Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Станиславы Стояновой


Станислава Стоянова
ПЕРЕМЕНЫ В СТЕРЕОТИПАХ СТУДЕНТОВ, КАСАЮЩИЕСЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ В 2004 г. И В 2006 г.


Генедерные роли - зто культурные ожидания для способов мышления и поведения мужчин и женщин (Buskist, W. & D. W. Gerbing, 1990); система социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мужчину или женщину (Ожигова, Л. Н., 2003). Гендерный стереотип - упрощённый, стабильный, змоционально насыщенный образ поведения и характера мужчин или женщин. Выделяют несколько групп гендерных стереотипов: стереотипы маскулинности-фемининности; представления о расспределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами; стереотипы о специфике содержания труда мужчин и женщин (Тупицына, И. А., 2003).

Наиболее значимой социальной ролью женщин - матери и роль домохозяйки. Женщина носит ответственность для отношении в семье. Женщины связываеться с воспитанием ребят или с образом соблазнительницы (Doyle, J. A. & M. A. Paludi, 1991). Женщины в Болгарии больше чем мужчин ценят воспитание ребят (Байчинска К., 1994). Мужчинам предписывается включенность в обществунную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи (Тупицына, И. А., 2003). Традиционные гендерные роли определяют мужчины как обеспечивающие пропитание семьи, участниками состязяния, заступники, а женщины - как зависимые, поддерживающие и эмоционально отзивчивые. Цель феминизма - разламывание этих традиционных гендерных роли женщин.

Традиционные представления для содержании труда определяют, что труд женщин насочен в сферах образования, обслуживания, здравоохранения, женщины скорее всего исполнительницы, а мужчины - руководители, инженеры, учённые (Хофстеде, Х., 1991).

Гендерные стереотипы в обществе начали меняться. Женщины, даже замуженные с детьми, больше и больше постигают профессиональные успехи, работают в традиционных для мужчин сферах как армии, полиции и так дальше, а мужчины несут больше ответственности для домохозяйства и воспитание ребят.

Взрослые люди с 20 до 45 лет - носители самые выраженные гендерные стереотипы. Общение ребятов только с бабушками и дедами затрудняют их в усвоение гендерных стереотипов (Илиева, Г., 2002).

Я полагаю, что традиционные гендерные стереотипы болгаров для женщин как воспитательницы детей и для мужчин как обеспечивающие материально семью сохранены так как студенты - молодые, а люди с 20 до 45 лет - носители самых выраженных гендерных стереотипов для маскулинности и фемининности.Я полагаю, что нет значимых разниц между стереотипами студентов в 2004 г. и в 2006 г. касающих радпределение ролей в семье, поскольку стереотип стабильный и трудно меняется, а период между двумями исследовании небольшой.

Методики исследования

Был использован опросник "Распределение ролей в семье" предназначен для изучения установок личности относительно распределения семейных ролей между мужчинами и женщинами. Авторы опросника: Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман и Е. М. Дубовская (1987). Опросник состоится из 21 опросов, описывающие некоторых моментов организации семейной жизни. Каждый опрос имет 4 варианты ответов - поведение мужчин; поведение женщин; поведение мужчин и редко -женщин; поведение женщин и редко -мужчин. В опроснике выявляются установки студентов относительно распределения ролей в семи сферах семейной жизни (3 опросов для кяждой сферы): воспитание детей; материальное обеспечение семьи; поддержание эмоционального климата в семье; организация развлечений; исполнение роли "хозяина"/"хозяйки"; ответственность за удовлетворенность интимными отношениями; организация семейной субкультуры (Клецина, И. С. 2003). В 2006 г. исследование лица ответили кто из их родителей получал большое количество деньги, кто из их родителей делал большую доль из домакинской работы, кого из их родителей успевал утвердить свое мнение. 76,2 % из исследованных лиц отвечают, что их отец получал большое количество деньги чем их матерей. 88,1 % из исследованных лиц отвечают, что их мать делала большую доль из домохозяйнственной работы. 54,8 % из исследованных лицов отвечают, что их мать успевала утвердить своё мнение более часто чем их отец.

Исследованные лица

В 2004 г. были исследованны 54 студентов Югозападного университета "Неофит Рилски" с опросником для расспределении ролей в семье, а в 2006 г. - 42 студента. Исследованные лица изучали психология (3 курс), социальные деятельности (2 курс) и педагогика (4 курс). Их возраст - с 18 до 35 лет. В 2004 г. были исследованны 5 мужчин и 49 женщины, а в 2006 г. - 6 мужчин и 36 женщины. В 2006 г. были исследованные 3 лица, у которых нет брат, ни сестра; 18 были первые ребята в семье; 16 были вторые ребята в семье; 5 были третые ребята в семье.

Результаты

В 2004 г. большинство студенты считают, что преимущественно жена должна играть с маленькими детьми (74,1 %), но и муж тоже; что преимущественно жена надо следить за поведением маленьких детей, но и муж тоже (74,1 %); что преимущественно жена надо ходить с ребенком в кино, театр, цирк и др., но и муж тоже (68,5 %); т.е жена реализует воспитание детей (55,6 %).

В 2006 г. большинство студенты считают, что преимущественно муж должен играть с маленькими детьми, но и жена тоже (81 %); что преимущественно муж надо следить за поведением маленьких детей, но и жена тоже (74,1 %); что преимущественно жена надо ходить с ребенком в кино, театр, цирк и др., но и муж тоже (59,5 %), т.е жена реализует воспитание детей (50 %) или данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени (42,9 %). Сохранен традиционный гендерный стереотип болгаров - христианов для жены как ответственная для воспитании детей.

Нет значимая разница между гендернами стереотипами исследованных студентов в 2004 г. и в 2006 г. касающих роль в семье связанная с воспитанием детей (?|2|2=0,699; р=0,705).

Исследованные студенты в 2006 г. чья мать делала домохозяйнственные работы считают, что и муж надо ходить с ребенком в кино, театр, цирк и др. (5,4 % в противовес 0 % студенты чьи родители оба делали домохозяйнственные работы). Исследованные студенты в 2006 г. чьи родители оба делали домохозяйнственные работы считают, что и жена надо ходить с ребенком в кино, театр, цирк и др. (20 % в противовес 0 % студенты чья мать делала домохозяйнственные работы). (?|3|2=7,973; р=0,047; Phi=0,436).

В 2004 г. большинство студенты считают, что преимущественно муж, но тоже и женщина, если возникнет необходимость, в первую очередь должен найти где можно занять крупную сумму денег (70,4 %); что преимущественно муж, но тоже и женщина будет сменить работу на более высокооплачиваемую, но менее интересную (53,7 %); что преимущественно муж, но тоже и женщина, если в семье возникнут денежные трудности, должен заняться поисками дополнительного заработка (64,8 %), т.е муж реализует материальное обеспечение семьи (70,4 %).

В 2006 г. большинство студенты считают, что преимущественно жена, но тоже и муж если возникнет необходимость, в первую очередь должна найти где можно занять крупную сумму денег (64,3 %); что преимущественно жена, но тоже и муж будет менять работу на более высокооплачиваемую, но менее интересную (50 %); что преимущественно муж, но тоже и женщина, если в семье возникнут денежные трудности, должен заняться поисками дополнительного заработка (52,4 %), т.е муж реализует материальное обеспечение семьи (76,2 %). Сохранен традиционный гендерный стереотип болгаров - христианов для муж как ответственны для материальной обеспечении семьи.

Нет значимая разница между гендернами стереотипами исследованных студентов в 2004 г. и в 2006 г. касающих роль в семье связанная с материальном обеспечением семьи (?|2|2=0,522; р=0,77).

В 2004 г. большинство студенты считают, что преимущественно от жены, но и от мужа тоже зависит настроение в семье (59,3 %); что преимущественно муж, но тоже и жена в большей степени должна обращать внимание на самочувствие другого (57,4 %); что преимущественно жена, но тоже и муж имеет больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого (61,1 %), т.е эмоциональный климат в семье оба супруга определяют приблизительно в равной степени (57,4 %).

В 2006 г. большинство студенты считают, что преимущественно от мужа, но и от жены тоже зависит настроение в семье (64,3 %); что преимущественно муж, но тоже и жена в большей степени должна обращать внимание на самочувствие другого (54,8 %); что преимущественно жена, но тоже и муж имеет больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого (47,6 %), т.е. эмоциональный климат в семье зависет от жены (59,5 %).

Эсть значимая разница между гендернами стереотипами исследованных студентов в 2004 г. и в 2006 г. касающих роль в семье связанная с эмоциональном климатом (?|2|2=9,534; р=0,011). Более и более этая роль связывается с женщиной (40,7 % в 2004 г. в противовес 59,5 % в 2006 г.).

Исследованные студенты в 2006 г. чья мать делала домохозяйнственные работы считают, что настроение в семье зависит преимущественно от мужа, но тоже и от жены (70,3 % в противовес 20 % студенты чьи родители оба делали домохозяйнственные работы). Исследованные студенты в 2006 г. чьи родители оба делали домохозяйнственные работы считают, что настроение в семье зависит преимущественно от жены, но тоже и от мужа (80 % в противовес 16,2 % студенты чья мать делала домохозяйнственные работы). (?|2|2=9,934; р=0,007; Phi=0,486).

Исследованные студенты в 2006 г. чья мать делала домохозяйнственные работы считают, что эмоциональной климат в семье зависит от жены (62,6 % в противовес 40 % студенты чьи родители оба делали домохозяйнственные работы). Исследованные студенты в 2006 г. чьи родители оба делали домохозяйнственные работы считают, что эмоциональной климат в семье зависит от мужа (20 % в противовес 0 % студенты чья мать делала домохозяйнственные работы). (?|2|2=7,769; р=0,021; Phi=0,43).

В 2004 г. большинство студенты считают, что чаще жена, но тоже и муж должен приглашать в дом гостей (42,6 %); что по инициативе жены, но тоже и мужа супруги должны ходить в кино, в театр (59,3 %); что в основном жена, но тоже и муж должен планировать как и где провести отпуск (55,6 %), т.е жена организует развлечений (59,3 %).

В 2006 г. большинство студенты считают, что чаще жена должна приглашать в дом гостей (33,3 %); %); что по инициативе жены, но тоже и мужа супруги должны ходить в кино, в театр (59,5 %); что в основном муж, но тоже и жена должна планировать как и где провести отпуск (64,3 %), т.е жена организует развлечений (57,1 %).

Эсть значимая разница между гендернами стереотипами исследованных студентов в 2004 г. и в 2006 г. касающих роль в семье связанная с организацием развлечений (?|2|2=7,068; р=0,029; Phi=0,271). В 2004 г. никакой исследованный не считает, что муж делает организация развлечений, а в 2006 г. 11,9 % исследованные студенты считают, что муж организует развлечений.

В 2004 г. большинство студенты считают, что в большей степени жена, но и муж тоже должен заботиться об уюте и удобстве в квартире (51,9 %); что в большей степени жена, но и муж тоже должен заниматься повседневными покупками (66,7 %); что муж должен вызывать представителей различных ремонтных служб и вести с ними переговоры (55,6 %), т.е роль хозяина/хозяйки оба супруга реализуют приблизительно в равной степени (66,7 %).

В 2006 г. большинство студенты считают, что в большей степени жена, но и муж тоже должен заботиться об уюте и удобстве в квартире (50 %); что в большей степени жена, но и муж тоже должен заниматься повседневными покупками (61,9 %); что жена должна вызывать представителей различных ремонтных служб и вести с ними переговоры (64,3 %), т.е т.е роль хозяина/хозяйки оба супруга реализуют приблизительно в равной степени (61,9 %).

Нет значимой разницы между гендернами стереотипами исследованных студентов в 2004 г. и в 2006 г. касающих роль хозяина/хозяйки (?|2|2=0,25; р=0,882).

Исследованные студенты в 2006 г. чья мать делала домохозяйнственные работы считают, что жена должна заниматься повседневными покупками (40,5 % в противовес 0 % студенты чьи родители оба делали домохозяйнственные работы). Исследованные студенты в 2006 г. чьи родители оба делали домохозяйнственные работы считают, что в большей степени муж, но и жена должна заниматься повседневными покупками (20 % в противовес 0 % студенты чья мать делала домохозяйнственные работы) (?|2|2=9,727; р=0,008; Phi=0,481).

В 2004 г. большинство студенты считают, что муж, но и жена тоже должна первой целовать и обнимать другого (55,6 %); что в большей степени от мужа, но и от жены тоже зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями (72,2 %); что от мужа, но и от жены тоже зависят трудности в интимных отношениях (64,8 %), т.е роль сексуальный партнер связанная с мужом (59,3 %).

В 2006 г. большинство студенты считают, что муж, но и жена тоже должна первой целовать и обнимать другого (59,5 %); что в большей степени от мужа, но и от жены тоже зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями (61,9 %); что от мужа, но и от жены тоже зависят трудности в интимных отношениях (57,1 %), т.е роль сексуалньый партнер связанная с мужом (47,6 %) или данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени (42,9 %).

Нет значимой разницы между гендернами стереотипами исследованных студентов в 2004 г. и в 2006 г. касающих роль сексуального партнера (?|2|2=3,352; р=0,187).

Исследованные студенты в 2006 г. чья мать успевала утвердить своё мнение считают, что от мужа, но и от жены тоже зависят трудности в интимных отношениях (78,3 % в противовес 33,3 % студенты чьей отец успевал утвердить своё мнение). Исследованные студенты в 2006 г. чьей отец успевал утвердить своё мнение считают, что от жены, но и от мужа тоже зависят трудности в интимных отношениях (55,6 % в противовес 21,7 % студенты чья мать успевала утвердить своё мнение). (?|3|2=9,194; р=0,027; Phi=0,474).

В 2004 г. большинство студенты считают, что в большей степени от жены, но тоже и от мужа зависят интересы и увлечения семьи (64,8 %); что в большей степени жена, но тоже и муж решат какие газеты и журналы выписывать и покупать (50 %); что жизненные принципы и правила (отношени ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) мужа, но в некоторых случаях жены должны быть определяющими в семье (45,3 %) или что жизненные принципы и правила (отношени ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) жены, но в некоторых случаях мужа должны быть определяющими в семье (45,3 %), т.е организация семейной субкультуры оба супруга реализуют приблизительно в равной степени (48,1 %).

В 2006 г. большинство студенты считают, что в большей степени от жены, но тоже и от мужа зависят интересы и увлечения семьи (59,5 %); что в большей степени муж, но тоже и жена решат какие газеты и журналы выписывать и покупать (66,7 %); что жизненные принципы и правила (отношени ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) мужа, но в некоторых случаях жены должны быть определяющими в семье (42,9 %), т.е организация семейной субкультуры оба супруга реализуют приблизительно в равной степени (45,2 %).

Нет значимой разницы между гендернами стереотипами исследованных студентов в 2004 г. и в 2006 г. касающих роль организация семейной субкультуры (?|2|2=0,082; р=0,96).

Единственные дети в семье считают, что от мужа зависят интересы и увлечения семьи (33,3 % в противовес 0 % студенты имеющих братья и сёстры). (?|6|2=15,274; р=0,018; Phi=0,603).

Единственные дети в семье считают, что муж решает какие газеты и журналы выписывать и покупать (66,7 % в противовес 5,6 % студенты - первые дети в семье, 6,3 % студенты - вторые дети в семье и 0 % студенты - третие дети в семье). (?|6|2=14,677; р=0,023; Phi=0,591).

Исследованные студенты в 2006 г. чья мать успевала утвердить своё мнение считают, что организация семейной субкультуры оба супруга реализуют приблизительно в равной степени (65,2 % в противовес 22,2 % студенты чьей отец успевал утвердить своё мнение). (?|2|2=8,743; р=0,013; Phi=0,462).

Заключение

Потвердилас гипотеза исследования для сохранении традиционных гендерных стереотипов болгаров- христианинов для гендерных ролях женщины как воспитывающая детей и мужчина как ответственный для материальной обеспечивании семьи. В периоде 2004-2006 г. менялся стереотип студентов для организации развлечений в семье - муж больше и больше реализует этая роль. В периоде 2004-2006 г. менялся и стереотип студентов для супруга, отвественный для эмоционального климата в семье - жена больше и больше реализует эту роль.

Литература


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz