Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Ливенцевой Т.В.


Ливенцева Т.В. Студентка V курса, социально-теологического факультета Белгородского Государственного Университета
ФЕНОМЕН "СИМФОНИИ" ВЛАСТЕЙ В ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА.


В процессе нового государственного строительства России и в ходе поисков новой идентичности для церковного и гражданского общества все актуальнее выглядит вопрос о государственном и церковном устройстве. Этот вопрос получил свое освещение и в принятых " Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", где впервые была сделана попытка сформулировать общие принципы церковно-государственных отношений в постсоветской России. Данная проблема представляет несомненный научный интерес, тем более, когда происходит процесс переоценки многих ценностей и поиски духовной опоры, фундамента, на котором можно было возвести новое здание российской государственности.

В настоящее время российское общество находится в состоянии поиска духовой идеи, именно такой идеи, составная часть которой могла бы сплотить, сохранить нашу Россию свободной и независимой, мы обращаемся к Православию, к истории, к подвигам наших предков, которые могли созидать такое сильное государство, как Киевская или Московская Русь. А поскольку Церковь в истории Русского государства занимала и занимает важное место, то неизбежно возникает вопрос: "А как развивались взаимоотношения Церкви и государства в предыдущие эпохи?"

Изучаемая проблема имела и имеет давнюю традицию в отечественной историографии. Ее начало можно отнести к самой заре существования Русского государства, когда первые русские летописцы задумывались о месте и роли государства и Церкви в жизни общества и их взаимодействии.

Изучая ранние этапы истории церковно-государственных отношений на Руси с одной стороны и процесс формирования византийской концепции "симфонии" духовной и светской властей в современных условиях развития государственности с другой, неизбежно возникает ряд вопросов подчас ответы дать на которые можно лишь суммируя факторы зарождения данной концепции в ее ранний период и применение на практике, но уже в новых условиях формирования Древнерусского государства. Таким образом, возникает ряд вопросов:

О самой сущности понятия "симфонии" властей в ее византийском контексте как особенной модели церковно-государственного регулирования? Проблеме характера рецепции основ византийской религиозно-политической доктрины на Руси; а также о степени восприятия византийской модели симфонии на Руси и ее применимости в современных условиях? Начиная со святого князя Владимира до царя Алексея Михайловича, в течение почти 7-ми веков, молодое Русское государство хранило унаследованный ею монархический принцип государственного правления, а также ту форму взаимоотношений между Церковью и государством, которая проявилась и конкретизировалась в очень тесных связях великих князей, позднее - царей, с митрополитами, а затем - с патриархами. Византийская теория симфонии, ее основные положения стали известны в Киеве одновременно с первоисточниками русского церковного права - Правилами Святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов, записанных в Номоканоне патриарха Фотия. Знаменитая VI новелла императора Юстиниана, в которой была изложена суть этой теории, первоначально попала в Россию, по-видимому, через Болгарию. Переданная митрополиту Кириллу в середине XIII века, она была вставлена в начало IV главы Кормчей Книги. Великие русские князья получили в ней принцип сыновнего послушания Святой Церкви. Древние летописи оговаривают, что рядом с митрополитом должен находиться великий князь. Когда Русская Церковь обрела автокефалию, а цари заместили великих князей, симфония власти уже прочно укоренилась как нечто исконно русское. Эта диархия, эта симфония двух согласованных властей, священства (sacerdotium) и империи (imperium), каждая полновластная в своей области, была ясно провозглашена.

Проблема характера взаимоотношения Церкви и государства и сейчас в современных условиях векторов развития властей не теряет и не может утерять своей актуальности. Естественно, что эта проблема давно обратила на себя внимание отечественных ученых. Однако, несмотря на все их усилия, далеко не все страницы взаимоотношения Церкви и государства изучены в достаточной степени.

Религиозная ситуация в современном секуляризированном обществе определяется отношениями между светскими и религиозными началами общественной жизни. Между светской и религиозной сторонами в России ныне достаточно много проблем и противоречий, как доставшихся в наследство от эпохи агрессивного секуляризма и атеизма как государственной доктрины, так и обусловленных текущими проблемами общества. На данном этапе общественного развития, характеризующегося религиозным возрождением, религия в лице конфессиональных объединений, их лидеров и отдельных верующих зачастую выступает как активная сторона взаимодействия. Светская же сторона, в лице общества и государства - напротив, относительно пассивна. Однако в силу особенностей современного общества, последнее слово, решающий "ответ" на "вызов" религии остается именно за светской культурой, за властью и обществом. Именно от них во многом зависит то место и роль, которую религия займет в обществе будущего.

Сегодня многое говорит о том, что ход дальнейшего развития религиозной ситуации в России еще не предопределен. Общество в целом пока не сделало свой выбор в пользу той или иной стратегии взаимодействия с религией. Позиции крупнейших традиционных религий в этой связи более определенны - и "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", и социальная программа российского Ислама, и аналогичные инициативы со стороны протестантских и иудаистских объединений ориентированы на стратегию, которую можно назвать активизацией диалога с перспективой культурного синтеза. Такой синтез предполагает доминирующую роль религиозных идеалов, условно говоря, формирование культуры, "светской по форме и религиозной по содержанию". Каковы проблемы и перспективы реализации этого курса в условиях современной России?

В настоящее время и сами религии, в том числе православная, и светское общество объективно поставлены в ситуацию налаживания более тесного, активного и многоаспектного взаимодействия, чем это было несколько десятилетий и даже несколько лет назад. Кризис духовности в постсоветской России (да и на всем пространстве бывшего СССР) не только не изжит, но и продолжает развиваться, нанося огромный вред обществу и препятствуя выходу общества из того критического состояния, в котором оно оказалось в результате событий последних лет. Организация их взаимодействия требует тщательно разработанной концептуальной, теоретической платформы. Такая платформа должна соответствовать уровню новейших научно-методологических принципов, должна вобрать в себя все лучшее, что было наработано предшественниками, и исходить из реалий нынешних практических проблем религиозной ситуации и государственно-конфессиональных отношений.

Библиография

  1. Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. София, 1939г.
  2. Розанов В. В. Русская Церковь. Дух. - Судьба. - Очарование и ничтожество. - Главный вопрос // Розанов В. В. Религия и культура. М., 1989. Т. 1. С. 329.
  3. Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931. Ч. I. С. 143.
  4. С. Рансимен. Восточная схизма. Византийская теократия. Москва, 1998, с. 178
  5. С. Рансимен. Восточная схизма. Византийская теократия. Москва, 1998, с. 186
  6. Г.П. Федотов. Святые Древней Руси. Москва, 1990, с. 91.
  7. Прот. И. Мейендорф. Живое предание. Санкт-Петербург, 1997, с.264
  8. В.Л. Махнач. Внутренняя и внешняя бюрократия. // НГ-религии, № 1 за 1998 г.
  9. Б.А. Успенский. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). // в кн. Избранные труды. Том I, Москва, 1996, сс. 184-204.
  10. В. Волков. Русская монархия. // Regnum Aeternum, с. 17-18.
  11. Б.А. Успенский. Царь и Патриарх. Москва, 1998, с. 153-155.
  12. Г.Л. Курбатов. Политическая теория в ранней Византии. Идеология императорской власти и аристократическая оппозиция. // Сб. Культура Византии, т. I, Москва, 1984, сс. 98-118.
  13. Г.Г. Литаврин. Предисловие к кн. Константин Багрянородный. Об управлении империей. Москва, 1991, с. 20.
  14. В. Шохин. Преемство или "вечное возвращение"? Об одном из архетипов отечественной религиозной мысли. // Континент, 1997, № 92, с. 250-269.
  15. М. Д. Приселков. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХII веков, СПб., 1913г.
  16. Поcнов М. Э.История христианской церкви (до разделения церквей - 1054 г.). Брюссель, 1964. С. 325-330.
  17. Соловьев С. М.История России с древнейших времен. М., 1960. Кн. II С. 260, 268-272.
  18. Ключевский В. О.История сословий в России. 3-е изд. Пг., 1918. С. 64.
  19. Никольский Н. М.История русской церкви. 3-е изд. М., 1983. С. 33.0. А.С. Крюков. Из истории слова dominus. // Вестник древней истории, Москва, 1998, № 1 (224), сс. 272-280.
  20. Аверинцев С.С. Византия и Русь: Два типа духовности // Новый мир. № 7, 9.
  21. Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология, репринтное издание Титул, СПб, 1993, с. 142.
  22. Каждан А.П. Византийская культура.М.,1968,с.147
  23. В.М. Живов, Б.А. Успенский. Царь и Бог (семиотические аспекты сакрализации монарха в России). // Б.А. Успенский. Избранные труды. Том I, Москва, 1996, сс. 205-337.
  24. В. Шохин. Преемство или "вечное возвращение"? Об одном из архетипов отечественной религиозной мысли. // Континент, 1997, № 92, сс. 250-269.
  25. Литаврин Г Г. Византийское общество и государство в X-XI вв.: проблемы истории одного столетия: 976-1080гг. М., 1977. Наука.,с.311
  26. Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских плртретов. М., 1998. ЯНУС-К.,с 655
  27. Гуревич А.Я, Категории средневековой культуры. М,1972.Искусство.,с.318.
  28. Византия и Русь. /Ответ. Ред.Вагнер Г.К. М.,1989- Наука.,с.336.
  29. Византия и славяне. Литаврин Г.Г/ Издат. Алетейя., С-П 1999(сборник статей)-с.605

Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz