Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Саракаевой А.А.


Саракаева А.А., АГУ г. Майкоп
ВЛИЯНИЕ ТЕРАКТОВ 11 СЕНТЯБРЯ НА РЕЛИГИОЗНУЮ СИТУАЦИЮ В США.


Последствия терактов11 сентября ощущаются не только во внешней и внутренней политике США, но и в сфере идеологии, культуры и религии, так как впервые, после нескольких столетий, в самую развитую страну Запада пришла религиозно мотивированная война. Американский исследователь Уилфред МакКлей выделяет несколько типов религиозных реакций на эту войну: рост недоверия к религии вообще и к великим монотеистическим религиям в частности; взгляд на 11 сентября как на Божий гнев за аморальность Америки; укрепление американской гражданской религии.

Мы, могли бы добавить еще один вариант религиозно-психологической реакции на 11 сентября - обострившееся осознание непохожести мировых религий. Антрополог Рави Закариас формулирует это мнение со всей откровенностью: "Только тот, кто не понимает мировых религий, может утверждать, что они, по сути, учат одному и тому же. Ислам: и христианство - различные и взаимоисключающие доктрины". ("One Nation:")

Религиозный дискурс по природе своей прецедентен, он требует уподобления и цитации, а скудная гражданско-религиозная традиция не дает для этого достаточного материала. И здесь, как проницательно замечает Брюс Линкольн, возникают скрыто религиозные тексты, основанные на Библии, но намекающие на нее лишь обиняком. Так, Буш говорит, что ":террористы могут глубже зарываться в пещеры и другие окопанные укрытия:", и это отсылает информированного слушателя к Апокалипсису (6:15-17): Подобным же образом, угроза Буша, что все государства, поддерживающие Бен Ладена ":будут идти по этому одинокому пути на собственный страх и риск", вызывает ассоциации с целым набором библейских пассажей, противопоставляющих путь праведности и путь греха.

Б. Линкольн полагает, что основная цель этого скрытого цитирования - поддержать верующих граждан Америки, показать, что президент им сочувствует, даже если его государственные обязанности препятствуют ему выражать открыто свое согласие с их воззрениями и ценностями. Однако задача данного риторического приема более масштабна - поставить американскую "войну против террора" в один ряд с событиями и трагедиями библейской истории, придать ей онтологическую ценность борьбы добра со злом, поднять ее из сферы государственных интересов в сферу нравственных и религиозных ценностей.

Впрочем, помимо общей направленности этих цитат, мы хотели бы еще раз обратить внимание на их скрытность, требующую от слушателя или читателя немалой начитанности в Библии. Причину такой скрытности мы уже называли - нежелание отпугнуть мусульман. Это нежелание приводит к тому, что эволюция американской гражданской религии ускорилась.

Она зародилась в XVIII в. как религия общепротестантская. Затем, вслед за ассимиляцией в американское общество католиков и евреев, она последовательно превращалась в иудео-христианскую. В настоящее время, желая привлечь симпатии мусульман, американские политики оперируют такими религиозно окрашенными словами и выражениями, которые могли бы быть приемлемы и для мусульман. Американская гражданская религия превращается из иудео-христианской в абрамическую. Это чревато потенциальным конфликтом, когда убежденные последователи традиционных религий, не будучи уже в состоянии узнать собственные верования в этом максимально усредненном религиозном "коктейле", перестанут поддерживать общегражданскую идеологию.

И все же наиболее непосредственно террористические атаки 11 сентября отразились на самоощущении и статусе американских мусульман. Их общее число в США, по наиболее умеренным подсчетам, составляет от 2 до 3 млн. человек, хотя некоторые говорят о 6 или даже 8 млн. Уровень психологического комфорта среди них далеко отстает от уровня материальных достижений. Исторический традиционный ислам очень многолик и тесно переплетен с национальными культурами и обычаями исповедующих его народов. Но, оказавшись в чужой культурной и религиозной среде, постепенно становясь американцами, мусульмане-иммигранты вынуждены начать разделять этнические и религиозные элементы своего культурного наследия, с тем, чтобы и сохранить собственную идентичность, и успешно ассимилироваться в новое общество. И это заставляет их сознательно задаваться вопросом, что же такое ислам. К попытке дать определение ислама их подталкивает и то, что окружающие их американцы рассматривают мусульманский мир как нечто целостное и однородное. Такая попытка определить, что есть ислам, приводит к распространению влияния радикальной религиозной идеологии. Происходит это потому, что исламский радикализм имеет мало соперников и альтернатив в современном мире.

В результате возник феномен, описываемый американскими имамами как "движение отказа". Парадоксально, но молодые мусульмане, рожденные или выросшие в США, часто тщательнее соблюдают религиозные обряды и религиозную дисциплину, чем их родители. Вероятной причиной для возникновения "движения отказа" является то, что молодые мусульмане США живут в стране, возглавляющей глобализацию, и достаточно насторожено, если не враждебно, относящейся к исламу. В такой обстановке им приходится выбирать, ассимилироваться ли им в американское общество или отказаться от ассимиляции и примкнуть к всемирному исламскому возрождению.

В целом, теракты 11 сентября привели к ускорению радикализации среди проживающих в стане мусульман. Предвидя, что подобное развитие событий возможно, администрация Буша сделала несколько попыток польстить американцам мусульманского вероисповедания или продемонстрировать им свои симпатии. Но весь этот неуклюжий флирт достаточно скоро закончился, когда стали известны факты о концлагере в Гуантанамо, о войне в Ираке, об издевательствах над заключенными в тюрьме Абу-Грейб, об осквернении Корана американскими военными.

Еще более ощутимы в личной жизни американских мусульман были те ограничения, которые вводил печально знаменитый "Патриотический акт". Теоретически он относится ко всем гражданам США, без различия вероисповедания, но на практике он оказался направлен против мусульманской общины, так как именно их дома, офисы и мечети в первую очередь подвергались обыскам в ходе борьбы против терроризма.

Главным последствием 11 сентября для мусульман США, по нашему мнению, является то, что теракты и последовавшая за ними "война с терроризмом" с беспрецедентной четкостью поставили перед ними ряд вопросов, в частности: каковы основные ценности ислама и исламской культуры, что такое джихад, какими методами его можно вести; как следует относиться к радикальному движению в исламе, обычно обозначаемому терминами "фундаментализм" и "ваххабизм". Любая случайная выборка современных книг, изданных мусульманскими издательствами в Америке, или теоретических статей на мусульманских сайтах и в периодике, или дискуссий в интернет-форумах окажется в той или иной степени посвящена этим проблемам. До выработки единой, общей для всех американских мусульман, позиции еще далеко, но сама острота дискуссии свидетельствует о существенном подъеме религиозно-политического самосознания в данной группе общества.

Кратко обобщая все сказанное, мы можем заключить, что события 11 сентября привели к: усилению американской гражданской религии и изменению ее характера; риску отчуждения традиционных верующих, главным образом, христиан, от главенствующей в обществе идеологии; значительному отчуждению мусульман от американского социума, росту их самоопределения и выработке их собственных политических приоритетов.


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz