Вернуться к просмотру тезисов


Кульгускина Л. В. г. Барнаул, Алтайский государственный университет
ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО МЕНТАЛИТЕТА: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА 1930-Х ГОДОВ


Мировой исторический опыт свидетельствует, что государство с помощью проводимой политики способно воспитывать определенные качества харак-тера, моральные ценности и стереотипы.

Установившаяся во второй половине 1920-х годов сталинская система нуждалась в надежной социальной опоре. Врядли такую опору новая власть могла найти в лице старшего поколения, не понаслышке знавшего реалии "старого" мира. Именно поэтому главным объектом идеологических при-ложений нового строя стало подрастающее поколение, составлявшее к концу 1930-х годов около 60% населения Советского Союза1.

Немаловажную роль в формировании нового мировоззрения имела целенаправленная государственная политика разрушения семьи. В положениях властных и идеологических структур 1930-х годов индивидуальный семейный быт противопоставлялся общественному, и молодежи навязывалась мысль о никчемности прочной связи внутри семьи. Дети, молодежь исполь-зовались как эффективный инструмент разрушения традиционной семьи. Нападки на "изгоев" общества, к числу которых относились "бывшие", "враги народа", "кулаки", "спецы" зачастую вынуждали их детей отказы-ваться от своих родителей. Боязнь лишиться комсомольского билета, что в конечном итоге могло повлечь за собой увольнение с работы, отказ в приеме в ВУЗ и т.д., нередко порождала чувство ненависти к родителям и собст-венной семье.

В условиях распада семейных связей, физического уничтожения миллиoнов отцов создавался образ коллективного отца - товарища Сталина. Отец народов, даривший детям "счастливое и радостное" детство, защищал своих верных и преданных сыновей и дочерей от угрозы капитализма, но сурово требовал верного служения своей системе. "Вождь народов" обладал качествами, которые должны были стать образцом для всех детей страны. Не-преклонность воли, ясность цели и настойчивость в ее достижении любыми средствами, твердость характера, ломающие все и всякие препятствия - таковы качества отца, которые должны были быть усвоены детьми.

Большое значение руководство страны уделяло детской печати. В 1928 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) "О мероприятиях по улучшению юно-шеской и детской печати", которое сформулировало основные задачи периодических изданий для детей и юношества: коммунистическое воспитание подрастающего поколения, привлечение его к участию в социалистическом строительстве2. В 1930-е годы выходило более 10-ти наименований детских журналов и газет: "Пионер", "Пионерская правда", "Юный Спартак", "Юные строители", "Колхозные ребята", "Барабан", "Искорка", "Знание-сила", "Юный натуралист", "Юный пролетарий", с 1925 г. начала выходить радиогазета "Пионерская зорька". В соответствии с проводимой политикой средства массовой информации активно боролись против "отживших" моральных ценностей христианских заповедей: послушания, угодничества, застенчивости, скромности, миролюбия, радости, кротости, которые нещадно высмеивались. Им противопоставлялись дисциплинированность, отвага, му-жество, упорство, самоотверженность и самопожертвование, уверенность в завтрашнем дне, верность партии, ненависть к врагам социализма и рабочего класса. Стержнем психологического настроя должна была стать "социалис-тическая устремленность" с большим оттенком фанатичной уверенности и преданности, призванными заменить прежние религиозные чувства. В начале 1930-х годов было издано 76 наименований школьных учебников в коли-честве 45 млн. экземпляров, содержание которых отвечало партийным уста-новкам3.

На первый план в воспитании подрастающего поколения выходила школа. Задача подготовки сознательных борцов за дело коммунизма, активных стро-ителей нового общества была поставлена перед советской школой с момента ее зарождения. В декрете ВЦИК Советов "Положение о единой трудовой школе РСФСР" от 30 сентября 1918 г. говорилось о необходимости воспитывать из учащихся "будущих граждан социалистической республики". Во вступительной статье к декрету в числе качеств будущего гражданина назы-вались "трудолюбие, настойчивость, широкая общественность, способность к общим переживаниям и солидарности, добровольная дисциплина, разнооб-разная и целесообразная активность"4. Под непосредственное наблюдение партийных организаций была взята постановка преподавания общественно-политических дисциплин. "Правильному" формированию идейно-политичес-ких взглядов учащихся способствовали организации "Газетных часов", "Га-зетных кружков", выставки и монтажи вырезок из газет и журналов. Прово-дились политические информации среди учащихся. Широкое распростране-ние в школах получили исторические кружки, беседы, лекции по изучению произведений В.И. Ленина и большевистских лидеров, истории ВКП(б) и ВЛКСМ, текущей политики, доклады на общественно-политические темы. Популярностью у старшеклассников пользовались исторические и полити-ческие вечера, которые собирали большое количество школьников. Прово-дилась огромная работа по изучению Конституции СССР (1936 г.) и решений XIII партсъезда и т. п. В начале 1930-х годов в школах вывешивались "чер-ные доски", осуждавшие поведение детей "врагов народа".

Особую роль в формировании советского менталитета приобретали детские организации: пионерия, комсомол, которые позволяли осуществлять контроль за свободным временем детей, проникновение в их сознание идеологических доминант "социалистического строительства" 1930-х годов. И. В. Сталин отмечал, что "Коммунистический союз молодежи - резерв из крестьян и рабочих, откуда черпается партией пополнение. Но он вместе с тем и инструмент, инструмент в руках партии, подчиняющий своему влиянию массы молодежи"5. На комсомольских собраниях в начале 1930-х годов проводились различные "политбои" и "политзарядки". Впоследствии проведение этих мероприятий было осуждено решениями ЦК ВКП(б), поскольку они давали возможность для полемики и споров, а тоталитарной машине не нужны были думающие, ей требовались бездумные исполнители.

Государственная политика 1930-х годов способствовала формированию у подрастающего поколения нового "советского" менталитета. Разумеется не следует преувеличивать степень нравственной деформации юных россиян под влиянием тоталитарной идеологии. Есть основания утверждать, что сталинская машина давала сбои, и новое поколение отнюдь не целиком и полностью находилось в рамках создаваемых иллюзий. Источники свидетельствуют, что оно было пестрым и многоликим, разными были представления молодых людей о жизни, противоречивыми оказались и их судьбы. Навязанные идеологической пропагандой двуличие, коллективизм, классовая ненависть и непреклонность в борьбе с врагами, доносительство, нетерпимость к чужим мнениям, жестокость, карьеризм, приспособленчество причудливо сочетались в молодых людях 1930-х годов с бескорыстностью, трудовым пафосом, энтузиазмом, героизмом и самопожертвованием, смелостью, отвагой, преданностью Родине, делу, партии.

    Примечание
  1. Жиромская В. Б. Демографическая история России в 1930-е гг. Взгляд в неизвестное. М., 2001. С. 97.
  2. Теория и практика воспитания общественной активности учащихся в 20-х - 30-х гг. М., 1984. С. 144.
  3. Спирин Л. Ф. Школа РСФСР в период коллективизации сельского хозяйства (1930-1934 гг.). М., 1953. С.16.
  4. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг. М., 1974. С. 135.
  5. Сталин И. В. О противоречиях в комсомоле// О молодежи. Статьи и речи Ленина, Сталина и партийные решения о молодежи. М., 1934. С. 162.

Вернуться к просмотру тезисов

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.

Hosted by uCoz