Вернуться к просмотру тезисов


Семенов Игорь Годович, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии наук (Махачкала)
Основные критерии традиционной этнической идентификации горских евреев


В качестве особой субэтнической еврейской группы горские евреи сформировались на Восточном Кавказе - на территории современных Республики Дагестан (в составе Российской Федерации) и Азербайджанской Республики. Их разговорным языком является так называемый еврейско-татский язык, в основе которого лежит диалект среднеперсидского; еврейско-татский язык содержит также довольно значительный пласт лексических заимствований из арамейского и древнееврейского и, кроме того, из современных азербайджанского, кумыкского и др. языков.

В этнокультурном отношении горские евреи являются частью мира иранского еврейства, с которым они еще в начале XIX века - до включения Восточного Кавказа в состав России - поддерживали довольно тесные связи. Об этом может свидетельствовать, например, их знакомство с языком зебони имрани, посредством которого иранские евреи, говорившие на различных диалектах, общались между собой. Кроме того, в XVIII-XIX веках довольно большое число иранских евреев, главным образом из Гиляна, переселилось на Восточный Кавказ и интегрировалось в состав различных горско-еврейских этнографических групп.

По поводу происхождения горских евреев существует довольно много различных версий, в том числе и довольно экзотических. Не буду подробно на этом останавливаться, так как их разбор проведен мною в работах, специально посвященных этому вопросу. Укажу лишь на предложенную мною гипотезу о том, что еврейский субстрат, ставший основой формирования горско-еврейской субэтнической группы, возник в VI веке, когда сасанидским шаханшахом Хосровом I Ануширваном (531-579) на Восточный Кавказ были переселены евреи-маздакиты Вавилонии. В дальнейшем численность восточнокавказских евреев пополнялась за счет переселенцев из различных областей Ирана, главным образом, из Гиляна, а также из Грузии и стран Восточной Европы.

В середине XIX века, в период Кавказской войны, образовались первые компактные поселения горских евреев в русских крепостях, основывавшихся на территории Северного Кавказа. Постепенно численность горских евреев, переселявшихся в различные районы Северного Кавказа возросла настолько, что к 80-м годам ХХ века стала сравнимой с их численностью в Дагестане и Азербайджанской Республике. До конца перестроечного периода в Советском Союзе (1985-1991) в этих трех зонах и было сосредоточено подавляющее большинство горских евреев, хотя к тому времени довольно значительное их число осело в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Израиле.

На закате перестройки и сразу после нее более половины горских евреев переселилось в Израиль, что было вызвано, главным образом, криминальным беспределом в кавказских республиках Российской Федерации. В этот же период довольно значительное число горских евреев осело в Соединенных Штатах, Канаде и Германии. В России на данный момент наибольшее число горских евреев сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и в городах так называемой Кавминводской зоны (Пятигорск, Ессентуки, Минеральные воды и др.); в Дагестане же осталось не более двух тысяч горских евреев.

Существуют различные оценки общей численности горских евреев, но все они, как правило, завышены - от 100 до 150 тысяч человек. Более реальной представляется цифра в 60-70 тысяч человек.

Таковы наиболее общие сведения о горских евреях. А теперь, полагаю, возможным перейти непосредственно к рассмотрению основных аспектов традиционной этнической идентификации горских евреев.

Горских евреев можно рассматривать как вполне гомогенную субэтническую группу евреев. Основными идентификационными критериями для них служат 1) общий этноним - жугьур, мн.ч. - жугьуру(н) или жугьургьо, 2) общий язык - жугьури, 3) общая религия - иудейство, плюс общие особенности в исполнении религиозных обрядов и в религиозных представлениях. Наличие этих идентификационных критериев способствовало тому, что в XIX - XX веках горские евреи, будучи расселенными дисперсными группами на значительной территории Кавказа - от Ширвана до Кабарды, четко осознавали свое общее родство. Несмотря на некоторые различия в культуре между отдельными этнографическими группами горских евреев, их представители легко роднились друг с другом, но при этом очень редко вступали в браки с представителями других еврейских субэтнических групп - ашкеназами, грузинскими и среднеазиатскими евреями. Вплоть до последних десятилетий ХХ века горские евреи очень редко вступали в браки с иноверцами, а бoльшая часть смешанных браков в этот период приходилась на евреев-ашкеназов. В целом же, можно констатировать, что для горских евреев характерна ярко выраженная эндогамность.

Еще одним идентификационным критерием для горских евреев является восприятие их кавказскими этносами как именно евреев. При этом кавказцами используется адаптированный к их языкам тюрско-иранский термин джууд||джиут - лезгинск. ччувудар, табасаранск. жугьуд, азербайдж. и кумыкск. жугьуд, даргинск. жуфуд и т.д. При этом важно иметь в виду, что джууд||джиут восходит к древнеевр. *еуд "иудей, представитель колена Иуды".

Эндоэтноним джуур (жугьур) также представляет собой одну из форм тюркско-иранского *джууд, причем ротация *д>р является одной из характерных особенностей еврейско-татского языка. Кстати, идентифицируя себя в качестве евреев, горские евреи иногда применяют к себе также и неискаженное тюркско-иранской передачей исходное, древнеевр. еуд, а также иври, но оба эти термина используются крайне редко - в основном, людьми, имеющими религиозное образование, и, в основном, в контексте еврейской религиозной традиции. Кстати, этноним "джуур" горские евреи употребляют и в отношении представителей других еврейских субэтнических групп, а также в отношении всего еврейства в целом, но при этом, в случае необходимости, вводятся уточнения - русские евреи или наши евреи и т.д.

Сочетание горские евреи было введено в оборот русской военной администрацией в XIX веке, что объяснялось необходимостью отличать восточнокавказских евреев от европейских, причем определение "горский" было связано с тем, что в тот период в официальной номенклатуре русской военной администрации все кавказские народы, независимо от зоны своего традиционного проживания именовались горскими. Тогда же, в XIX веке, сочетание "горские евреи" вошло в этнографическую литературу, а при советской власти оно долгое время являлось официальным названием этого народа.

В ХХ веке на протяжении всех лет советской власти происходило навязывание горским евреям самоназвания "тат", что внесло существенные искажения в их традиционную этническую идентификацию.


Вернуться к просмотру тезисов

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора и указания имени автора и источника.

Hosted by uCoz