Вернуться к просмотру тезисов


Малышева Е.М. (Майкоп)
Война как социальное и историко-психологическое явление: к вопросу о методологии исследования


Война, как социальный феномен - явление, порожденное человеческим обществом и сопровождающее его с незапамятных времен до современной, новейшей истории, вплоть до сегодняшнего дня.

Историю мировой цивилизации омрачает огромное количество войн между отдельными народами, этносами, государствами. Только за последние 5,5 тыс. лет на нашей планете прошло более 14,5 тыс. больших и малых войн, в пламене которых погибло, умерло от голода и эпидемий, от ран и истощения свыше 3,6 миллиардов человек. Такую цену человечество заплатило за "продолжение политики иными средствами" (определение войны, данное К.Клаузевицем)"[1].

Причем, ретроспективный анализ показывает, что с развитием прогресса цивилизаций, научно-технических достижений общества наблюдается тенденция учащения войн и беспрецедентного роста масштаба охваченных ими территорий, степени ожесточенности, количества вовлеченных государств, стран, народов, числа жертв и величины ущерба.

Проходили тысячелетия, менялись эпохи и общественные формации, а войны по-прежнему вспыхивали в разных регионах земного шара, принося людям неисчислимые беды и страдания. Эволюция войны как социального и историко-психологического явления достигла своего апогея в прошедшем XX веке. Именно XX век, вопреки прогнозам столетней давности, стал наиболее воинственным и кровавым в истории человечества.

По масштабам истребления людского контингента планеты, разрушительности, военно-техническим технологиям, социальному, политическому облику, демографическим последствиям, влиянию на мировое сообщество, войны XX столетия оставили далеко позади все предшествующие баталии. Ушедшее в прошлое столетие принесло человечеству две войны мирового масштаба, несопоставимые по степени разрушительной силы, "социально-политическому содержанию, военно-техническому облику, характеру применяемого оружия, масштабам, разрушительности и истребительности, воздействию на жизнь общества."[2]

Российское государство, как и многие страны мира, на протяжении своей истории пережило немало войн. Самой тяжелой и кровопролитной стала для него Вторая мировая война, и особенно период с 22 июня 1941 года по 8 мая 1945 года, получивший справедливое название "Великая Отечественная война". Великая Отечественная война, объективно всенародная, явившая миру непобедимую духовность и моральную силу, единство и патриотизм народов СССР вызывает сегодня живой интерес обществоведов, историков, социологов, публицистов и журналистов.

Научное осмысление истории Великой Отечественной войны как феноменального историко-психологического и социального явления стало сегодня актуальной задачей. И задача эта видится разрешимой с учетом новых реалий идейно-политического плюрализма в преодолении одномерности, безапелляционности суждений в оценке сложнейших и противоречивых явлений военного героического, драматического и трагического периода в истории России.

Проблема личности и общества в экстремальных условиях войны многомерна и носит междисциплинарный характер. В силу этого исследование сюжетов социальной истории военного периода необходимо проводить на стыке историко-теоретических и конкретно-исторических подходов с применением методик различных отраслей знания: истории, социологии, юриспруденции, исторической психологии, социальной психологии, военной науки, военной психологии, политологии и др.

Современная отечественная историография исследования феномена войны как социального и историко-психологического явления представлена, по существу, всего несколькими (тремя) монографиями. В области военной социологии единственным обобщающим трудом стала вышедшая в 1997 г. фундаментальная монография В.В.Серебрянникова "Социология войны"[3], в которой наряду с другими проблемами две отдельные главы посвящены проблемам "Человек и война" и "Общество и война". В них автор рассматривает влияние вооруженных конфликтов на эволюцию и физиологию человека, демографию, влияние на развитие социальной солидарности, формирование гражданских черт человека, его сознания и поведения, чувств и переживаний, взаимосвязь войны и развития интеллекта, социализацию личности и межличностных коммуникаций. Автор выделяет типологию обществ по отношению к вооруженным, разрабатывает методику выявления отношения к войне различных социальных слоев общества, определяет вопросы методологии исследования, основных направлений воздействия войны на общество.

В области исторической психологии применительно к военной проблематике в отечественной историографии работ исключительно мало: можно назвать лишь работу Б.Ф.Поршнева "Социальная психология и история"[4] и труды молодого, но уже признанного исследователя военной истории XX века Е.С.Сенявской, книги которой получили широкий отклик в отечественной и зарубежной печати. Ее первая монография "1941-1945. Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование" (М., 1995) удостоена государственной премии Российской Федерации 1998 г. для молодых ученых за выдающиеся заслуги в области науки и техники. Эта работа открыла новую область в изучении военной истории России - через мысли, чувства, поведение и судьбы рядовых участников боевых действий. Вторая книга "Человек на войне. Историко-психологические очерки" (М., 1997) положила начало другому направлению в историографии -сравнительно-историческому изучению психологии российских войн. В 1999 году в серии "Социальная история России XX века" ИРН РАН в издательстве "Российская политическая энциклопедия" вышла новая монография Е.С.Сенявской - талантливого, вдумчивого и скрупулезного исследователя - "Психология войны в XX. Исторический опыт России". Последняя работа носит фундаментальный характер, она основана на редких архивных документах, письмах, дневниках, воспоминаниях участников войн и материалах "устной истории". В ней автор продолжает исследование "человеческого измерения" вооруженных конфликтов и охватывает все внешние войны России в XX столетии - русско-японскую, Первую мировую советско-финляндскую, Великую Отечественную, Афганскую, а также военные кампании против японской армии накануне и в ходе Второй мировой войны. Е.С.Сенявская раскрывает возникший в XX веке массовый социально-психологический феномен "человека воюющего", показывает, как это явление отразилось в народном сознании и повлияло на судьбу нескольких поколений россиян. Впервые на примерах всех внешних войн нашей страны в XX веке анализируются такие проблемы, как психология боя и солдатский фатализм, символы и мифы войны, формирование и эволюция образа врага, человек в экстремальных условиях войны, героический порыв и паника на войне и многие другие. Бедность историографии проблем предопределила необходимость для автора теоретического осмысления основ избранной тематики, а также методологических подходов к ее изучению, апробированию и применению конкретных научных методов: историко-сравнительного, историко-генетического, историко-системного, историко-типологического и др.[5]

В зарубежной историографии историческая психология, начиная с классической школы французских историков "Анналы" развивалась по целому ряду направлений.[6] В собственно военной отрасли появился специальный термин "War mentality", то есть психология военного времени.

Одним из методологических образцов такого рода исследований может служить труд английского историка Макса Хастингса "Операция "Оверлорд", посвященный воссозданию на материалах "устной истории" психологической атмосферы высадки союзных войск в Нормандии при открытии Второго фронта.[7]

Итак, несмотря на наличие в историографии проблемы отдельных методических и узкоприкладных разработок в смежных областях знания, собственно историко-психологические темы военного периода ждут своих исследователей.

В изучении военно-психологических проблем приоритетное место занимает историческая наука, и в этом отношении автор настоящей статьи полностью разделяет мнение доктора исторических наук Сенявской Елены Спартаковны.[8]

Только историческая наука способна восполнить целый ряд пробелов, которые образуются при разработке этих проблем другими научными дисциплинами. Во-первых, она позволяет изучать эти явления в исторической динамике, сопоставлять психологические феномены в различные периоды истории. Во-вторых, только эта наука дает возможность изучать военную психологию в наиболее полном общественном контексте -событийном, духовно-идеологическом, материально-техническом и т.д. И, наконец, историческая наука располагает таким специфическим исследовательским инструментарием, как источниковедение, разработанные методики анализа исторических источников, то есть всех видов информации о социальной истории военного периода. Историческая наука, не связанная жесткими предметными рамками узконаучных дисциплин, способна синтезировать приемы и методы других наук, например, военную психологию и социологию.

Одним из преимуществ исторического изучения "психологии войны" является также возможность рассматривать результаты исследования не только в научном значении, но и для выработки практических рекомендаций, определения основных тенденций в эволюции психологических факторов в процессе, например, изменения, трансформации общественных условий, развития материально-технических средств ведения войны и т.д.

Включение психологического и социологического аспектов в собственно-историческое исследование сюжетов военной истории позволяют значительно расширять и дополнять границы нашего знания о роли человеческого фактора в истории, который, как известно, составляет суть социально-психологических и духовных явлений в жизни социума.

Наименее исследованным сюжетом многоаспектной проблемы феномена войны как социального и историко-психологического явления с полным основанием можно считать психологию непосредственных участников как боевых действий, так и любых экстремальных ситуаций военного времени (оккупация, плен, пограничные ситуации, террор, страх лишения жизни и т.п.).

Перед историками-исследователями при анализе ключевых историко-психологических проблем социальной истории военного периода стоит задача осмысления общих историко-психологических подходов, изучения психологических явлений и феноменов в военной или приближенной к войне обстановке, особенностей восприятия и поведения индивида, исследование и анализ взаимовлияния идеологии и психологии, механизмов формирования массового общественного сознания, диалектики образа войны, понятия "враг", "долг", "героизм и самопожертвование", "честь", "интернационализм и патриотизм", "общественное мнение" и др.

Психологические явления, являясь субъективной реальностью, выражаются, в первую очередь, в субъективных источниках, помогающих взглянуть на события изнутри, на индивидуально-личностном уровне их непосредственных участников.

В силу этого важное значение для исследования проблемы приобретает такой исторический источник, как письма, дневники, воспоминания (опубликованные), а также материалы "устной истории". Помимо эпистолярных и мемуарных источников, необходимо привлечение официальных источников, таких, как военная печать, публицистика, листовки, плакаты - носившие в основном пропагандистский характер и формирование стереотипов массового сознания, мировоззрение и мировосприятия индивидов. К группе официальных источников относятся материалы военной цензуры: политсводки, политдонесения, боевые донесения и доклады, содержащие аналитический материал о настроениях как в армейской среде красноармейцев, так и настроениях в войсках нацистской Германии и ее союзников, разведданные, показания военнослужащих и т.п. - а также наградные материалы (переписка по представлениям к наградам, описания боевых подвигов, сами наградные листы и т.п.).

Помимо источников, отражающих массовое сознание и психологию индивида, то есть явлений духовной сферы, важное значение имеют источники, отражающие фактическую, событийную, фоновую картину войны. Это взаимосвязанные и взаимодополняющие документы, решения, директивы партийных, государственных и военных органов, факты из жизни тыла, развития экономики, помощи фронту, армии и раненым, статистические данные, результаты развития социальной политики, сведения о демографических изменениях в обществе, военная статистика и т.п.

Дифференцированный подход к использованию и исследованию разнородных по характеру комплексов источников, их углубленный источниковедческий анализ позволит с достаточной степенью объективности приблизиться к освещению такого сложнейшего социального и историко-психологического явления как феномен войны в общественном сознании.

    Примечания
  1. Клаузевиц К. О войне. М., 1934.С.5.
  2. Серебрянников В.В. Социология войны. М., 1997.с.12
  3. См. Серебрянников В.В. Указанное сочинение.
  4. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
  5. Сенявская Е.С, 1941 -1945. Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование. М., 1995. Ее же. Человек на войне. Историко-психологические очерки. М., 1997.
  6. Oral History //Mundlich erfragte Geschichte. Gottihgen, 1990.
  7. Hastings Max. Overlord, New -York, 1984. Хастингс Макс. Операция "Оверлорд".М., 1988.
  8. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке. Исторический опыт России. М., 1999. с.13

Вернуться к просмотру тезисов

Hosted by uCoz