Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Рябикиной З.И.


Рябикина З.И. г. Краснодар
БЫТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ


Различающиеся теоретические конструкции обусловливают различия во взгляде на происходящие в мире изменения.

Основная тема гуманистической психологии - тема человека, способного создавать бытие, аутентичное его природе. Сегодня особо подчеркивается роль психологической науки в поддержке и реализации интенции человека на создание такого бытия, в поддержке и реализации его потребности самоактуализироваться в формообразовании бытия в соответствии со структурой личностных смыслов. Субъектная позиция личности - автора собственной жизни сегодня не только признается и акцентируется, как существеннейшая тенденция в изменяющемся мировоззрении, мироощущении человека, но, при этом, внимание сосредотачивается на необходимости соответствующих изменений в самой психологической науке. Современная психология должна не только исследовать, познавать происходящие в человеке изменения, помогая ему в рефлексии, но сама должна стать более "субъектной". И уже становится таковой.

Приведу несколько подтверждающих это цитат. В.В.Рубцов: ":психологическая наука: прорвала свою собственную оболочку и становится неотъемлемой составляющей современной социальной практики:" [4, c.19]. А.Г.Асмолов, выделив в качестве главного принципа неклассической психологии - принцип вмешательства в реальность, который ориентирует психологов на активное проникновение в сферу социальной практики, по новому определил основное содержание нашей науки: "Психология как формообразование бытия" [4, c.9-10]. Б.С.Братусь также отметил уже происходящие со статусом психологической науки изменения. Из средства объяснения психология к концу века стала активной и "начинает конструировать миры, новую реальность" [4, c.16].

Что сегодня происходит с реальностью нашего бытия? Каким образом оно изменяется? Ответ на этот вопрос невозможен без предварительного обращения к более традиционному вопросу: "Как связаны личность и ее бытие, по каким законам разворачивается их взаимоопосредование?" Является ли личность "слепком" с социальной реальности или социальная реальность является следствием психологических закономерностей развития и функционирования личности? Ответ не прост. Конечно, влияния не однонаправлены. Как пишут авторы известного учебника: "Рефлексии этих оппозиций подчинена история всего гуманитарного знания - от Аристотеля и Платона,: до наших дней" [1, с.3].

Социальная реальность богаче того ментального проекта, который в ней воплощен или мог послужить толчком к ее преобразованию. Поэтому в ней (в социальной реальности) всегда есть стимулы к преобразованию представлений человека о мире, к наращиванию его социального опыта и, в соответствие с этим, к изменению его как личности.

Но и личность с ее способностью к антиципации, творческой переработке социального опыта в своих ментальных проектах выходит за рамки социальной реальности, за рамки своего социального бытия. Таким образом, личность и ее бытие могут быть поняты только как взаимозависимые аспекты единого целого, взаимообусловливающие друг друга стороны тотальности. На разных стадиях развития общества и личности, в различные переживаемые человеком возрастные периоды, в его различных психологических состояниях (например, различные статусы личностной идентичности) мера субъектности личности, реализуемой ею в преобразовании бытия, различается. Только действительно зрелая, т.е. способная быть автономной личность проявляет себя в овладении собой и своей судьбой [2].

Развитие личности и обретение человеком личностной зрелости сопряжены с появлением и возрастанием способности к порождению новых образований внутри пространства личностных смыслов и ее самоактуализацией, трактуемой нами как экспансия Я на внешние пространства. В следствии чего, объективные пространства становятся бытийными пространствами личности, её продолжением и частью. Это подчеркнул в своих записках и А.Н.Леонтьев: ":Личность (:), ее коперниканское понимание: Я нахожу свое "Я" не в себе самом (его во мне видят другие), а во вне меня существующем - в собеседнике, в любимом, в природе:"

Единый признак жизни в разнообразных ее проявлениях - способность к экспансии. Личность не может быть понята, а свойственная ей процессуальность квалифицирована, если мы не подвергнем анализу то, как она изменяет внешнее по законам внутреннего, т.е. пока ее бытие не будет включено в предметную область психологии личности.

Бытие личности - это объективированная в процессах и предметах мира субъективность, это процесс воплощения смыслового содержания личности в фактах средовых преобразований. В связи с этим принципиальна дифференциация бытия на аутентичное и неаутентичное. Аутентичное бытие - это процесс переструктурирования среды в соответствие со структурой личностных смыслов. Неаутентичное бытие - воспроизводство и трансляция в среду формально освоенных личностью социальных предписаний, что создает иллюзию адекватного поведения, но таковым, по сути, не является, т.к. связано с разрывом, отсутствием содержательной связи между способами поведения и глубинными ядерными образованиями личности (ее смыслами). Таким образом, подобное поведение выглядит адекватным по отношению к среде, но не является адекватным выражением внутреннего мира личности. Неаутентичное бытие вступает в противоречие с направленностью личности на удовлетворение потребности в самоактуализации и других столь же значимых потребностей, обусловливающих личностный рост, чувство идентичности и психологический комфорт.

Характер бытия является критерием "конструктивной гармонии" личности и среды. Поскольку определенным образом организованная среда, становясь для человека обстоятельствами его жизни, может, как препятствовать, так и благоприятствовать человеку, в его стремлении стать зрелой личностью, реализовать свои потенциалы, наполнить бытие смыслом. Аутентичное/неаутентичное бытие является следствием отношения сложившегося у личности со средой. В свою очередь бытие (как процесс) порождает в качестве своих результатов личность с определенным опытом прожитой жизни и среду, преобразованную или "претерпевшую от ее использования" человеком и сообществом. Поэтому через рефлексию, научный анализ бытия открываются возможности совершенствования личности и среды.

Итак, личность может быть понята только если в поле анализируемых проблем включены "пространства ее реализаций" или бытийные пространства, т.к. личность не замкнута во внутреннем, не ограничена психическим, а включает в себя внешние по отношению к психике объективные пространства явлений, реорганизуемых ею, в соответствие со структурой ее смыслов.

Введение в категориальный аппарат психологии личности категории "бытие личности" создает основания для выявления общих закономерностей, объединяющих явления самоактуализации личности в различных бытийных пространствах. Профессиональное бытие и структурирование личностью своего свободного времени, поддержка чувства личностной идентичности через организацию предметно-пространственной среды и аутентичность временнОго параметра бытия, близкие отношения со значимыми людьми и партнерство в деловых переговорах и т.д. - все это различные пространства бытия личности, которые объединяются тем, что в них личность стремится реализовать потребность в самоактуализации и другие значимые потребности, посредством которых реализуется свойственная человеку глобальная интенция БЫТЬ.

Характеристики бытия сегодня претерпевают существенные изменения, объясняющие необходимость более активного вмешательства психологов в исследование и практические манипуляции с этой реальностью. И среди существенных изменений, прежде всего то, что сегодня человек организует свое бытие в очень быстро изменяемом мире. Скорость преобразований обусловлена, во-первых, наростающей субъектностью личности нашего современника, а, во-вторых (что самым непосредственным образом связано с первым), сокращением дистанции между внутренним и внешним миром (между субъективным и объективным), что проявляется в "легкости" объективации ментальных проектов.

Ж.Пиаже когда-то писал о центральной позиции, которую занимает психология в системе научного знания, в связи с тем, что ее центральный интерес - человек и именно его ментальная природа опосредует (как глобальная детерминанта) все делаемое и познаваемое. Человек, со всеми свойственными ему характеристиками, заведомо, как субъект, присутствует во всем том, что мы пытаемся понять и сделать.

Сейчас роль психологии еще более возросла, поскольку ранее (на предшествовавших исторических этапах бытия человека и человечества) та дистанция, которую необходимо было пройти ментальному продукту до его воплощения в реальность и, естественное сопротивление реальности, уже функционирующей по своим законам, обусловливали более органичную итоговую реализацию проекта ("поправка на реальность").

Бытие все более - продукт конкретного человека, воплощение его ментальных проектов и, в этом смысле, оно (бытие) все более - следствие психологических закономерностей и, таким образом, предмет психологической науки. Сегодня ментальная конструкция отдельного человека потенциально более субъектна, нежели это было вчера. Отдельный человек стал потенциально более активным агентом воздействия на структурирование событий и среды. Поэтому же возросла опасность.

Наростающий глобализм террористических "мероприятий" в этих рассуждениях может служить очень ярким примером. Реализация в этом случае ментального продукта ограниченной группы людей, оказывается, по следствиям, все более глобальной:

(а) по количеству конкретных вовлеченных в ситуацию жертв;

(б) по вовлеченности все большего количества людей, находящихся за рамками непосредственной ситуации, но благодаря СМИ чувствующих себя непосредственными участниками;

(в) по обращенности террористического акта ко все более полномочным властным структурам с требованиями изменений в каких-то социальных процессах, способных оказать влияние на глобальные составляющие жизни мирового сообщества.

Мы говорим о возрастании интереса к субъективному и субъектному как о признаке гуманизации. Но именно возрастание субъективного и субъектного несет в себе одновременно и опасность.

Субъективное обретает все большую реальность. Распределение людей по профессиональным нишам - один из признаков. Все больше тех, кто занят овеществленной в знаках субъективной реальностью (компьютерная реальность; образ мира, создаваемый СМИ; фильмы, отражающие мир все более далекий от реальных возможностей человека и пр.).

Возрастает интерес обывателя к психологическим знаниям, к возможности их использования с манипулятивистскими намерениями. Любопытство к внутреннему миру человека возросло почти безгранично. Программы TV тому прямое свидетельство.

Значимость проблемы обусловлена возрастающей распространенностью упрощенных, не редко излишне абсолютизируемых, лишенных контекста и поэтому искаженных психологических знаний. Из-за акцентированного внимания психологическим феноменам, объяснительным конструктам, тиражируемым в СМИ, нарастает рефлексивность и, в связи с этим, все более увеличивается влияние этих переменных на состояние и поведение современного человека. "Описания и объяснения мира сами конституируют формы социального действия" - пишет лидер социального конструкционизма К.Джерден [3, с.58]. При продолжающем возрастать запросе на получение все более дифференцированной информации о составляющих познания субъектом собственной психической реальности и психической реальности, носителем которой является другой человек, можно с уверенностью говорить о том, что корректная/некорректная рефлексия обывателем психической реальности является важной составляющей социального действия и выстраиваемого бытия.

В самой психологической науке все более очевидной становится опасность слишком абстрактного, вырванного из жизненного контекста, рассмотрения отдельных феноменов. Очевидна необходимость дихотомичного рассмотрения актуальных психологических явлений, характеризующих позицию личности по отношению к бытию (толерантность, адаптация, самоактуализация, свобода личности и пр.), или более точного очерчивания области применимости исследуемого и интерпретируемого психологического феномена. В исследованиях феномена внимание должно уделяться уравновешивающим оппозитным процессам. Научная абстракция, трактуемая как таковая собратьями по научному цеху, может вызывать раздражение. Но та же научная абстракция, тиражированная СМИ и овладевшая сознанием масс, может стать разрушительным фактором для конкретного человека и не осторожно оперирующего с ней сообщества.

Список литературы

  1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.
  3. Джерджен К.Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии (перевод Е.В.Якимовой Gergen K.J. The social constructionist movement in modern psychology // American psychologist/ - 1985.-Vol.40, N 3.-P.266-275)
  4. Психология XXI века: пророчества и прогнозы ("круглый стол") // Вопросы психологии. 2000. N 1. С. 3-35.

Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz