Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Т.И. Новожиловой


Т.И. Новожилова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Современные социально-экономические условия, связанные со становлением демократического государства, гражданского общества, рыночных отношений, значительно повлияли на все сферы жизни постсоветской России, в том числе, на высшую школу. В условиях динамичных социальных изменений происходит смена смыслов, новых ценностей, меняются жизненные ориентации и устремления людей, профессиональная структура общества и иерархия социальных предпочтений. Профессия педагога высшей школы из самых престижных и достойно оплачиваемых неожиданно оказалась на периферии социальных интересов. Все меньше и меньше выпускников высших учебных заведений изъявляют желание остаться работать в ВУЗе после его окончания. Этот процесс сопровождается качественными изменениями в самом преподавательском корпусе: естественным его старением, оттоком наиболее динамичных и квалифицированных педагогов в более престижные отрасли и сферы деятельности, отъездом на работу за рубеж. В этих условиях большое значение приобретает профессиональный отбор студентов старших курсов, способных к педагогической деятельности и формирование у них соответствующей профессиональной мотивации.

Термин "мотивация" в словарях и справочниках рассматривается как внутренняя побудительная причина действий и поступков человека, а мотивация выступает как система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Деятельность может порождаться одним или одновременно несколькими мотивами. По разным критериям деления мотивы могут рассматриваться как доминирующие и подчиненные; познавательно-интеллектуальные, практически-преобразовательные, коммуникативные.

Существенно выделение иерархии мотивов - от наиболее общих, характеризующих направленность деятельности субъекта (концепция жизни, система ценностей), до ситуативных, связанных с удовлетворением частных потребностей в конкретном временном интервале, а так же их взаимосвязей побуждающих сложную социальную деятельность.

Социологи, рассматривая внутренние побуждения индивидов и социальных общностей, подчеркивают их отличие от внешних побуждений - стимулов, когда воздействие объективных условий, которые становятся мотивами в случае субъективной значимости, и отвечают потребностям субъекта. Этот тезис дает основание для формирования профессиональной педагогической мотивации у студентов старших курсов ВУЗов. Профессиональная педагогическая мотивация рассматривается как побуждение к профессиональной активности в сфере педагогической деятельности. Как система она включает в себя несколько взаимоувязанных мотивов, таких как: стремление к познанию и самообразованию, стремление к передаче знаний (коммуникативная активность), стремление к самоуважению, стремление к межличностному доминированию (лидерству), желание сделать научную и педагогическую карьеру, стремление к получению статуса высокообразованного человека. Каждый их этих мотивов может доминировать над остальными, что определяет линию поведения и способы достижения цели.

Каждый из мотивов имеет предел положительных значений, выход за которые чреват перекосами в развитии личности. К примеру, чрезмерная познавательная активность может отодвинуть на периферию системы мотиваций стремление к передаче знаний, развитие коммуникативной активности, что на практике приводит к невозможности диалога с учащимися даже при большой эрудиции педагога. Или, чрезмерное стремление к доминированию, амбициозность, желание сделать карьеру любыми средствами в педагогической практике вступает в противоречие с ее основными целями - обучением и воспитанием. Поэтому, знание мотивов, определяющих стремление к педагогической деятельности, их соотношение между собой, дифференциация на доминирующие и "фоновые" имеет большое значение для формирования положительной профессиональной мотивации.

Формированию мотивации у студентов ВУЗов к педагогической деятельности должны предшествовать профотбор и профдиагностика. В задачу профотбора входит рассмотрение студенческого контингента с точки зрения личностных качеств, интеллектуального уровня, коммуникативных навыков для будущей педагогической деятельностью. Профдиагностика предполагает анализ студентов на соответствие вышеперечисленным мотивам в пределах их положительных значений.

Формирование профессиональной мотивации у студентов ВУЗа к педагогической деятельности включает несколько взаимосвязанных блоков: содержательный, операционно-деятельностный, ценностный, личностный.

Содержательный блок интегрирует усилия педагогов ВУЗов, направленные на развитие у студентов интереса к предмету преподавания, познавательной активности, эрудиции.

Операционно-деятельностный блок нацелен на обеспечение готовности и желания студентов осуществлять педагогическую деятельность. Основная функция блока - побудить, стимулировать и мотивировать стремление студентов к педагогической деятельности.

Ценностный блок предполагает воспитание ценностной ориентации студентов, в иерархии которых познание, интеллектуальное развитие, творческое самовыражение занимают достойное место.

Личностный блок включает педагогические способы и формы, нацеленные на воспитание и актуализацию важных для педагогической деятельности личностных качеств.


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.

Hosted by uCoz