Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Майдановой С.Ю.


Майданова С. Ю. Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, г. Нижний Тагил
СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ.


Интеллигенция, как общность людей, профессионально занимающихся интеллектуальным трудом, начала активно складываться в России с петровских времен, когда с появлением первых университетов и развитием школьного образования постепенно стал складываться слой отечественных ученых, педагогов, работников творческих профессий, избравших умственный характер труда. Слово "интеллигенция" появилось в русском языке в 60-е гг. XIX в. и было синонимично выражениям "мыслящий человек", "мыслящие люди". В отличие от многочисленных видов деятельности, которым всегда уделяли свое внимание прогрессивные деятели, вне зависимости от конкретного исторического времени, для интеллигенции умственный труд был средством обеспечения жизнедеятельности. И это позволяет выделять данную социальную группу из множества других.

Толковый словарь С. И. Ожегова определяет интеллигенцию как работников умственного труда, обладающих образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры [1; c. 254]. Характерной особенностью интеллигентных профессий во все времена являлось профессиональная подготовка, то есть первичное овладение необходимыми знаниями для осуществления определенной интеллектуальной деятельности. Это требовало специально организованного обучения - школ, дающих различный уровень образования, от начального до высшего. Путь интеллигенции был сложен для первых поколений, не имевшей средств к существованию и возможности заниматься малооплачиваемым и малоценным, по крайней мере, на первых порах, трудом. Но для дальнейших поколений социальных и психологических трудностей было уже сравнительно меньше, и они получали значительно более комфортные условия для профессионального становления и роста. Эта закономерность была характерна и для других сфер деятельности и подтверждалась широким распространением профессиональных династий.

Как правило, получение профессии и последующая полноценная профессиональная деятельность требовали опоры на высшее образование. Но для ряда профессий, например, актеров, писателей, поэтов кроме специально полученных знаний, необходим был и дар слова и профессиональные способности, что, как правило, являлось первичным для выбора вида деятельности.

Социально-экономической развитие России к середине XIX в. повлекло за собой важные изменения во всех сферах жизнедеятельности людей. Формирование профессиональных групп интеллигенции в середине XIX - начале ХХ вв. определялось повышенным спросом на интеллектуальный труд, что вызвало появление новых высших учебных заведений. Общественное движение, начавшееся с 60-х гг. XIX в. и, по-сути, не утихающее на протяжении всего рассматриваемого исторического периода, было порождено и поддерживалось интеллигенцией, несмотря на все правительственные меры, пытавшиеся обуздать демократические тенденции. Как более образованная и, вследствие этого, более прогрессивная часть населения, интеллигенция, проявляя заботу об образовании, медицинском обслуживании и социальной защите необеспеченных слоев общества, составлявших большинство в дореволюционной России, способствовала приращению своих рядов через развитие существующих школ, обновление их организации, создание новых прогрессивных учреждений - различного уровня и специализации образования, открытие культурных и научных центров.

Заинтересованное в квалифицированном управлении правительство содействовало привлечению образованного персонала в чиновничий аппарат. Несмотря на атмосферу бюрократизма, поглощающую и развращающую российское чиновничество, и в этой среде оставались люди творческого труда, сохранявшие интеллектуальный характер своей деятельности. Но таковых примеров было немного.

Представители интеллигенции работали на производстве, служили в государственных, земских и городских учреждениях, занимали административные должности, занимались свободным творчеством, развивали новые отрасли индустрии. Значительной части технической интеллигенции выпадала на долю деятельность, лишенная творческих перспектив, подчиненная задачам капиталистического производства, что не могло не отражаться на настроениях учащейся молодежи, получающей эти специальности. Их знания и способности в лучшем случае могли служить личной карьере. Нельзя отрицать и того, что в среде интеллигенции чувствовалось тоже социальное расслоение, которое было характерно для общества в целом: правительственные, земские и общественные "потоки" неприязненно относились друг к другу, что было обусловлено, прежде всего, различной проповедываемой идеологией, выражавшейся в специфике ценностей, целей и средств деятельности.

Тем не менее, среди представителей интеллигенции в России не переводились смелые, талантливые, бескорыстные люди, преданные своему делу, вынашивающие прогрессивные проекты и открытия. В дореволюционной России организация земской медицины была огромной заслугой русских врачей, которые, не имея никаких готовых образцов, создали оригинальную по своей постановке "систему общественного обслуживания населения медицинской помощью:выработали новые пути для осуществления медико-санитарных задач" [2; c. 52]. В этой среде осуждалась тенденция подорвать земскую медицину, введя в нее основания частной платной практики.

Общественные настроения учительской среды не были однородными. Множество учителей средней школы становилось инертными, подчиняясь правительственным распоряжениям. Но педагогическая общественность постоянно создавала организации, стремившиеся вырваться из жестких рамок казенного просвещения. Особенность русского прогрессивного учительства, отличавшая его от других представителей интеллигентных профессий, заключалась в том, что оно воспринимало свою деятельность как долг, как служение народу. Как и представители других слоев интеллигенции, педагоги постоянно организовывали союзы и общества, занимавшиеся поддержкой перспективных начинаний и молодого учительства, распространявшие педагогическую литературу, содействовавшие открытию новых, бессословных и демократических учебных заведений, курсов, разрабатывавшие педагогические реформы и пути обновления практики обучения и воспитания. Учителя-энтузиасты пытались совершенствовать методы обучения, развивать учащихся, под свою ответственность отступали от инструкций и организовывали образование более прогрессивными методами, чем в казенных школах [3; c. 142-143], Первостепенное значение придавалось развитию личности воспитанников: "Интересы личности должны стоять для педагога на первом месте. Всякий раз, как только деятельность педагога направляется интересами других лиц или групп, а не интересами воспитуемого объекта, он перестает быть педагогом:Он остается педагогом только до тех пор, пока содействует развитию личности учащихся" [4; c. 18].

Многих русских ученых и практиков занимала идея создания независимой, "вольной" высшей школы. В это понятие вкладывалось различное содержание, прежде всего, свобода от установленных правительством программ и добровольность обучения, не стимулируемого погоней за "правами" и "дипломами". В этот исторических период ценностью становилось именно образование само по себе, как возможность профессионального выполнения своего дела, а не статус, обеспечивающийся оконченной школой и подтверждаемый свидетельствами и грамотами. Среди подобных новых школ были высшие медицинские, педагогические, коммерческие учебные заведения, преобразованные из высших курсов, частные средние и начальные школы, различные курсы. Руководили и преподавали в этих учебных заведений выдающиеся ученые, педагоги и деятели отечественной науки и культуры, внедрявшие прогрессивные начала образования и организации. Вместе с тем, существовала возможность для всех категорий населения реально получить желаемый уровень подготовки от средней общеобразовательной школы до основательных научных знаний. При университетах можно было слушать и отдельные лекции. Плата за обучение была очень невелика. Часто организовывались специальные курсы и лекции по отдельным темам и современным проблемам [5]. Те же тенденции были характерны и для художественной и творческой интеллигенции - художников, актеров, артистов, литераторов и т.д.

В годы общественного подъема и ослабления правительственного давления в государственных учебных заведениях допускались к управлению прогрессивные деятели науки и культуры, что способствовало реформированию и введению прогрессивных начал в дело воспитания молодежи. Так, в Академии художеств студенты получили право свободного выбора тематики работ и мастерской педагога, в число учащихся допускались женщины, научный курс ограничился несколькими необходимыми дисциплинами и все внимание было сконцентрировано на становлении мастерства художника. При всем консерватизме государственных учебных заведений, строго подконтрольных какому-либо министерству, в условиях непрекращающихся репрессий и давления чиновников управления образованием талантливые педагоги создавали в них атмосферу научного и творческого труда, серьезного отношения к профессиональной подготовке, товарищеского культурного общения, что притягивало учащихся, способствовало их общеобразовательному развитию и профессиональному становлению.

Однако в связи с тем, что распространение образования не стимулировалось никакими привилегиями и преимуществами, очень небольшое число студентов заканчивали полный курс обучения. Сказывались и социальные условия жизни большинства неимущего населения, которое не имело возможности уделять образованию достаточно длительное время.

Так, прогрессивная интеллигенция, получившая импульс общественного движения в 60-е гг. XIX в., содействуя становлению и развитию различных по своей направленности и уровню подготовки учебных заведений, способствовала своему приращению и внесла значительный вклад в социально-экономическое развитие России.

Литература:

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Рос. АН. Ин-т рус.яз.; Рос. фонд культуры. - М.: Азъ Ltd, 1992. - 960 с.
  2. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. - М.: Мысль, 1981. - 285 с.
  3. Слудковская И. А. Народное образование в Пермском крае в конце XIX - начале ХХ вв. - Пермь: ПОИПКРО, 1998. - 172 с.
  4. Пятидесятилетний юбилей Екатеринбургской гимназии 1861-1911 г. - Екатеринбург, 1913.
  5. Боченков В. Меценатство в образовании. http://www.ug.ru/99.37/t8.htm. http://www/moskva.ru/history/mosslob/mosslob7_3.html. Московский государственный открытый университет. Филиал в г. Прокопьевске. http://www.prokopevsk.ru/edu/mgou/. Народный университет Шанявского: Традиция благотворительности на ниве просвещения // Истина и жизнь. 20006. № 6. C. 1. http://www.istina.religare.ru/article292.html

Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz