© И. В. Смирнова
"Исторические даты" - это всего лишь пристегнутые помочи, на которые человеческий расчет нанизывает происшествия. Происшествия громоздятся всегда только на переднем плане истории, единственно доступном для разузнавания (??????????). "Историография", однако, никогда не есть собственно история. История редка. История есть только там, где выносится изначальное решение о существе истины.
Мартин Хайдеггер (1)
Бытие наше - часто косное, вязкое, тупое, равнодушное и даже жестокое - причиняет страшное утеснение душе в ее жизни. Конечно, "бытие определяет сознание". (Но влияние это - вполне взаимное влияние. И здесь видится утешение для тех, кто получили от судьбы какое-то душевное развитие.) Поэтому нельзя оставаться честным, отрицая, что так называемым высшим классам того или иного общества - в бoльшей мере принадлежит наивысшее, наиценное в культуре. Они в бoльшей мере носители культуры, ее продуценты и потребители.
Тот культурный "заряд", то культурное качество, которое совсем еще маленький человек получает от своей среды,- может мощно определять всю его дальнейшую жизнь. "Исправление путей" предрасположенности - дело крайне трудное: Думается, что здесь, в культурно-строительной области,- важнейшие роль и долг системы высшего образования. Вуз - это возможность для человека из социально-культурного "дна" прикоснуться к высокой культуре, развиться, эволюционировать, возвыситься; стать добрее, мудрее, тоньше эстетически.
Переход вузовской системы в нынешнее жесткое, суровое экономическое качество - был, конечно, и нужен, и даже неизбежен: Но шанс спастись культурно, спастись социально должен быть, представляется, у всех.
Обратимся теперь к истории структуры, которая предназначена была готовить человека к полноценному высшему образованию,- рабочего факультета.
:Осень 1921 г. была очень тяжелой для нашего края в финансовом отношении. Власти вынуждены были пойти на закрытие Кубанского университета - в 10.1921 г. [В том же году тяжелое экономическое положение побудило Наркомпрос снять с государственного бюджета в числе многих других Кубанскую консерваторию, открывшуюся в Екатеринодаре в 1920 г. (2).] Ранее, 8.09.1920 г., в Екатеринодаре открыт был институт народного образования; ему и решено было передать естественный факультет закрываемого университета. В конце 1921 г. институт народного образования преобразован был в Краснодарский педагогический институт. [В фундаментальном издании "Екатеринодар - Краснодар" указывается, что к концу 1921 г. в качестве самостоятельных учебных заведений в Краснодаре действовали 5 вузов, в том числе институты народного образования и политехнический и консерватория (3).] Рабочий же факультет университета слился с таковым политехнического института. Вскоре он выделился в самостоятельный Кубанский рабфак (4). Кубанский правительственный политехнический институт, вопрос о создании которого решался еще в 1918 г., при разных властях (в документах того времени упоминаются и Северо-Кавказский политехникум, позднее слившийся с политехническим институтом, частный политехнический институт и другие подобные заведения), был очень торжественно открыт 10(23).02.1919 г., но летом 1923 г. ввиду финансовых трудностей был закрыт (вместо него открыли кубанский индустриальный техникум); политехнический институт - был первым высшим учебным заведением в нашем крае (5). В 1924 г. по стране прокатилось сокращение сети вузов. В феврале Наркомпрос постановил закрыть Кубанский педагогический институт, но местные власти возбудили ходатайство и сумели отстоять свой вуз; 16.09.1924 г. малый совнарком принял постановление (6), которым пединститут включен был в общий список вузов страны, находящихся на государственном бюджете (7).
ПРИМЕЧАНИЯ
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.