миткаль, х/б, красный, черный, серый, бледно-розовый 48 Растительно-геометрический (цветы, ветви смородины) станица Удобная, Отрадненский р-н, казачка Деминко

Просьба учителей познакомить учащихся с коллекцией в стенах школы подтолкнула к новой форме работы с учащимися - лекционно-практическому уроку. Методика его проведения следующая. Коллекция, разбитая на разделы и подразделы, представляется на урок рисования или труда в школу. Лектор подробно рассказывает учащимся о вышивке как виде декоративно-прикладного искусства (когда она возникла, как развивалась и т.д.) и показывает предметы одного из разделов, подобранные по определенному принципу (орнаменту, технике шитья, материалу), подробно объясняя название, назначение предмета (т.е. давая небольшую историческую информацию), а также называет вид орнамента (геометрический, растительный, стилизованный и др.), объясняя, почему он расположен именно на этом, а не на другом месте предмета.

Повторив с учащимися вышеназванные положения (задавая им наводящие вопросы), закрепив научный материал, переходим к практике. Предлагаем им зарисовать наиболее заинтересовавшие их предметы как можно точнее. Учитель проверяет рисунок и дает домашнее задание, направленное уже на развитие творческих способностей учащегося. Предлагается нарисовать понравившийся предмет, но на свой вкус, то есть измeнив в нем орнамент, цвет, сохранив при этом традиционное место распо-ложения орнамента и объяснив, почему он сделал так, а не иначе. Лекционный материал присутствует, но его меньше, чем практических занятий.

Так можно проводить уроки труда, занимаясь на них не только рисованием, но и непосредственно вышивкой. Через несколько таких лекционно-практических уроков у учащихся возникает желание самому создать что-то новое, применяя уже полученный опыт на практике. Он будет творить, особенно, если учитель поможет ему в этом.

Для эстетического воспитания школьников используется информация о предмете описательного характера, но предметы несут на себе и исторический, социальный отпечаток. Когда-то они принадлежали казакам, мещанам, иногородним, другим социальным слоям дореволюционного общества, составляя их культурное, историческое наследие. Раскрыть наиболее подробно эти свойства предмета в лекционно-практических уроках необходимо для старшеклассников и студентов, вызывая в них стремление глубже познать историю общества, где бытовали те или иные предметы.

Такие уроки проводились для учащихся Центра художественных ремесел и студентов Академии искусств г. Краснодара (Краснодарского государственного университета культуры и искусств, кафедра народно-декоративного, прикладного искусства).

Автором была разработана целая система распространения музейных исторических знаний [3]. Перед студентами ставилась цель не только научиться мастерству вышивки, но и знать историю предмета, который они воспроизводят на практических занятиях, что позволит им в будущем избежать поспешных выводов в определении особенностей возникновения и распространения искусства вышивки на Кубани, сформировать свою точку зрения на события кубанской истории, а также создать свой собственный стиль работы в области украшения предметов вышивкой.

Итогом такого сотрудничества стала проходившая с 15 февраля по 9 апреля 2002 года в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике выставка работ студентов Краснодарского государственного университета культуры и искусств кафедры народного декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел. (НДПИ КГУКИ) "Возрождение традиций". Более 300 работ всех видов декоративно-прикладного искусства, которым обучаются студенты, поражающие своим изяществом и техникой исполнения, расположились в двух залах музея (вышивка золотом, гладью, бисером, крестом, по сетке; круже-во игольное, филейно-гипюрное, крючком; соломка аппликация и плетение; лозоплетение; изделия из куги и листьев початков кукурузы; гончарные изделия; резьба по дереву). Здесь же был представлен и вспомогательный материал (иллюстрационные альбомы и фотографии, гончарный круг, инструменты и заготовки для изделий).

Открывала выставку витрина с наградами, которые получила заведующая кафедрой Вакуленко Е.Г. за свою более чем двадцатилетнюю педагогическую деятельность на поприще подготовки кадров по декоративно-прикладному искусству (медали, грамоты, фотографии).

Помимо экспозиции, посетители могли наблюдать за работой студентов. Устраивались показательные уроки по вышивке, аппликации и плетению соломкой, золотному шитью.

Большой успех имели ярмарки-распродажи работ студентов. Каждый желающий, за сравнительно небольшую цену, мог унести с собой и оставить на долгую память частицу выставки: салфетки, рушники, пасхальные яйца, панно из соломки, шкатулки, игрушки, искусственные цветы. все то, что долгое время будет напоминать о красоте окружающего нас мира.

По окончании выставки часть работ поступила в фонды музея-заповедника. Они явятся материалом для новых выставок, характеризующих декоративно-прикладное искусство Кубани конца ХХ-начала XXI века.

Надеемся, что выставка "Возрождение традиций" будет не единственной в этом столетии, рассказывающей о плодотворном сотрудничестве Краснодарского музея-заповедника и кафедры НДПИ КГУКИ.

Работу со школьниками и студентами тормозит необходимость оплаты за профессиональные услуги (лекции, экскурсии и т.п.). Если первоначально они могли проводиться бесплатно или с частичной оплатой, то сейчас необходима оплата за все виды услуг. Поэтому комплексное применение системы обучения учащихся получается дорогостоящим для многих начальных и средних школ. Работа приостановилась. И все же надеюсь, что в будущем появится возможность работать в этом направлении более энергично.

Считаю, что работа музеев с учащимися (знакомство их с коллекциями) перспективна в будущем, так как гуманитарное и эстетическое воспитание поколений также необходимо, как и финансовое.

    Примечания
  1. Слобченко (Садковская) О.Г. Каталог "Вышивка славянского населения края". Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына (КГИАМЗ). НА-153.
  2. Там же. С. 6.
  3. Слобченко (Садковская) О.Г. Лекция "Чудо золотого адыгского шитья". КГИАМЗ НА-150; Ее же. Лекция "Искусство вышивки на Кубани". КГИАМЗ, НА-187. Ее же. Вышивка славянского населения Кубанской области II половины XIX-начала ХХ в. (по материалам КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына) // Краснодару - 200 лет. Тезисы краевой научно-практической конференции. Краснодар, 1993. С. 141-144; Ее же. Использование коллекции вышитых изделий музея в гуманитарном и эстетическом воспитании школьников //Историческое регионоведение вузу и школе. Армавир, 1995. С. 51-52; Ее же. Работа с учащимися и студентами через коммуникацию предмет-учащийся//Музей. Традиции. Этничность. ХХ-XXI в. СПб-Кишинев, 2002. С. 395-398.

Вернуться к просмотру тезисов

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.

Hosted by uCoz