Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© О.Сысоровой


О.Сысорова
ДИНАМИКА ПРЕФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКРЫТОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.


Трансформация социально-экономических отношений, связанная с реформированием российской экономики в конце ХХ века, повлекла за собой многочисленные проблемы, пронизывающие все сферы жизнедеятельности россиян. Качественно изменилась система ценностей, жизненные приоритеты, возросла значимость материальных благ в противовес прежним идеологическим и нравственным идеалам. Вместе с тем обострилась имущественная дифференциация, выразившаяся в утрате большинством населения стабильности социально-экономического положения и появлении немногочисленной экономической элиты. Особенно заметно это проявилось в малых городах и сельской местности, где многие жители оказались за "чертой бедности". Негативные изменения обусловили повышение востребованности социальной работы.

История ее развития в России насчитывает более 300 лет. В Х-ХII вв. Основными учреждениями помощи обездоленным были монастыри. Первые государственные учреждения призрения - сиротские дома - открылись в первой пол. ХVII в., а через столетие, в первой половине ХVIII в. государственная система общественного призрения была оформлена в законодательном порядке. Во второй пол. ХVIII в. во время правления Екатерины II сеть социального обслуживания расширилась за счет создания новых социальных учреждений - приказов общественного призрения - в каждой губернии. В ХIХ в. решением социальных проблем населения занимались земства при широком привлечении частной благотворительной помощи. Начало ХХ в. было отмечено активной разработкой вопроса о профессиональном подходе к оказанию социальной помощи, созданием в 1918 г. наркомата социального обеспечения. В советский период истории население ощущало со стороны государства сильную социальную поддержку, которая после распада СССР при переходе к рыночным отношениям была практически нивелирована.

Упомянутые нами выше негативные последствия реформ конца ХХ в. потребовали создания новой модели социальной помощи. Ответом на этот запрос со стороны государства стало принятие в 90-х гг. ряда законов о мерах по оказанию социальной поддержки населения.

В Федеральном Законе от 19.12.95г. регламентировалась деятельность структур социальной защиты, определены виды государственных учреждений, ответственных за это. В числе прочих были названы: социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др. Необходимость в подобных учреждениях была вызвана резким увеличением количества беспризорных детей как в городах, так и на селе. Практика работы социальных приютов Нижегородской области показывает, что преобладающее количество детей, поступающих в подобные учреждения, проживают в сельской местности, где уровень развития материальной обеспеченности, социальной инфраструктуры (больницы, детские сады, школы и т.д.), организации досуга более низкий, чем в городе. В ходе реформ конца ХХ в. этот уровень снизился до критической отметки.

С начала 90-х гг. стали активно создаваться в системе социальной защиты социально-реабилитационные учреждения, призванные оказывать психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития детей "группы риска". С конца 90-х гг.ХХ - нач. ХХI вв. наблюдается качественная трансформация в системе социальной инфраструктуры: происходит смена статуса социальных приютов на статус социально-реабилитационных центров, так как их возможности, как показала практика, более обширны и вариабельны.

Одним из важнейших подразделений в такого рода учреждениях является психологическая служба. Уровень профессионализма и особенности профессионального самосознания педагога-психолога, работающего в данной сфере, определяют качество помощи, оказываемой детям и подросткам.

Профессиональное самосознание не статично, оно постоянно развивается в процессе саморефлексии психолога-практика уровня эффективности собственной профессиональной деятельности.

О.А.Басова выделяет в развитии профессионального самосознания 3 уровня:

Наш опыт психолого-педагогической деятельности в социальном приюте Нижегородской области позволяет говорить о том, что выделенные уровни развития профессионального самосознания достаточно точно отражают картину, существующую в реальности. Вхождение в профессию педагога-психолога совпало с началом периода появления и активного развития учреждений социальной реабилитации. В процессе работы в качестве психолога реабилитационного учреждения нам, как и многим специалистам, работающим в социальной сфере, пришлось столкнуться с рядом проблем в профессиональном становлении психолога.

Зарождение психологической службы в структуре социальной защиты было отмечено, в первую очередь, отсутствием необходимых документов, регламентирующих деятельность психолога в этой сфере. Поэтому при построении своей деятельности мы руководствовались нормативными документами, принятыми Министерством образования (эта ситуация сохраняется в большей степени и в настоящий момент). Разумеется, специфика учреждений этих сфер отличалась. Психологам, начинавшим свою профессиональную деятельность в данный период, приходилось проявлять немалую активность и креативность - качества, особо ценные в условиях рыночной экономики, чтобы адаптироваться самим и адаптировать имеющиеся нормативные акты к новым условиям работы.

Во-вторых, многие специалисты (в том числе психологи) в социальную сферу пришли из образовательной (детских садов, школ). Это привело к тому, что в реабилитационных учреждениях большинство специалистов не имеют достаточной профессиональной подготовки, способствующей организации квалифицированной помощи детям "группы риска". Большие усилия идут на то, чтобы изменить точку зрения педагогов на особенности психологического развития таких детей и в соответствии с этим строить свою работу. Это не всегда является эффективным, так как специалисты имеют многолетний опыт работы, в ходе которой сформировался определенный стереотип профессиональной деятельности.

В-третьих, недостаточность финансирования и проработки вопросов юридической защиты не позволяет в должной мере осуществлять взаимосвязь специалистов-психологов, занятых в учреждениях социальной сферы. Ограниченность контактов ведет к снижению компетентности (в то время как повышение ее уровня является важным компонентом эффективности процесса реабилитации) и, как следствие, негативном отношении к себе как к профессионалу, снижении эмоционального фона, работоспособности. Варианты дальнейшего пребывания в профессии в данном случае при отсутствии психологической поддержки (что чаще всего наблюдается в реальности) ограничены: социальная и профессиональная апатия, повышенная конфликтность, увольнение (так называемый синдром "эмоционального выгорания"). Во многих подобных учреждениях психологи увольняются, проработав в этой должности непродолжительное время (до 5 лет).

Во-четвертых, эффективность профессиональной деятельности психолога имеет характер зависимости от целей и возможностей клиента как субъекта запроса и от особенностей социальной ситуации развития. Поэтому необходимо представлять себе границы результативности решения задач. Их неадекватная оценка, завышение требований к себе как субъекту профессиональной деятельности, способному решить абсолютно все проблемы, вовлекает специалиста в состояние фрустрации.

Работая в приюте в течение нескольких лет, нам пришлось испытать эти последствия не единожды. Реабилитационный процесс в подобном учреждении связан с рядом особенностей:

Все эти особенности способствуют возникновению у психолога чувства незаконченности, отсутствия цельности, а, зачастую, бессмысленности своей работы.

Социальная работа относится к тем видам профессиональной деятельности, где наряду с профессиональными знаниями и навыками большую роль играют личностные качества специалиста, прежде всего, особенности системы ценностей, личностная и эмоциональная устойчивость, межличностная гибкость. Поэтому еще одной проблемой, с которой сталкиваются психологи, работающие в реабилитационных учреждениях, является проблема профессиональной и личностной деформации. Особенности психологического развития детей (социально-педагогическая запущенность, задержка психического развития, различные личностные и поведенческие деформации, психотравмы, связанные с семьей: лишение родительских прав, смерть родителей:) обуславливают методы и приемы работы, форму предъявления материала, что способствует стагнации интеллектуального развития, появлению отрицательных изменений в личности психолога. Это происходит при полном отсутствии программ, направленных на психологическую поддержку психологов, занятых в данной сфере.

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что содержание профессионального самосознания определяется, с одной стороны, опытом профессиональной деятельности, а, с другой стороны, возможностями профессионального и социокультурного пространства пространства, в которое погружен психолог. Эффективность профессиональной психологической помощи напрямую связана с системой государственной поддержки как реабилитационных учреждений, так и специалистов, занятых в социальной сфере. Иными словами, психолог должен иметь единомышленников в профессиональной деятельности, понимая при этом степень своего участия в решении тех или иных вопросов. Поэтому, на наш взгляд, крайне необходимо в условиях продолжающегося развития рыночных отношений со стороны государства обратить внимание на описанные нами проблемы и принять активное участие в их решении. Востребованность социальной службы является веским аргументом в пользу этого.


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.

Hosted by uCoz