Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Литвин-Киндратюк С.Д.


Литвин-Киндратюк С.Д. канд. психол. наук, доцент кафедры педагогической и возрастной психологии Прикарпатского национального университета имени Василя Стефаника Украина, г. Ивано-Франковск
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ВЕНСКОЙ СЕЦЕССИИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА: ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ.


Современные исследования в области истории психоанализа свидетельствуют о том, что для осмысления сущности психоанализа не только как психологической теории и метода, но и как явления культуры, необходимо более полно описать и проанализировать исторический и социокультурный контекст возникновения этого учения, поскольку "логично обсуждать и его, и общество такими, какими они были в момент его появления на исторической сцене" (С.Г. Аграчев, 1996, с. 21). И хотя в историко-психологических исследованиях возникновение психоанализа рассматривается прежде всего в контексте распространения ряда философских взглядов и естетественнонаучных идей (М.Г. Ярошевский), а также в качестве новой практической философии (С. Г. Аграчев, 1996), попытаемся осмыслить ситуацию возникновения психоанализа с учетом специфики повседневной жизни и социокультурного опыта представлений жителей столичного города Вены, одного из наиболее урбанизированных центров Западной Европы на рубеже Х_Х и ХХ столетий, то есть с опорой на теорию и методологию исследования в областях исторической психологии (В.А. Кольцова, 2004) и психологии повседневности (Т. М. Титаренко, 2004).

Целью данного исследования состоит в изучении взаимосвязи, с одной стороны, положений теории психоанализа, которые были разработаны З. Фрейдом на первом этапе развития этого учения (до 1896 гг.), а также частично в рамках второго этапа его становления (1897 - 1923 гг.) (Бренман-Гибсон М., 2006, с. 668) и, с другой стороны, характера культурно-художественной среды города Вены на рубеже эпох. В частности психолого-исторической реконструкции культурно-художественной атмосферы горда Вены позволит проследить влияние повседневного поведения и социальных представлений городских жителей в условиях эстетизации городской среды средствами искусства эпохи модерна на формулировку З Фрейдом ряда теоретических положений, которые стали в его творчестве своеобразным зачином концептуализации клинического опыта лечения больных с истерическим неврозом, преимущественно конверсионного типа. Более полное описание повседневных представлений того времени, прежде всего на границе с эстетическим опытом, который будет представлен у процессе такой реконструкции, позволит рассмотреть основные этапы становления истории психоанализа в контексте категорий как логического, так и исторического, учитывая специфику повседневности эпохи модерна, уникальной конфигурации опыта венцев, своеобразной структуры их жизненной компетентности, в которой важное место принадлежало эстетическим составляющим.

Поскольку Вена - это город, в котором Зигмунд Фрейд жил и работал в течении почти всей своей жизни (с 1860 по 1938 год), постольку важно отметить, что именно в этот период столица Габсбургов стала одним из наиболее привлекательных научных и культурных центров Европы. Это касалось не только насыщенной музыкальной, литературной, театральной, художественной жизни города, но становления изысканной культуры повседневного быта, моды, кулинарии и гастрономического вкуса (венская кухня). Своеобразный эстетический хронотоп города в это время пребывал в состоянии подъема, в его рамках к разнообразному художественному общению по поводу творений искусства были привлечены творцы, разнообразные слои городской публики и именитые критики. Местом их встречи чаще всего были не только аристократические виллы, но и известные салоны, инициатором организации которых стали представительницы буржуазии. Так, в конце Х_Х столетия наибольшей популярностью пользовался салон Берты Цуккеркандль, уроженки австро-венгерской провинции Галичина, жены известного венского врача Эмиля Цуккеркандля, что на улице Винер Нуссвальд-гассе (А. Штальцер А, 2000). Здесь регулярно встречались Герман Бар, Густав Климт, Рихард фон Краффт-Эбинг и другие деятели культуры и искусства. В 1897 году в салоне Берты Цуккеркандль родилась идея об учреждении нового направления в искусстве, который был обозначен как венский "сецессионстиль". Произведения этого направления, а также своеобразное мировосприятие его представителей, вызвали значительный интерес у современников. Они осуществляли ощутимое влияние на развитие эстетических вкусов и социокультурной компетентности не только жителей Вены, но и, поклонников сецессионстиля за ее пределами.

Художественным произведения, выполненным в духе венской сецессии, была свойственна мозаичная разноцветность, тяга к претензионному символизму с визуализацией образов давно забытых мифологий (например египетской), эротизм, господство волнообразных линий, что, хотя и приводило к искривлению форм предметов, одновременно обеспечивало четкость восприятия ритма композиций. Согласно философским интуициям сецесиии вибрирующие, незамкнутые сецессионные формы и линии были символами бесконечности и неуловимости бытия, вечного жизненного цикла сил природы, которые связывают человека со Вселенной, поэтому интуитивное погружение на этой основе в глубины собственного "я" должны были привести к настоящей целостности познания (Бирюлев Ю., 2005, 15). Художники стремились проектировать все, начиная от конструкции домов и заканчивая самыми мелкими деталями интерьера и одежды. Городское пространство, в частности архитектурная колористика конструировались не только как составляющая социальной реальности, но как решающая сторона жизненного мира личности.

З.Фрейд, который долгое время был увлечен коллекционированием антиквариата и не был безразличен к вопросам эстетизации среды собственного жилища, только иногда говорил о своем отношении к венской светской или научной жизни, к художественной ситуации в городе. Как свидетельствуют его письма (например письмо В. Флису от 22 сентября 1898 года), он чаще недооценивал влияние атмосферы венской жизни (в то время разнообразной научной, яркой художественной, театральной, литературной, повседневной) на его мировосприятие.

В структуре социокультурной компетентности горожанок с учетом эстетических трансформаций их жизненного мира, значительное место начинают занимать социальные и эстетические представления, в частности откровенно эротизированые образы, которыми оказалось наполненной "распущенно чувствительная" (П. Жане) среда сецессионных пространств театров, бульваров, жилищ, предметов быта и которые в новой форме возвращали их восприятие к фаллической экзальтации частично забытой Средневековой культуры. С другой стороны девушки из буржуазных семей обучались преимущественно у частных учебных заведениях, содержание обучения в которых было недостаточно ориентировано на формирование научной картины мира и развитие абстрактного мышления воспитанниц. Они выявляли хорошую осведомленность относительно основ христианской морали и имели достаточно сформированную религиозную картину мира. Указанный тип воспитания дополнялся тщательным контролем за сексуальным поведением и возбуждением в сознании постоянной тревоги по поводу возможных отклонений и несовместимости инстинктов с моральными нормами и социальными требованиями (М. Фуко, 1997). Таким образом, картина мира венцев, прежде всего молодых горожанок, в силу особенностей процесса их социализации, прежде всего вторичной, противоречила визуальным образам эстетизированного окружения, в которое они круглосуточно были помещены, с мифологическими образами которого они непроизвольно вступали в художественное общение и под влиянием которого могли также оказаться взрослые из ближайшего семейного окружения девушек. Указанное противоречие заостряла система модных норм и предписаний этикета (речевого, застольного, танцевального), в рамках которой конструирвался своеобразный идеал женщины-цветка, склонной к самопрезентации, утонченной, эмоциональной и чувствительной, которую мы легко узнаем на картинах Г. Климта. Но эта изысканно эротизировання женщина, способная презентовать себя мужчине в роскошном "фантике" дорогих нарядов, часто страдала от асексуальности реальной супружеской жизни, поскольку насыщенность ее сексуальной активности в условиях новой, урбанизованной семьи и ослабления общей жизнеспособности горожан падала (П. Шоню, 2005. С.189) Рассмотренный тип социокультурной компетентности и преобладал, вероятно, у большинства женщин-горожанок со "старомодными взглядами", которые стали в указанный период пациентками З. Фрейд. На этом этапе творчества З.Фрейд приходит к выводу о том, что существуют три основные детерминанты истерии: психологическая травма, конфликт аффектов и изменения в сфере сексуальности ( М. Бренман-Гибсон, 2006, с. 668).

Чрезмерная стимуляция эротических впечатлений у условиях эстетизированной среды, на фоне аскетичности морали и чрезмерной детализации ее норм, сокращение периода деторождения у городских жительниц - все это следует отнести к ряду противоречий, которые приводили к своеобразному эротическому "стрессу", явлениям дезадаптации, несогласованности системы саморегуляции личности с активированной эмоционально-потребностной сферой, в частности более напряженными сексуальными влечениями и разнообразными, порой неосуществимыми, страстными желаниями на этой почве. С началом Первой мировой войны такая конфигурация социокультурного опыта становится менее распространенной. Эстетизированное, мифологически-аффективное мировосприятие, порожденное городской культурой дополняется агрессивной компетентностью участников военных действий, что позволило З.Фрейду более полно описать структуру психики и сформулировать на этой основе ряд положений теории психоанализа.

  1. Аграчев С.Г. К вопросу о месте и роли психоанализа в современной культуре // Московский психотерапевтический журнал - 1996. - № 2. - С. 14-25.
  2. Бiрюльов Ю. О. Мистецтво Львiвської сецесiї. - Львiв: "Центр Європи", 2005. - 184 с
  3. Бренман-Гибсон М. Психоанализ // Психологическая энциклопедия/Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006. - С. 668-670.
  4. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии . - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. - 418 с.
  5. Титаренко Т.М. Життєвий св_т особистост_:у межах _ за межами буденност_.- К.:Либ_дь,2003.-376.
  6. Фрейд З. Толкование сновидений: Монография. - Киев, "Здоровье", 1991. -383 с.
  7. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - Санкт-Петербург, 1997. - 576 с.
  8. Шоню П. Цивилизации классической Европы. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 608 с.
  9. Штальцер А. Еврейская Вена - Пихлер Ферлаг, Вена, - 2000 //www. migdal.ru
  10. Ярошевский М.Г. История психологии - Издательство "Мысль", М.: 1976. - 462 с.

Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz