Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Никоновой Л.И. Мельник А.Ф.


Никонова Л.И. д.и.н. профессор, зав. отделом археологии и этнографии. Мельник А.Ф. аспирант ГУНИИГН при Правительстве РМ, г. Саранск
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ДИАЛОГ КУЛЬТУР (НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДЩИАСПОРЫ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ).


Проблема адаптации выходцев из других культур к культуре принимающей страны по праву принадлежит к числу наиболее сложных, неоднозначных и активно разрабатываемых проблем в мировой науке. Крупные геополитические изменения, военно-политические столкновения, социально-экономические кризисы, этнические конфликты привели к значительному росту беженцев и вынужденных мигрантов во многих регионах мира. Затронули эти процессы и Россию. Ежегодно огромные по-токи людей устремляются из своих государств в поисках работы и лучшей жизни. Судя по прогнозам специалистов, в ближайшие годы миграционные потоки в Рос-сию если и уменьшатся, то незначительно. В связи с этим государственные и адми-нистративные структуры Российской Федерации стоят перед естественной необхо-димостью придать вынужденному миграционному потоку управляемый характер. Если учесть, что развал некогда единой страны прошел не только по политическим границам, но и по душам конкретных людей, разрушил их привычную картину мира и образ жизни, поколебал сложившуюся систему ценностей и жизненных ориенти-ров, то становится очевидным, что изучение проблем вынужденной миграции важно как с точки зрения геополитических интересов России, так и с точки зрения этно-культурных процессов адаптации отдельной личности и групп людей при соблюде-ния прав на свободу перемещения, жилье, этнокультурную идентичность. Встраива-ние себя в систему уже сложившихся отношений - это сложный и длительный про-цесс, требующий огромных внутренних затрат и перестройки всей личности.

В качестве региона исследования выбрана Республика Мордовия, основные места расселения азербайджанской диаспоры, распределившиеся следующим обра-зом: г. Саранск (Ленинский, Октябрьский, Пролетарский районы), г. Ковылкино, Ру-заевка, Ардатов, а также районы - Атюрьевский, Большеберезниковский, Дубен-ский, Ельниковский, Зубово-Полянский, Инсарский, Ичалковский, Краснослобод-ский, Лямбирский, Ромодановский, Старошайговский, Темниковский, Теньгушев-ский, Торбеевский, Чамзинский.

Межэтническая коммуникация определяется историческими, социальными, культурными, психологическими, ситуативными, политическими и другими взаимо-зависимыми факторами, что нашло отражение в публикациях исследователей раз-ных направлений (Г. Гусейнова, Ц.П. Каландадзе, Р.М. Мамедова, Э.А. Керимова, А. Каппелер), где осмысливаются вопросы исторического содружества русского и азербайджанского народов на протяжении длительного времени. Проблеме диалога культур посвящены статьи таких исследователей, как: Г.А. Праздников, Т. Бородин, Э.В. Соколов, М.О. Мнацаканян, А.П. Садохин, И.М. Кузнецов, Т.Г. Грушевицкая, Г.Т. Тавадов. Изучение проблем вынужденной миграции началось сравнительно не-давно. К глубокому анализу разных аспектов обозначенной проблемы подключи-лись многие научные коллективы: Лаборатория миграции населения Института на-роднохозяйственного прогнозирования (Ж.К. Зайнчковская, Г.С.Витковская), Центр по изучению проблем народонаселения экономического факультета Московского государственного университета под руководством В.С. Хорева, Центр демографии ИСПИ РАН, возглавляемый Л.Л. Рыбаковским, Институт стран СНГ под руково-дством К.Ф. Затулина, Институт этнологии и антропологии РАН под руководством В.А. Тишкова. За это время появились исторические, политические, демографиче-ские, этносоциологические и этнопсихологические исследования, раскрывающие социально-политическое положение народов в новых независимых государствах, причины и мотивы их массового переселения из этих государств, масштабы потен-циальной и реальной вынужденной миграции и ее последствий как для государств исхода, так и для принимающих территорий РФ.

В исследованиях исторического направления (А.А. Ахиезер, Р. Вильямс, В.И. Мукомель, В.А. Юрченков) вопросы миграции и мигрантов, возникающие при этом конфликты и взаимосвязи интерпретируются по-разному, что лишь подтверждает актуальность темы. В этнополитических исследованиях чаще всего ведется дискус-сия о миграционных процессах в РФ или в отдельно взятом регионе, о проблемах мигрантов, законах и т.п. (Л.А. Гордон, Ж.А. Зайончковская, Г.С. Витковская, Е.И. Филиппова, Ж.Д. Кониченко и В.А. Юрченков). Основное направление этнопсихо-логических исследований - психология личности в новых условиях проживания. К ним относятся работы Л.М. Дробижевой, И.С. Выроста, Н.М.Лебедевой, А.А. Сусо-колова, Г.У. Солдатовой, А.О. Бороноева, В.Н. Павленко, А.Г. Маслоу, В.В. Грицен-ко. Они отражают отдельные стороны процесса адаптации переселенцев и беженцев к новым условиям жизни в России. Однако большинство названных публикаций ка-сается русских вынужденных переселенцев в РФ, они не раскрывают этнокультур-ное взаимодействие закавказских добровольных мигрантов из бывших республик в новой среде проживания, а если и рассматривают, то фрагментарно. Миграция, ее история, формы и виды подробно излагаются в работах В.А.Ионцева, Л.Л. Рыбаков-ского, В.И. Переведенцева, В.Г. Костакова, Л.В. Кореля. Большая часть теоретиче-ских и эмпирических изысканий зарубежных ученых по проблемам миграции вы-полнена в рамках концепции "культурного шока", шока от встречи с новой и незна-комой культурой, ценностями, которые позволяют мигрантам лучше адаптировать-ся и быстрее преодолевать собственное отчуждение к иной культуре. В публикаци-ях ученых-этнологов нашли отражение проблемы этнокультурной адаптации ми-грантов, учитывающие различные параметры природной среды проживания народа: своеобразие климатической зоны, ландшафта, флоры, фауны (З.А. Кильчевская, Э. Маркарян, В.И. Козлов). Важными для нашего исследования стали работы, в кото-рых непосредственно раскрывается материальная и духовная культура азербай-джанцев. При описании жилища азербайджанцев использовалась работы В.П. Ко-бычева, Т.П.Шагуриной, В.В. Степанова, А.А. Измайловой, А.Я. Нуриева, М.Н. На-сирли. Об азербайджанской традиционной пище полезными для нас оказались све-дения Н.И. Григулевич, Р.И. Бабаева, И. Резникова. Большой научный интерес имеют исследования, касающиеся семьи, семейных отношений и обрядов, таких ученых, как: Г.И. Гадирзаде, С.М. Агамалиева, А.П. Павленко, Я.С. Смирнова, М.О. Косвен, А.Г. Трофимова, М.Д. Мамедов, М.А. Микаилов. В сборнике научных тру-дов "Долгожительство в Азербайджане" представлены статьи преимущественно соци-ально-этнографического, экологического и антропологического характера. Ученые, в том числе С.М. Агамалиева, В.А. Большаков, Е.А. Брюн, А.А. Воронов, В.И. Козлов и др., обратили внимание и на медико-биологические аспекты феномена долгожительст-ва в Азербайджане. Значительный интерес представляют работы Е.Н. Студенецкой, А.Б.Дзадзиева, Я.С. Смирновой, Ю.Д. Анчабадзе, В.Л. Огудина о менталитете и се-мейной культуре народов Кавказа, которые привлекались нами для разработки теоре-тической базы исследования и в качестве сравнительного материала. Проведенный историографический обзор свидетельствует о том, что несмотря на наличие серьез-ных работ по этнографии, истории и культуре азербайджанцев, до настоящего вре-мени их этнокультурная адаптация в новых условиях проживания (в том числе в Республике Мордовия) не была предметом специального исследования.

Проблема этнических контактов чрезвычайно актуальна для многонациональной России, на территории которой проживает более 150 этносов, этнических групп. Рас-ширение взаимодействия народов делает особенно актуальным вопрос об их нацио-нально-культурной самобытности. Этнокультурные исследования свидетельствуют, что характер и содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависят от способности их участников достигать согласия, которое во многом определяется этни-ческой культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией этносов. Благо-даря взаимодействию локальных и этнических культур возникает система общения, поддерживаются различные стили и типы поведения, ценностные ориентации, сохра-няется их этническая самобытность. К социально-психологическим феноменам в ме-жэтнических отношениях относится толерантность. Каждая культура может быть ис-толкована как стратегия человеческой адаптации, а каждый элемент уникальной соци-альной модели - как средство для получения из среды обитания максимальной энер-гии. Этот подход предполагает, что вся культура народа, не только материальная, не-посредственно связанная с обеспечением жизнедеятельности (с жизнеобеспечением), но и духовная, в определенной мере детерминируется, организуется, структурируется под влиянием стратегии его жизнедеятельности.

По масштабам и глубине проникновения межэтнические культурные контакты делятся на четыре типа: адаптацию, ассимиляцию, аккультурацию и интеграцию. К примеру, для азербайджанцев (672 человека, из них владеющих русским языком - 660), иммигрировавших в Республику Мордовия (время большого переселения середина 1980-х - середина 1990-х гг.), характерна в основном адаптация к новым природным, экономическим, социальным и этнокультурным условиям. Азербайджанцы в Мордо-вии - преимущественно добровольные мигранты. Подавляющее большинство из них имеет средне-специальное или высшее образование. Возможность реализовать себя в профессиональной сфере на новом месте получили немногие (среди опрошенных есть преподаватели вузов, юристы), остальные работают продавцами, строителями, зани-маются торговлей. Трудности жилищного обустройства в городах региона заставили значительную часть переселенцев направиться в сельскую местность, что способство-вало в определенной мере внедрению новой культуры ведения сельского и подсобного хозяйства, бизнеса, расширению этнокультурных контактов.

Адаптация во многих случаях осуществляется достаточно болезненно и не все-гда заканчивается успешно, так как при переезде мигранты сталкиваются с рядом трудностей, преодоление которых во многом зависит от адаптивных способностей. Факторы, влияющие на процесс адаптации, и подходы к их изучению условно мож-но объединить в две группы: экологические и социально-экономические. В исследо-ваниях первой группы подчеркивается возможность изучения деятельности этноса посредством анализа различных параметров природной среды обитания народа - своеобразия климатической зоны, ландшафта, флоры и фауны; второй - условий ре-гиона, позволяющих переселенцам благоустроиться на новом месте жительства. Климатические характеристики Азербайджана и Мордовии несколько похожи (за исключением сел, расположенных высоко в горах и на побережье моря). Азербай-джанское население занималось на родине традиционными видами хозяйства (жи-вотноводство, земледелие, садоводство), что облегчило им вести такую же хозяйст-венную деятельность в Мордовии с примерно одинаковым по интенсивности физи-ческим трудом. Климатические условия и экологическая обстановка в изучаемом регионе благоприятны для мигрантов из Закавказья. Выявление основных факторов и условий, способствующих или, напротив, препятствующих успешности этнокуль-турной адаптации вынужденных мигрантов, позволит выработать адекватную ми-грационную политику в стране и оказать действенную социально-психологическую помощь этой категории населения. На территории Мордовии азербайджанцы про-живают рядом с другими этносами, которые их воспринимают как народ, обладаю-щий богатой и оригинальной культурой. Вместе с тем полиэтническая среда прожи-вания оказывает влияние на национальную азербайджанскую культуру, что прояв-ляется в объективном процессе этнокультурной адаптации.


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz