Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Серовой Н.В.


Серова Н.В. к.ф.н., доцент, Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова г. Новороссийск
КОНСТИТУАТИВНОЕ И КОНСТРУИРУБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ЯЗЫКА В МОДИФИКАЦИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ.


Современное развитие ментальности проходит в условиях разрастания системы знания как базы социокультурного континуума. Результаты когнитивной деятельности экстериоризируются в языке, опосредующем отношение специализированной системы знания и ментальности познающего субъекта. Освоение языка необходимо для понимания и усвоения знания. Поэтому язык функционирует в значении конституенты ментальности, как об этом упоминает М.Хайдеггер в "Бытии и времени": "Как экзистенциальное устройство разомкнутости присутствия речь конститутивна для его экзистенции"(1.188).

Разносторонность результатов ментальной деятельности создала необходимость в модификациях естественного языка, которые образуются в специфических когнитивных целях. Взаимодействие искусственных языков с модифицируемой основой, сопровождаемое возрастанием в последней искусственно создаваемых семантических и семиотических единиц, ведет к изменениям образа мысли людей, далеких от специализации в данной системе знания. Мы, порой, сами того не замечая, начинаем мыслить в измерении той или иной системы знания. В этом качестве язык выполняет по отношению к ментальности конструирующую функцию. Эту особенность языка подчеркивает в работе "Философские исследования" Л.Витгенштейн: "Когда мы, так сказать, совершенно сознательно позволяем буквам нас вести. Но это "позволять себя вести" состоит опять-таки только в том, что я пристально вглядываюсь в буквы - возможно, стараясь исключить иного рода мысли" (2.319).

Связующим элементом между понятиями, определяющими характер нашего образа мысли, и языком являются значения слов. Эту особенность значения впервые подметил Г.В.Лейбниц: значение выражает отношение слова к понятиям и представлениям как результатам ментальной деятельности. Позднее, в произведениях М.Мерло-Понти, Р.Ингардена, Л. Витгенштейна, И.Хакинга и др. значение рассматривается как условие нашего самовыражения и познания. Поэтому через посредство семантики язык определяет характер и производит изменения нашей ментальности.

В основе модификаций естественного языка лежат семантические различия (синтаксис остается неизменным). Поэтому важно рассмотреть особенности структурирования понятия в слове. Один и тот же знак в разных контекстуальных образованиях - научных, литературных или философских - может иметь различные по содержанию и объему понятия. Выбор структурирования - дискретного или непрерывного - зависит от потребностей отдельной системы знания. Её специфика определяет характер структурных изменений слова в процессе модификации естественного языка.

Принципиальными различиями искусственных моделей языка являются объективированность, строгая логичность языков науки и программирования, субъективность, экспрессивность литературного и поэтического языков и всеобщность, субъективность языка философии. Они выражаются и в предпочтениях способов структурирования, и в определенном характере функционирования семантических отношений. Дискретное структурирование, подразделяющееся на простое, включающее и исключающее непрерывную дифференциацию, обеспечивает не только определенность и в некоторых случаях однозначность, но и всеобщность, целостность смысла, что может характеризовать как языки науки, так и язык философии. Непрерывное структурирование, предполагающее неограниченность семантических и семиотических комбинаций, обеспечивает бесконечность возможных вариантов интерпретаций художественных текстов.

Различие в структурировании - не единственный признак: неоднородность модификаций естественного языка проявляется посредством семантических или, точнее, парадигматических отношений. Их специфика в том, что они устанавливаются между знаками, имеющими общее свойство, но различающимися по незначительному признаку. Они служат основой для специфического описания фрагмента мира. Семантически существенными являются отношения синонимии, омонимии, антонимии, гипонимии, меронимии, деравации. Они функционируют в любой модели языка, но их действие неодинаково: они приводят базовые термины или ключевые слова к идеалу полисемии или моносемии, ориентируя ментальность соответственно на плюралистическое или монотеистическое понимание мира.

В искусственных моделях языков науки и программирования семантические отношения обеспечивают точность значений терминов (синонимия); позволяют очертить сферу научного поиска (антонимия); устанавливают отношений таксономии (гипонимия); способствуют выявлению специфики функционирования исследуемого объекта в различных экспериментальных условиях (конверсивы); помогают определить отношение отдельного объекта к виду (меронимия). В литературном и поэтическом языках они обеспечивают передачу еле уловимых оттенков чувств или смысла (квазисинонимия); позволяют выявить противоречия художественных образов и порождаемых ими чувств (антонимия); помогают описать сложные образы и расширить их семантическое поле (гипонимия); путем противопоставления художественных образов расширяют наше представление о персонаже (конверсивы); передают палитру смысловых и экспрессивных красок художественного образа (меронимия); формируют иносказательный смысл метафор и метонимий. В языке философии семантические отношения способствуют точности смысла путем выявления ранее неизвестных его оттенков (квазисинонимия, синонимия); путем противопоставления двух противоположных терминов и определения их различия ведут к продуцированию нового смысла (антонимия); в ходе детализации и уточнения значения термина с общим значением достигается расширение его семантического поля и раскрывается в каждом применении новый смысловой ракурс (гипонимия); позволяют провести многосторонний анализ проблемы (конверсивы); расширяют возможности интерпретации (меронимия); образуют иносказательную форму передачи смысла (омонимия).

Современные тенденции развития ментальности были предопределены задолго до широкого распространения модификаций языка. Исследования В.А.Скоробогатова и Л.И.Коноваловой по проблеме онтогенеза и филогенеза ментальных способностей человека показали их зависимость от становления человеческого общества и языка. Усложнение языка авторы связывают с изменениями ментальности, все более переориентирующейся от восприятия к воображению. Воображение же эволюционировало от наглядно-чувственных форм к более абстрагированным формам сложных художественных образов поэзии и литературы. Авторы подчеркивают взаимозависимость ментальности от развития языка, но приводят в качестве его последующих модификаций только поэзию и литературу.

Расширенный взгляд на неоднородность воображения и его проявлений в разных сферах человеческой деятельности мы встречаем на страницах произведений французского психолога конца XIX - начала ХХ веков, Т.Рибо. Он провел типологию воображения и выделил научный, метафизический, пластический, механический и другие типы воображения. Им не рассматривалась связь воображения и языка, но характеристики каждого типа воображения, подтверждают справедливость структурного и парадигматического анализа. В работе "Опыт исследования творческого воображения" автор, описывая научное воображения, выделяет в качестве его черт - отвлеченность, логичность, объективированность и синтезированность; метафизическое воображение характеризуется ориентированностью на объяснение всеобщего и целого, рефлексивность и субъективность; в пластическом или художественном воображении подчеркиваются точность и ясность форм, приближенность образов к воспринимаемому опыту и способность вызывать яркие впечатления.

Развитие языка и ментальности являются взаимообусловленными процессами: порождение новых языковых форм - результат ментальной деятельности, который определит её дальнейшее развитие. В современных условиях прогресса научно-технического знания, приводящего к доминирующему влиянию научного, объективированного языка на развитие ментальности в ущерб субъективирующему действию литературы, поэзии и философии, эта проблема как никогда не может не волновать. Ведь обратной, негативной стороной объективации ментальности звучащей как протест объективированной экзистенции её порождающему процессу объективаций являются разного рода сленги (молодежные, школьные, криминальные), настойчиво вторгающиеся в повседневность и овладевающие научной сферой знания. В этом противостоянии рождается позитивная тенденция убегания в мир субъективности, экстериоризирующейся в литературе, поэзии и философии. В них мы находим ответы на потребности нашей души, которые оказываются невосполнимыми через посредство объективированных языков науки.

Литература:

  1. М.Хайдеггер "Бытие и время". - Харьков: "Фолио", 2003.

    Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

    Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

    Hosted by uCoz