Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Павленко Т.


Павленко Т. г. Санкт-Петербург
ЮБИЛЕИ ПРАВОСЛАВНЫХ СЕМИНАРИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1905 - 1914 гг.). ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О СЕМИНАРИИ.


Формирование исторической памяти о семинарии способствовало созданию групповой идентификации семинаристов. Подобные процессы могли происходить лишь при аппеляции к прошлому, обращению к старым традициям. Огромную роль в этом служили юбилейные торжества, посвященные основанию семинарий. Проведение подобных мероприятий способствовало закреплению, сохранению и передачи памяти о выдающихся событиях, личностях, сыгравших важную роль в истории учебного заведения. Обращение же к прошлому и поиск примеров для подражания преследовало цель сохранить дисциплину семинаристов и создать новую традицию - традицию преемственности от поколения к поколению.

Особенно наглядно это проявилось в период Первой российской революции и последующие годы, когда семинаристы требовали не только изменения старых правил и норм, принятых в учебно-воспитательном процессе, но и преобразования системы духовных школ. Воссоздание же образов прошлого за счет обращения к истории давала бы возможность церковным властям повлиять на настроения семинаристов и сохранить прежние дисциплинарные практики в учебном заведении. Поэтому поиск исторических корней играл важную роль в проведении юбилейных мероприятий.

Юбилейные торжества служили средством напоминания о прошлом. Своеобразными же способами сохранения и передачи памяти являлись церемонии проведения празднеств, написание исторических записок и выступления участников на этих мероприятиях. Посредством этих ритуалов и нарративов формировались представления о событиях прошлого, вырабатывалось единство этих представлений. Каждый акт "коммеморации" был связан с "коммеморативным нарративом" - рассказом об историческом прошлом, заключающим в себе нравственный урок членам группы, в нашем случае группы семинаристов.

В данном исследовании представляется возможным рассмотреть юбилейные торжества православных семинарий, имевших место в период с 1905 по 1914 гг. , с точки зрения политики памяти, проводимой официальными властями в отношении семинарий. Период 1905-1914 гг. интересен для изучения тем, что в это время шли горячие дискуссии по поводу необходимости реформирования духовного образования. Этому способствовали участившиеся в период революции выступления семинаристов, выдвигавших требования об изменении учебно-воспитательного процесса. Стараясь как-то повлиять на дисциплину воспитанников, церковные власти предпринимали попытки создать традицию преемственности через организацию юбилейных торжеств.

Юбилеи семинарий представляли собой торжественные, хорошо спланированные празднества с участием многочисленного числа церковных и светских деятелей. Такие мероприятия готовились очень тщательно. Сначала осуществлялся запрос в Св. Синод для получение разрешения в проведении юбилейных торжеств.

После получения разрешения при духовной семинарии организовывалась специальная комиссия, ответственная за проведение всего торжественного мероприятия. Эта комиссия составляла программу праздника, списки участников и собирала материалы (воспоминания, записки, библиографические сведения) для написания исторической записки о семинарии. Она же публиковала сообщение в местных "Епархиальных ведомостях" и в Прибавлениях к "Церковным ведомостям" (когда дело касалось столичных семинарий), информируя о дате проведения торжеств с перечнем всех запланированных мероприятий. Заблаговременное оповещение о проведении юбилейных торжеств преследовало цель привлечь для участия в празднествах бывших наставников, преподавателей и воспитанников, собрать вместе всю семинарскую корпорацию.

Непосредственными элементами празднества были церковные службы, торжественные собрания и музыкальные вечера. Юбилейные торжества призваны были чествовать своих героев: основателя, положившего начало созданию учебного заведения и появления семинарской корпорации, ректоров, возглавлявших эту самую семинарскую корпорацию, и образы известных воспитанников, способствовавших формированию семинарской корпоративности. Власти представляли "тяжелое" прошлое как борьбу за "светлое" будущее наставников, педагогов и воспитанников, описывая их героические поступки.

Торжественные мероприятия не обходились без устных выступлений: речей участников и зачитывания исторических записок. Обращение к прошлому посредством "живого слова" должно было повлиять на мнение воспитанников о значимости их учебного заведения в истории страны.

Как правило, описание истории семинарии часто разбивалось на периоды, связанные с реформированием всей системы духовно-учебных заведений. Практически всегда описание истории семинарии заканчивалось последней реформой духовного образования в 1884 г. Можно предположить, что выбор таких хронологических рамок был заранее обусловлен влиянием дальнейших событий. С этого момента начинаются повсеместные выступления семинаристов, требующих смягчения дисциплинарного режима. Беспорядки же во время Первой российской революции показали необходимость проведения реформаторских преобразований в богословском образовании, споры о которых затянулись на долгие годы, вплоть до 1918 г.

Далее в речах очень тщательно прописывались истоки появления семинарии и возложенные на нее задачи. Семинария наделялась высокими положительными оценками как учреждение, на которое возложена великая миссия. Она предстает перед слушателями как "рассадник просвещения", "оплот веры и православия, сбросившей иго унии", "яркий светильник знаний", "свет в темном царстве невежества" и "мать, пополнившая ряды честных людей". Ее главная роль состояла в том, чтобы ликвидировать неграмотность населения, "пробудить в народе чувство человеческого достоинства, самосознания" и подготовить просвещенное духовенство. Существенная роль также отводилась упоминанию известных воспитанников - "питомцев" семинарии, ставшими преданными и полезными деятелями для государства и церкви. Именно образ таких сознательных воспитанников следовало принимать за образец для нынешнего поколения семинаристов, особенно это касалось учащихся Тамбовской и Витебской семинарий, юбилеи которых совпали со временем Первой российской революции.

После 1907 г. проявилось стремление опровергнуть недавнее прошлое - время революции, доказать важное значение семинарии в деле просвещения. В марте 1909 г., когда страсти по реформированию школьного вопроса были в полном разгаре и все еще очень хорошо помнили период бурных выступлениях семинаристов, в Санкт-Петербургской семинарии звучало обращение к воспитанникам с просьбой "разумно тратить золотые годы учения и надлежайше готовиться к жизни". По случаю столетних юбилеев Кишиневской и Московской семинарии в 1913 и 1914 гг., упоминания о смутном времени вовсе исчезают и на их смену выходят новые события в истории России.

Таким образом, в устных выступлениях и исторических записках целенаправленно формировался образ единой группы семинаристов посредством объединения образов прошлого. Преследовалась цель легитимизировать эту группу, закрепить ее право на существование. Уход в далекое прошлое способствовал восстановлению традиции преемственности. Официальная власть стремилась напомнить семинаристам его "прекрасное" прошлое, чтобы укрепить их в вере и готовности служить преданно церкви и государству.

Однако обращение к прошлому посредством юбилейных торжеств в период революции не способствовало сохранению дисциплины внутри учебного заведения. Уже 11 ноября 1905 года (спустя 3 недели после проведения торжеств) воспитанники Тамбовской семинарии устроили беспорядки в здании учебного заведения.

Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz