Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Полторак С. Н.


Полторак С. Н., доктор исторических наук, профессор (Санкт-Петербург)
ДИНАМИКА ВОСПРИЯТИЯ ПОСТСОВЕТСКИХ ПЕРЕМЕН РАБОТНИКАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ


С момента распада Советского Союза прошло немногим более 15 лет. Это годы, за которые успело окрепнуть и частично "встать на крыло" первое постсоветское поколение, которое в основном не знает и не хочет знать своей собственной ближайшей предыстории.

Некоторые из них даже успели стать молодыми педагогами высшей школы или готовят себя к этой роли. Однако стержнем современной российской системы высшего образования в настоящее время являются люди 40-60-летнего возраста, то есть те, кому полтора десятка лет назад было 25-45 лет и кто, стало быть, находился в состоянии вполне сформировавшейся личности. Каждый из педагогов высшей школы в начале 1990-х годов стоял перед выбором дальнейшего жизненного пути, решая комплексно не только и не столько материальные, сколько нравственные проблемы.

Жить в ладу с собственной совестью может только, как известно, человек, наделенный высокими волевыми качествами и обладающий психологической устойчивостью к внешним раздражителям.

В силу этих и некоторых других причин судьбы профессорско-преподавательского состава в начале 1990-х годов складывались по-разному.

Некоторая их часть (по ряду оценок, до 30%) рассталась с неперспективной, с материальной точки зрения, профессией преподавателя вуза и с той или иной долей успеха занялась бизнесом.

Примерно такое же количество педагогов, в основном профессора и доценты, имевшие многолетний опыт работы, решили принципиально ничего не менять, вольно или невольно сохраняя верность профессии.

Порядка 20-25% от общего числа представителей профессорско-преподавательского коллектива осуществили попытку адаптироваться в складывавшейся ситуации, опираясь исключительно на собственные профессиональные знания, талант и работоспособность.

Оставшиеся 15% представителей высшей школы, относительно безболезненно преодолев нравственные препятствия, сумели использовать потенциал высшей школы России в укреплении своего положения в обществе, в том числе и собственного материального состояния. К числу этих людей принадлежали и принадлежат чиновники разного уровня, от высших должностных лиц Министерства образования и науки Российской Федерации до "иерархов местного разлива" - вузовских чиновников, в основном от ректора до декана факультета, а в ряде случае и заведующих кафедрами.

Анализировать динамику восприятия постсоветских перемен работниками высшей школы России, оставивших ее более полутора десятков лет назад не представляется целесообразным, поскольку на развитие системы высшего образования большинство из них непосредственно не влияет. Необходимо лишь отметить усилившуюся тенденцию: нынешние банкиры, предприниматели, администраторы, политики, подвизавшиеся когда-то на ниве просвещения, в настоящее время почти всегда позиционируют себя как интеллектуалов, часто - интеллигентов, которых "система" выдавила из близкой им сферы деятельности. Выдавать себя за жертв этой системы сейчас в различных слоях общества, в том числе и в среде политиков и предпринимателей, считается правилом хорошего тона. Ореол "мученика от высшей школы", по мнению большинства из бывших педагогов, способствует продвижению их брэндов в тех сферах, в которых они уже состоялись в новом качестве.

Особенно стараются заработать дивиденды на своем научно-педагогическом прошлом обладатели ученых степеней и званий. Более того, примерно с середины 1990-х годов стало не только очень модным, но и выгодным, с точки зрения укрепления в избранной профессии, добиваться присвоения ученых степеней и званий людям, никогда самостоятельно не занимавшихся наукой, но способных оплатить написание кандидатских и докторских диссертаций "интеллектуальному негру". Среди тех людей не только политики и предприниматели, но и многочисленные чиновники разного уровня, для которых ученая степень и ученое звание - это своеобразный "входной билет" в виртуальный клуб умных, образованных и интеллигентных людей. По существу, такая тенденция представляет собой не что иное, как скрытую попытку многочисленных успешных, с точки зрения современной морали, людей бороться с собственными комплексами неполноценности, самоутверждаться за счет пусть даже формального приобретения статуса "головастика".

Идеология стяжательства, ставшая для выходцев из высшей школы и других успешных людей фундаментом и смыслом их жизни, на уровне подсознания воспринимается ими как нечто "неприличное". Это "неприличие" они пытаются в какой-то мере "погасить" за счет своей якобы принадлежности к интеллектуальным кругам общества.

Вторая условная группа профессорско-преподавательского состава российской высшей школы, сохраняющая в основном верность избранной профессии, продолжает оставаться ядром всей системы отечественного высшего образования, без которого, на мой взгляд, эта система могла бы попросту развалиться. Это чаще не подвижники, "несущие свой крест" ради высоких идеалов, а вполне адекватные люди, понимающие, что избранная ими профессия оптимально соответствует их духовным потребностям, уровню образования, интеллекта и способности удовлетворять свои бытовые запросы. Они меньше, чем остальные категории представителей высшей школы, адаптировались к окружающему миру и являются самой уязвимой и незащищенной частью профессорско-преподавательского состава. Противоречие между их объективной востребованностью обществом и незащищенностью перед ним - одна из главных проблем всей системы высшего образования, являющаяся проблемой государственного масштаба. При снижении численности этой категории профессорско-преподавательского состава хотя бы на треть российская высшая школа неминуемо утратит свои и без того жалкие интеллектуально-педагогические позиции, что нанесет развитию России ущерб, сопоставимый с человеческими, материальными и моральными потерями в Чечне.

Эта категория педагогов высшей школы в течение последних 15 лет также пытается адаптироваться к внешним условиям. Ее представители видят перед собой в основном два способа противодействия складывающимся обстоятельствам. Как форму защиты от материального неблагополучия они избрали экстенсивный путь: преподают по совместительству в нескольких учебных заведениях, включая школы, лицеи, колледжи, техникумы и профессионально-технические училища. некоторые умудряются совмещать научно-педагогическую деятельность с работой в различных коммерческих фирмах. Нередко вузовские педагоги стремятся подыскать работу в частных учебных заведениях или преподавать студентам, обучающимся на коммерческой основе. Когда-то В.А. Гиляровский, рассуждая о нравах и обычаях старой Москвы, писал про дам и барышень, что для них господа офицеры были "для души", а извозчики - "для здоровья". В наши дни для педагогов высшей школы "для души" остается его любимый вуз, а "для здоровья" - все то, что приносит относительно достойную заработную плату. Такая "защита" носит экстенсивный характер и, к сожалению, существенно ухудшает качество преподавания, то есть уровень подготовки будущих специалистов. Недавнее повышение зарплаты педагогам высшей школы, имеющим ученые степени и звания, принципиально ничего не решило, лишь немного облегчив участь профессорско-преподавательского состава.

Тем не менее эта часть педагогов наиболее консервативна во всех отношениях, в том числе и в восприятии внешних перемен. Верность профессии составляет их жизненное кредо и является специфической защитной реакцией на различные перемены, подавляющее большинство из которых субъективно воспринимается ими негативно.

Третья категория представителей высшей школы - это те 20-25% профессоров, доцентов и преподавателей без ученых степеней и званий, которая с оптимизмом смотрит в будущее и верит не только в перспективу карьерного роста, но и в то, что их интеллект, прагматизм и "разумный цинизм" позволят им вполне успешно прожить жизнь, используя потенциал системы отечественного высшего образования, включая ее многочисленные противоречия, глупость, непредсказуемость и другие качества, которые в других странах, скорее, показались бы пороками и недостатками, нежели преимуществами. Именно в этой среде вполне успешно развиваются, например, уже упоминавшиеся "интеллектуальные негры", занимающиеся регулярным написанием кандидатских и докторских диссертаций, а также дипломных, курсовых и других работ. Расценки на их услуги действуют в широком диапазоне. В зависимости от особенностей вуза, региона, сложности избранной темы, взаимоотношений на кафедре, в диссертационном совете, адекватности научного руководителя или научного консультанта и многих других обстоятельств устанавливаются и расценки на предоставляемые услуги. Если написание дипломных работ может обойтись заказчику в сумму от 6 до 20 тысяч рублей, то написание кандидатской диссертации - от 2 до 6 тысяч долларов, а докторской диссертации - от 8 до 30 тысяч долларов. Эта информация вполне доступна в Интернете. В Санкт-Петербурге, например, два раза в год (за два-три месяца до защиты дипломных работ) предложения об услугах по "оказанию помощи" в написании дипломных проектов можно услышать в рекламных объявлениях на любой станции метро.

Тенденцией последних двух-трех лет стало то, что "интеллектуальные негры" перестали или почти перестали скрывать свою деятельность. Они охотно делятся своим "увлечением" с коллегами. Это занятие все больше и больше становится не только "приличным", но и престижным.

Характерной особенностью современной высшей школы России стали взятки за получение зачетов и оценок за экзамены. Эти взятки могут предоставляться в качестве денег, товаров и услуг, спектр которых огромен, включая и предложения интимного характера. До начала 1990-х годов взяточничество в высшей школе было ниже не только в десятки, а, вероятно, в сотни раз.

В настоящее время многие "успешные" педагоги вузов делают на взятках целые состояния, позволяющие строить коттеджи, покупать дорогие квартиры, машины, проводить время на самых дорогих курортах мира.

Четвертая категория представителей высшей школы - это примерно десятая или чуть более часть всех тех, кто работает в системе высшего образования. Подавляющее большинство из них не читают студентам лекции на протяжении многих лет, не говоря уже о проведении семинарских занятий. Для них вуз - это коммерческое предприятие, приносящее постоянные доходы. Если для частных высших учебных заведений это вполне само собой разумеющееся, то для государственных университетов теоретически (но не практически) это недопустимо. Способов зарабатывания за счет руководства государственным вузом или отдельными его подразделениями - бесчисленное множество. Взятки за поступление в университет, доходы за счет сдачи в аренду помещений - это хотя и ощутимый, но самый примитивный способ зарабатывания капиталов. При этом чиновники вузов давно уже обезопасили себя, наладив прочные контакты, с правоохранительными органами, а также с "неформальными силовыми структурами".

Процесс зарабатывания денег стал главным для этой категории вузовских работников на всех уровнях. Прикрываясь заботами о государственных интересах, они выдумывают чиновничьи препоны, используемые в качестве рычагов для выколачивания денег. Одним из таких рычагов, например, стало введение так называемого "ваковского списка" научных изданий, публикации которых необходимы при защите докторских, а теперь уже и кандидатских диссертаций. Ряд изданий, вошедших в пресловутый список, установил официальные и неофициальные расценки за публикации на своих страницах. Официальные расценки колеблются в пределах примерно 5-8 тысяч рублей за одну публикацию, неофициальные расценки - от нескольких сотен до 2 тысяч долларов. По непроверенным сведениям, возможность сделать издание "ваковским" обойдется заказчику в 4 тысячи долларов.

Таким образом, можно утверждать, что динамика восприятия постсоветских перемен работниками высшей школы России вполне адекватна тем моральным нормам, которые на протяжении этого времени утверждаются в нашем обществе. Профессорско-преподавательский состав вузов Российской Федерации за этот период резко дифференцировался, разделившись на четыре основные группы, каждая из которых имеет ряд своих подгрупп, о которых в этой статье не говорится.

Процесс вхождения России в единое учебно-научное пространство на основе Болонского соглашения неизбежен, что несет с собой наряду с "прелестями приведения к общему знаменателю" системы высшего образования и, стало быть, "равными возможностями" российских и иностранных специалистов, много негативных явлений. Главное из них - разрушение полезного и эффективного учебно-педагогического опыта, наработанного в России на протяжении нескольких столетий.

Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz