Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Е.А. Белиновской


Белиновская Е.А. Белгородский Государственный Университет, исторический факультет, аспирантка кафедры российской истории.
СООТНОШЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ДОМИНАНТ В ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ "НОВЫХ ЖЕНЩИН" ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.


Исторически обоснованный протест против бесправия и унижения, стремление к лучшим формам жизни, свободе и самостоятельности нашли свое отражение в нравственных ориентация, поведении, внешнем облике российских женщин второй половины XIX века. Комплексное изучение вопроса способствует более эффективному изучению процесса становления и развития женского самосознания, воссозданию картины жизни русских женщин, их борьбы за свое равноправие в меняющихся социально-культурных условиях.

"Новых женщин" отличала потеря моральных установок, ценностей и норм поведения своей прежней среды[i]. Как отмечала в своих воспоминаниях А.Я. Панаева, появление на улице без сопровождения, "отсутствие кринолина или барашковая шапка на голове женщины производили сенсацию в публике и приводили многих в ужас. Такой женщине не было прохода от презрительных взглядов и насмешек, сопровождаемых кличкой "нигилистка". По примеру образованного класса, извозчики и лавочники также преследовали этих женщин грубым смехом и остротами"[ii]. Часто девушек, которые уходили из дома и становились "нигилистками" обвиняли в безнравственности[iii]. В общественно-демократическом движении получить в 60-х годах прозвание "нигилист", "нигилистка" было почетно, "кисейная же барышня - позорно"[iv]. "Нигилисток" переодевшихся в мужскую одежду, коротко подстриженных называли синий чулок[v]. Причем женщин курсисток в середине XIX века называли не студентками, а "студентша", "стриженая"[vi]. Одежда студенток, "новых женщин" была формой выражения их социальных настроений. Эти "эмансипэ" носили блузы - гаррибальдийки (рубашки красного цвета с отложным воротником), платья и кофты с жесткими стойками, чем-то напоминавшие мужские, куртки и свободные блузы с галстуком. В сумочках этих "новых женщин"; кроме носового платка, кошелька и маленького бумажника, имелась, как правило, эмалевая (или перламутровая) коробочка с папиросами. Жилеты, высокие сапожки, прямые не приталенные пальто, шляпы с приподнятыми по сторонам и слегка опущенными спереди полями ("амазонки"), считавшиеся элементами мужского костюма, говорили об их обладательницах, как о сторонницах движения за равноправие[vii]. Принцип "нового человека": стыдно иметь деньги и бросать их на барские прихоти, а не на нужды народа, и, прежде всего его просвещение. Причем, если работницы в силу конкретных социальных условий были вынуждены трудиться ради заработка, то у части женщин высших и состоятельных средних слоев это было осознанной идейной потребностью[viii]. Работа для женщин стала не только душевной или материальной потребностью, но и своеобразной модой, поэтому многие из них, даже хорошо обеспеченные, забрасывали дома, семьи, детей, ради работы, часто неинтересной и мало оплачиваемой[ix].

Скромная одежда, короткая стрижка, (взамен кос), отказ от "женских глупостей" ввиде сережек, брошей, пренебрежительное отношение к пустой светской болтовне, кокетству, курение, ношение без надобности очков, посещение лекций, участие в мужских спорах, замены французского языка на русский, появление на улице женщин, никем не сопровождаемых. Многие современники, считали, что это была лишь "мода, внешнее наслоение, которое скоро прошло"[x]. Но что же это на самом деле?

По мнению публициста и литературного критика Н.Н. Страхова, "для большинства замужних женщин невозможно посвящать себя другим делам, кроме простых обязанностей хозяйки и матери семейства: Для общественных дел требуется женщина бесполая, то есть или такая, которая не имеет пола от рождения, или такая, которая перешла уже за пределы полового возраста". Вот например, как писал Василий Васильевич Розанов в своей книге "Люди лунного света" о Марии Владимировне Безобразовой (первая в России женщина профессиональный философ, 1857-1914 гг.): "талантливого философа-женщины, не подозревавшей ничего о своей природе". Она сама чувствует, говорит: "я не так родилась как все", "всегда я чувствовала себя мальчиком, мужчиной". У нее половое притяжение остановилось на нуле: ?высокий талант к науке, к наукам, к философии и абсолютная безразличность к кавалерам, самцам:". Подробно рассказывая о своем детстве и юности, Безобразова размышляла: "в меня не вошло чего-то, что в течение веков обуславливало собой тот тип женщины, которую мы все знаем - итог ее порабощение. Моей натуре: чуждо ее порабощение"[xi].

По мнению Н.А. Бердяева, "женское эмансипационное движение по существу своему - карикатурно : в нем есть гермафродитическое уродство:"[xii].

Отто Вейнингер в книге "Пол и характер" считает, что потребность и способность к эмансипации в женщине зависит от находящейся в ней доли мужского. Женщины, стремящиеся к истинной эмансипации, всегда высказывают истинные мужские черты, и более опытному глазу видны даже в анатомическом строении их мужские признаки. Степень эмансипированности женщины, совпадает со степенью ее мужественности. Эмансипироваться в женщине хочет только мужчина в ней заключенный. Мужественная женщина стремится к уравнению в правах с мужчинами, то женственная женщина не испытывает ни малейшей потребности в эмансипации. Даже таких женщин, у которых нет влечения к эмансипации, покоряет общая волна моды, они начинают писать, слушать лекции. Самый плохой мужчина все же выше лучшей женщины. Мышление есть специфически мужское свойство и что женщина лишена его. Женщина не личность и не способна осознать свою вину, какое бы преступление она ни совершила. Она втягивает мужчину в свое создание - семью, которая является антитезой всех лучших форм общения. В мужчине женщина видит и признает только половое существо, и на все, что его отвлекает от половой жизни, на его книги, политику, на его науку, на его искусство, она смотрит враждебно. По примеру Вейнингера и некоторые русские его сторонники категорически утверждают, будто никто никогда не сомневался, что женщину сексуально привлекает в мужчине логичность его мышления, его нравственное чувство, его воля словом, его личность. Отсюда делается вывод, что для самой женщины все это "нетипично".

Герцен писал, что "попытки противопоставить себя мужчинам, упрощенный и ошибочный взгляд на женскую эмансипацию, стремление подражать "мужским нормам поведения" имело место в России и в период общественного подъема середины XIX века. Эти негативные моменты характерны для незначительной части женщин, в основном из мелкобуржуазных слоев общества. Трудящиеся женщины- работницы, разночинки, крестьянки, демократическая интеллигенция стремились не к противопоставлению себя мужчинам, а к сотрудничеству с ним"[xiii].

Оценивая роль "новых женщин", существенное значение имеет тот факт, что "новые женщины" были заметным социальным явлением на начальном этапе его становления. Их независимое поведение, олицетворяющее мужественный протест против домостроя, феодально-крепостнических порядков в обществе и семье, положило начало формированию поколения женщин, чьи жизненные ориентации соответствовали новым социально-экономическим отношениям, с доминированием таких ценностей: как стремление к экономической самостоятельности, новым знаниям, просветительству, желание быть полезным обществу.


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью их авторов. Перепечатка запрещена. Цитирование и ссылки только с согласия авторов.

Hosted by uCoz