Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Н.Г. Озерова


Н.Г. Озерова
МЕСТО ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА В ПОСТСОВЕТСКОЙ СОЦИОГУМАНИТАРИСТИКЕ.


История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю своей Родины. В прошлые годы историческая наука была во многом политизирована, страдала односторонними идеологическими подходами. Поэтому и многие исторические события освещались односторонне. Но, в настоящее время, мы имеем возможность изучать правдивую историю. Мало того, следует отметить, что интерес к истории заметно повышается.

Практически во всех республиках бывшего Советского Союза, после обретения ими независимости, начал возрастать интерес к духовным и культурным ценностям, к истории как составной части этих ценностей. Во всех государствах, образовавшихся после развала СССР, в настоящее время есть такой предмет как история Отечества, то есть история той или иной бывшей советской республики, как, например, история Украины, история Казахстана, история Грузии и т.д.

Кроме того, существенно изменилось отношение не только к изучению истории Отечества, но и ее преподаванию. Курс истории Узбекистана, например, читается в республике во всех Высших учебных заведениях в течение одного семестра на всех направлениях бакалавриата - первого этапа высшего образования. Изучение истории Узбекистана в ВУЗах серьёзно отличается от преподавания ее в школах. В школе ученики впервые знакомятся с фактической историей, запоминают даты и события. В ВУЗе, опираясь на эти знания, студенты должны научиться анализировать фактическую историю, поэтому здесь студентам предлагаются проблемные лекции. Что же составляет предмет изучения истории Узбекистана? Или каков круг основных изучаемых вопросов? Для курса истории Узбекистан наиболее важными проблемами являются следующие:

Естественно, что каждая наука имеет свой метод изучения (отсюда и термин - методология, т.е. учение о научном методе познания). При изучении всеобщей истории, а также и истории Узбекистана, основополагающими являются два основных методологических принципа: принцип историзма и принцип социального подхода.

Сущность принципа историзма сводится к тому, чтобы анализ каждого исторического явления и исторических фактов рассматривались:

  1. во-первых, исторически, т.е. в развитии от прошлого к настоящему, что облегчает понимание стратегических путей построения будущего. Исторически - это означает также, что каждое событие следует рассматривать лишь в контексте той исторической эпохи, к которой оно относится. Нельзя выводы из одного исторического времени переносить в другое, поскольку каждое историческое время имеет свои особенности;
  2. во-вторых, такой анализ осуществляется во взаимосвязи со всем, что параллельно и одновременно происходит в других государствах и регионах мира, поскольку человеческое общество - это системное понятие. Изменения, происходящие на мировой арене, отражаются на положении всех стран мира (особенно в условиях современности). Кроме того, эти изменения заставляют корректировать внутреннюю и внешнюю политику государства, в том числе и Республики Узбекистан;
  3. в-третьих, правильные выводы при анализе исторических событий можно сделать, лишь учитывая конкретный опыт истории, т.е. те исторические уроки, которые мы извлекаем из изучения конкретного исторического материала.

Принцип социального подхода предусматривает переход от бытовавшей в советской исторической литературе призмы классовых интересов в подходе к истории к призме общечеловеческих интересов, т.е. к восстановлению принципа гуманности в историческом анализе.

Одной из составляющих теоретико-методологических основ изучения курса Истории Узбекистана является также выбор подхода к оценке исторических явлений и фактов. Как мы знаем, за всю свою историю человечество накопило пять таких подходов:

  1. Агностический, утверждающий, что познать историческую сущность и деятельность человека в исторических реалиях невозможно.
  2. Мифологический (религиозно-теологический).
  3. Гуманистический (гуманитарный), при котором высоко поднимается ценность Человека как личности.
  4. Формационный подход ("формация" с латинского языка переводится - образование, вид, тип). Имеются ввиду общественно-экономические формации, как исторически определённая ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся только ей свойственными способами производства и социально-экономическими отношениями, т.е. первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и т.д.
  5. Цивилизационный подход, зародившийся ещё в XVIII в. и получивший своё развитие в XIX и XX вв. Цивилизационный подход значительно облегчает возможность выявления закономерностей исторического развития.

Ни один из перечисленных подходов не может претендовать на универсальность и абсолютную завершенность. Исторически первые два изжили себя. Остальные с соответствующими коррективами могут успешно использоваться, поскольку они во многом взаимодополняют друг друга. Их нельзя противопоставлять, наоборот, их нужно синтезировать, не забывая об их неоднородности. Например, рассматривая историческое прошлое, в соответствии с закономерностями и цивилизационными особенностями региона Среднеазиатского Междуречья (цивилизационные особенности носят, как правило, устойчивый характер), мы рассматриваем историческую конкретику в рамках социально-экономических формаций и руководствуемся при этом принципами гуманизма, принципами общечеловеческих интересов.

Цивилизация и социально-экономические формации неразрывно связаны между собой, представляют взаимодополняющие стороны одного конкретно-исторического процесса.

В целом, рассмотренные выше положения позволяют нам выбрать более правильный подход к анализу изучаемого исторического материала и сделать по нему объективные выводы. При этом мы всегда должны понимать, что история Узбекистана является частью мировой истории, у них общие теоретико-методологические основы изучения.

Как уже отмечалось выше, изучение истории Узбекистана в ВУЗе серьёзно отличается от школьного её преподавания. В школе ученики впервые знакомятся с фактической историей региона. В ВУЗе, опираясь на эти знания, студенты должны будут научиться анализировать фактическую историю, суметь сделать правильные выводы по ней, а также с точки зрения исторической логики научиться видеть причинно-следственные связи в структуре исторического материала, т.е. иными словами, выработать в себе историческое мышление. Этому помогают и читаемые преподавателем лекции, и проводимые семинарские занятия. На лекциях с современных методологических позиций на обширном историческом материале, вводя в учебный процесс новую историческую литературу, преподаватель формирует у студентов правильное понимание курса, а на семинарских занятиях эти знания практически закрепляются. При этом огромное значение приобретает самостоятельная работа студентов по углубленному изучению не только учебной, но и научной литературы.

Следует также отметить, что курс История Узбекистана преподаётся во взаимосвязи с другими общественно-гуманитарными дисциплинами. В частности, с такими дисциплинами как Археология, Философия, Религоведение, Основы духовности, Правоведение, Политология, Социология, Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане.

Кроме этого, в каждом ВУЗе, учитывая специализацию, преподаватели делают упор на вопросы, связанные со специальностью студентов. То есть, если лекции читаются для студентов экономических ВУЗов, то более подробно рассматриваются экономические вопросы. На наш взгляд, системное изучение и критическое переосмысление исторической практики предшествующего экономического строительства позволит не только реально оценить итоги пройденного пути, но и в полном объёме осознать первопричину тех факторов, которые мешают прогрессу экономики многих государств на постсоветском пространстве.

Изучение и критическое переосмысление экономической политики советской власти поможет извлечь поучительные уроки и широко использовать на новой качественной основе апробированные временем формы и методы эффективного разрешения многих назревших проблем, в том числе и в экономике.

Обращение к опыту прошлого, в частности более глубокое изучение опыта проведения экономической политики советской власти в первые послеоктябрьские десятилетия, позволит студентам приобрести навыки экономического анализа и мышления. Поможет развить способность целенаправленно задаваться вопросами о прошлом и находить на них ответы с помощью методов исторического анализа, видеть причинно-следственные связи в структуре исторического материала. Это особенно важно для студентов экономических ВУЗов, которые после окончания учебы будут работать непосредственно в сфере экономики.


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.

Hosted by uCoz