Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Зеленского Ю.В.


Зеленский Ю.В.
МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ 1237 -1240 гг. КАК ПЕРЕЛОМНАЯ ЭПОХА: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННИКОВ И ИСТОРИКОВ.


Дореволюционные и современные историки по-разному оценивали и оценивают монголо-татарское нашествие 1237-1240 гг. С.М. Соловьев не придавал этому событию особого значения. Примерно так же рассматривали это нашествие другие дореволюционные историки.

В советское время историки стали рассматривать монголо-татарское нашествие как переломное событие в истории Древней Руси. Такая точка зрения прочно закрепилась в советской историографии.

Совсем по-другому смотрел на эту эпоху Л.Н. Гумилев. Он не придавал значения этому событию, считая поход Батыя кавалерийским рейдом. Таким образом, мнения историков разделились.

Анализ летописных сообщений периода монголо-татарского нашествия позволяет проследить реакцию современников на эти события. По справедливому мнению современного историка И.Н. Данилевского современники рассматривали монголо-татарское нашествие как божью кару. Под современниками историк явно подразумевает летописцев, так как до нас дошло их мнение, отраженное в письменных источниках.

Русские летописи вообще были написаны с точки зрения провиденциализма. Все нашествия кочевников (печенегов, половцев) объяснялись как кара за грехи. Точно так же летописцы отнеслись к монгольскому нашествию. Так же как расплату за грехи рассматривал монгольское нашествие епископ Серапион в одной из своих проповедей. В то же время надо заметить, что летописцы не рассматривали это нашествие как нечто особенное. Для них это был очередной набег кочевников.

Интересна позиция авторов некоторых летописных сводов. В Лаврентьевской летописи сообщалось сначала о рождении у князя Ярослава Всеволодовича дочери, а лишь затем о взятии Батыем Киева. Новгородские летописи вообще не упоминают о татарах в сообщении 1240 г. То же самое относится к сообщению 1239 г. Нет ни слова о монголо-татарском нашествии, зато сообщается о женитьбе князя Александра Ярославича.

Большинство русских князей достаточно спокойно отнеслись к вхождению русских земель в состав Золотой Орды. Это, прежде всего, относится к великому князю владимирскому Ярославу Всеволодовичу, который первым из русских князей получил ярлык на великое княжение. По его примеру и другие князья стали ездить в Орду за ярлыком. Эти поездки не прекращались даже в период "великой замятни" когда в Орде не было твердой власти хана. Большинство князей все свои внутренние проблемы пытались решить в Орде. Правда, некоторые из князей были недовольны установлением новой власти. Но попытки Андрея Ярославича и Даниила Романовича выступить против золотоордынских ханов закончились неудачей. Князья также не смотрели на нашествие как на переломную эпоху. Они продолжали заниматься своими делами: женились, организовывали свадьбы детей, строили города. Не прекращались княжеские междоусобицы.

Отношение духовенства к нашествию и установлению власти монголов в целом было отражено в летописях. Священники рассматривали монгольское нашествие как наказание за грехи.

Нельзя точно сказать, как отнеслись к нашествию горожане и земледельцы. Их мнение естественно не было отражено в летописных сообщениях. Конечно, они не могли быть довольны разорением городов и деревень. Хотя часть населения, несомненно, оказала монголам помощь. Иначе бы нашествие не ознаменовалось бы успехом. В то же время горожане и смерды вряд ли рассматривали данное нашествие как переломный этап в истории Древней Руси.

Рассматривая воззрения историков на монголо-татарское нашествие можно видеть, что в настоящее время большинство историков отказались от рассмотрения этой эпохи как переломной эпохи в истории Древней Руси. То же самое можно сказать о современниках. Ни князья, ни бояре, ни священники, ни летописцы, ни горожане и смерды не рассматривали нашествие Батыя как переломную эпоху. Однако, на мой взгляд, это не совсем верно. Это нашествие изменило судьбу русских княжеств. Владимирские князья стали данниками и вассалами золотоордынских ханов. Роль Киева окончательно умаляется. Позже, в конце XIII в. на роль объединительного центра по собиранию русских земель стали претендовать Москва и Тверь.


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz