Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Кандриной И.А.


Кандрина И.А. кандидат исторических наук, Российская правовая академия Министерства Юстиции Российской Федерации Средне-Волжский филиал (г. Саранск)
КУЛЬТУРА ПЕРЕМЕН В РОССИИ: ИЗ ОПЫТА ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ (ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ).


Современная Россия переживает сложный этап своего развития, связанный с переосмыслением фактически каждого из этапов ее истории. Особенно это касается периодов, которые не столь отдалены от сегодняшнего дня. Именно в них исследователи пытаются обнаружить причины, корни многих сегодняшних проблем, выявить ошибочные положения, осмыслить достоинства и попытаться реанимировать их, если это возможно. В этих условиях наметился интерес к общественно-политической и социально-экономической жизни страны и ее регионов в настоящее время. Государство относительно возложило на себя заботу о здоровье народа о благосостоянии людей, об улучшении условий жизни, труда и отдыха, в совершенствовании системы здравоохранения, Однако на фоне относительного благополучия медицинской науки и практики все показатели здоровья общества, находящиеся на уровне слаборазвитых стран, продолжают интенсивно ухудшаться. Естественно возникает вопрос: "Почему в охране здоровья человека роль и значение медицинских мер малоэффективны?"

По иронии истории, отечественная медицинская наука и практика, хоть и прошли славный путь развития, занимаются в основном наукой о болезнях, о лечении больных, исправлением последствий патологии: лечат болезнь, но не больного, т. е. не ведется профилактическая работа связанная с образом жизни. Так, где же выход? Сидеть и ждать когда экономика страны встанет на ноги, когда очистится окружающая среда и т.д.? Из богатейшего опыта медицинской науки ряда цивилизованных стран (США, Канада, Финляндия, Норвегия и т.д.), начиная с 60-х годов, исходят убедительные примеры новых подходов к оздоровлению населения, основанных на двух государственных приоритетах: первый - профилактика основных заболеваний, куда относятся, прежде всего, раковые, сердечно-сосудистые, нервно-психические, отравления, травмы; второй - положительно измененный образ жизни людей. Это понятно: во многом здоровье людей, начиная с детского возраста, зависит от образа жизни, уровня общей культуры, характера питания, бытовых привычек, поведенческих причин, физической активности. Однако, на наш взгляд, при этом не в полной мере учитывается и этнический фактор в организации здравоохранения, а также исторически сложившаяся традиционная медицинская культура, под которой мы подразумеваем не только традиционно выработанные способы лечения уже возникших заболеваний у человека, но и всю систему профилактических, превентативных, традиционно сложившихся направленных на предотвращение болезней. С этой точки зрения можно рассматривать не только в какой мере все особенности традиционной культуры в состоянии обеспечить здоровье этноса, но и в какой мере она способствует адаптации ее к окружающей среде. В связи с этим, следует обратить внимание на исторически сложившихся среди этноса и передаваемые из поколения в поколение народные знания, традиционный опыт сохранения здоровья, т.е. исследовать связи основных элементов материальной культуры и здоровья этноса. Следует также рассматривать вопросы о поселениях и общественной гигиене, о жилище, личной и семейной гигиене, об одежде и питании, традиции труда и отдыха, связи условий труда и отдыха, роль отдыха в профилактике здоровья. Безусловно, в системе медико-психологической реабилитации важную роль играют народные традиции, отражавшиеся в обрядах, праздниках, обычаях. Особое внимание требует к себе и народная медицина.

Веками копили финно-угры (коми, марийцы, удмурты, мордва) свои методы лечения. С древних времен знали и использовали целебные растения. Леса, где проживали финно-угорские народы богата разнотравием. Более двухсот лекарственных трав использовал народ для своего лечения. Но не рвал без счета травы, берег природу. Сложились столетние традиции как правильно собирать растения. К примеру, мордва рвала траву вставая против солнца, чтобы тень не заслоняла целебный цветочек. А еще уходила подальше от села, чтобы не слышать крика петухов. Издревле самыми сильными считались травы собранные в вечер Дня Аграфены-купальницы и утром на Ивану Купалу. Обычай сохранился и по сей день. Не пивши и не евши отправляются старушки-врачевательницы в поля, луга и леса. Ищут там сорок трав - подорожник, ромашку, тысячелистник, боярышник - всех не перечислишь. С приговорами, да словами благодарности срывают бабки траву целебную. А потом готовят отвары, настойки и настои, экстракты, мази, масла, порошки, чаи, сборы, соки. У каждой свои секреты лечения.

Баня у финно-угров, так же как и других народов - непременный атрибут крестьяноского быта. Она признавалась одним из самых радикальных средств при лечении различных заболеваний. В прошлом здесь принимались и роды. До настоящего времени знахари правят в ней мышцы, опущения внутренних органов. Во время простудных заболеваний долго парятся вениками, которые запасают летом после христианского праздника Троицы. В большинстве случаев веники готовят из березы. Для этого едут в лес, подальше от села и дорог, выбирают не молодую березку, срывают нижние ветки, чтобы листочки были темными. Сушат их уже готовыми вениками в сарае, на сушилах, или же в бане. Для этого связывают попарно и перекидывают через жердочку. Каждая семья готовит их по 35-40 штук. Бани по своей конструкции представляют собой небольшое помещение, где есть небольшое оконце, скамейки вдоль стен, чтобы разместить мыло, шампунь, мочалку и пр. Рубят их из сосны, липы. Баню имеет почти каждая семья. Топят их зимой раз в неделю или раз в две недели, а летом почти каждый день. Воду хранят в кадушках, баках, флягах (холодную), а нагревают в бачках, которые как правило находятся сбоку у печки и впереди полка, где парятся.

В лечебной практике народных врачевателей Поволжья и Приуралья магические способы практиковались достаточно широко и в основном это были заговоры. Им приписывалась магическая сила способная вызвать желаемое состояние.

Происхождение заговоров относится к глубокой древности. Народ верит в безграничное могущество заговорного слова, которое, по их мнению, может вызывать или задерживать гром и молнии, бури и дожди, послать урожай и бесплодие, умножать и отбирать богатство, здоровье, красоту, любовь, даровать человеку счастье и горе, радость и слезы, давать оружию меткость и делать неуязвимым воина, заживлять раны и открывать язвы, останавливать кровь и вызывать кровотечения. Слово может творить чудеса, если оно подчинено сильной воле и безграничной вере в него.

В представлении многих народов, у каждой силы природы есть покровители и держатели, свои божества. Для них они устраивали жертвоприношения, моления и праздники. При этом совершались определенные обряды, которые подкреплялись заклинаниями с просьбами помочь в исцелении. Заклинания, всевозможные пожелания у исследуемых народов тематически подразделяются на три группы: хозяйственные, лечебные и социально-бытовые. Ими владеют старики, знахари, шептуньи, знахарь, знахарка, колдун.

Многие народы верили в очистительную способность огня. Огонь, по мнению знахарей, суеверных людей, отпугивает злой дух. Так, при чтении заговора некоторые мордовки знахарки применяют головешки, уголь и др. А. И. Адаева от рожи легонько обтыкивает болезненное место палочками от сгоревшего во время грозы столба. А. С. Жингурова при заговоре воды опускает в нее древесные угли. У коми широко был распространен обряд очищения больного от порчи с помощью окуривания. Для этого использовали дым от костра, зажженного "живым огнем" (дзурк би), полученным путем трения двух кусков дерева. Чаще использовали дым от подожженных можжевеловых веток, древесного мха-бородача, собранного в лесу с 12 елей, паутины из подполья. Стремились достать стружки с порога или ступеней лестницы, ведущей в подполье дома колдуна, волосы или кусочек одежды человека, подозреваемого в колдовстве. Собранное поджигали ранним утром от первого огня в печи, окуривали больного, приговаривая: "Урок и сглаз прогоним". Затем остатки магических средств кидали в печь. Объясняли это тем, что дым и неприятный запах должны заставить болезнь покинуть тело больного. Нередко больного заставляли дышать дымом. При лечении грыжи знахарка у коми обводила опухоль угольком или же закопченным камнем из бани, закрывала платком и как бы закусывала ее. Шепотом произносила заговор: "Как заря угасает, как солнце угасает (исчезает), ты так же угасни (исчезни)".

Большой очистительной силой наделялась вода, употребляемая как в простом, так и освященном виде. В первом случае знахари читают над водой, которую приносит сама больная. Считалось, что воду для "наговаривания" надо приносить родниковую или ключевую Использование воды родников и ключей в качестве целебных источников - это один из очень важных и рациональных методов финно-угорской и тюркской народной медицины. Не зря употребление такой воды сопровождалось целым рядом особых приемов. Например, взявший воду должен был донести ее домой, ни разу не оглянувшись. У мордвы для лечения следовало взять только верхнюю часть воды, которая была якобы целебной. К этим источникам приносили дары, а на дно бросали деньги, сережки, кольца. Ряд заболеваний, которые человек получал, якобы, от падения в воду, лечили на берегу реки. Для этого "...берут пирожок, ленточки, лоскуток холста, серьги, кольца и все это кладут на берегу, сами становятся на колени, кланяются хозяйке воды и просят о здоровье больной". После заговора опускают ленточки, сережки и кольца в воду, а пирог и холст остаются у ворожеи.

Применялись и иные методы воздействия: обдувание больной части тела, поглаживание, накладывание рук и т. д. Так, А.С. Жингурова при лечении болезни "Кулэринь савт"(букв. "от рта умирающего") ножом осторожно дотрагивается крестообразно до определенных мест (точек) вначале желудка, потом кишечника, а затем груди. При лечении ячменя знахарка сплевывает три раза через левое плечо. От любой наружней болезни (напр., чирья) "...знахарка дует на больное место, плюет через левое плечо и затем стучит монетой об пол". Мордва Пензенской области грыжу лечили таким образом. Знахарка читала три раза заговор: "Что грызу, грыжу грызу, от века веков навек". При этом младший или старший ребенок в семье у больного имитирует действия грызения грыжы и сплевывает три раза. Иногда при этом использовали полотенце или платок.

При лечении некоторых болезней использовали легкое давление. У удмуртов обводят чирей безымянным пальцем, при этом говорят: "Пальцу имени нет, чирью места нет". И после каждого раза придавливают тем же пальцем и в тот же миг сук, говоря: "Как сук сохнет, так сохни и ты, чирей". В качестве средства надавливания у удмуртов служили различные предметы - точильный брусок, кожа, сухая лучина, сухая кость от нижней челюсти свиньи. У мордвы при вздутии живота, берут скалку, легонько ею надавливают и приговаривают 9 раз слова: "Да уйдёт на край дороги!"

Обычно знахари не берутся за лечение всех недугов, а чуть ли по каждой болезни есть свои специалисты (от сглаза, рожи, грыжи, испуга, притки и др.). При этом используют воду, угли и т.д. При исследовании средств жизнеобеспечения народов выявлены заговоры и от довольно серьезных заболеваний - опухоли, порчи, зубной боли, грыжи и др. Есть даже "подходные заговоры", помогающие при решении какого-либо вопроса с начальством. Заговорами лечили недомогания, кожные болезни, заболевания уха, горла, носа, раны и травмы, болезни дыхательных путей и легких, болезни печени, гинекологические, мочевого пузыря и почек, детские, неврологические и психиатрические и даже инфекционные болезни.

Исследования многих авторов показывают, что для проведения лечебных действий были определены дни, время суток и ориентация по сторонам света. У коми некоторые знахари выбирали для обрядов чаще всего среду и пятницу. Считалось, что наиболее успешным является лечение, проводимое в период убывания месяца. Согласно другим сведениям, заболевшего начинали лечить в ту фазу луны, в период которой его "испортили". У мордвы среди общих правил можно выделить то, что чтение заговоров происходит натощак и по легким дням (вторник, среда, суббота). При чтении некоторых заговоров важен не столько смысл, сколько способ и обстановка, при которых совершается обряд. Так, у татар при лечении от споров, ссор и т. п. знахарка укладывала больного на кровать и около часа произносила шепотом заговор. При этом водила по груди, животу больного вначале толкушкой, а потом ножом, легонько дотрагиваясь до этих мест. В других случаях придается большое внимание набору слов заговора, чтобы не забыть последовательности, заговоры читают по написанному на бумаге. Эти листочки очень бережно хранятся или около иконы, или под клеенкой на столе - "под рукой". Но, как правило, большинство заговоров знают наизусть. Знахари, как уже говорилось, всячески скрывали свои секреты, так как до сих пор считается, что рассказанный непосвященному человеку заговор теряет свою силу. Такое отношение привело к тому, что многие заговоры и сопровождающие их обряды безнадежно нами утрачены. Безусловно, в силу определенных традиций, внутренней психологии, установок записать заговоры от знахарей достаточно сложно. Они прекрасно понимают, что лечебными заговорами может владеть далеко не каждый человек, поэтому этнографу очень важно находить индивидуальный подход к каждому целителю. Надеемся нам это в какой-то мере удалось.

Накопленный опыт финно-угров по использованию в лечебных целях средств народной медицины востребован в современных условиях России, когда люди стремятся к здоровому образу жизни, а народная и научная медицина находят пути к взаимодействию и взаимообогащению.


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz