Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© О. А. Путечевой


О. А. Путечева
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬЗМА.


В современном обществе вопрос о культурном измерении человека встает с особой настойчивостью. И нам глубоко не безразлично, каков культурный уровень человека нового поколения, его кругозор, интеллект, все те "составные", которые входят в понятие "интеллигентного" человека.

"Происходит последняя и самая сложная революция в истории цивилизации: - отмечает А.И.Кочетов - революция в человеческой психологии"(2, 160). Сейчас развитие общества определяется индивидуальным творческим потенциалом, духовностью отдельной личности. Творчество и профессионализм понимаются сейчас как две важнейшие стороны любой деятельности. Они взаимосвязаны и способствуют развитию друг друга. Профессионал - это не только тот человек, который грамотно применяет знания на практике, но может творческих их развивать, что положительно сказывается в любой сфере деятельности.

Художественное творчество - это один из показателей нашего культурного уровня. Развитие культурного уровня - это условие роста профессионализма. Так можно обнаружить прямо пропорциональные отношения между развитием области художественного (и не только) творчества и повышением требовательности к уровню профессионализма. Появление на краевой сцене новых высокопрофессиональных коллективов, входящих в объединение "Премьера" явно способствует подъему общей культуры жителей края и усиления их требовательности к своей профессиональной деятельности, независимо от того, имеет ли человек отношение к художественному творчеству или нет. Восхищение прекрасными спектаклями, мастерством исполнителей влияет на представления людей и создает особую атмосферу творчества. Пережитые минуты высокохудожественного мастерства повышают требовательность к себе, позволяют устремляться ко всему лучшему.

Творчество базируется не только на анализе образно-визуальной сферы, но и на художественном постижении жизни и вербальном выражении картины мира. Художественное видение предполагает особую погруженность в сферу искусства. А искусство - это творение красоты руками самого человека, гармонизация мира с помощью прекрасного. Красота облагораживает человека, делает его более гуманным, восприимчивым к чужим бедам (чего нам порой не хватает в нашем скоростном веке). Творчество аккумулирует все прекрасное в жизни человека и направлено на гуманные, созидательные цели. По мысли поэта, быть злодеем и гением одновременно невозможно.

Сфера искусства помогает осознавать творческое начало в жизни и в самом человеке, ведь каждый человек - это уникальная личность, со своим особым миром, особым мышлением. Самое важное в этом направлении - поиски алгоритмов творчества, открытие эвристических потенциалов в любом роде деятельности. Широкое поле освоенной культуры дает новый ассоциативный ряд, что порой приводит к неожиданным решениям, возникновению новых, нетрадиционных взглядов.

Творчество - это специфическая черта не только искусства. Творчество присутствует, по существу, во всех областях деятельности. Приобщение к искусству, знание его основ поможет в любой области, т.к. призвано творить, искать новое. Проявленные в искусстве, творческие способности, многократно усилят поиски нового и в других областях деятельности.

Творчество в значительной степени фокусирует особенности культурного мира индивида. Творчество есть духовное горение, в котором человек забывает о себе, отрешается от себя в творческом акте, поглощен своим предметом. Творчество всегда есть потрясение. Творчество способствует уверенному росту специалиста.

"Искусство - эффективнейший инструмент формирования картины мира. Представляя в художественно-образной и ценностно-ориентированной форме фрагменты окружающей действительности, оно заставляет переживать предлагаемую ситуацию. А, как известно, пережитое становится неотъемлемой частью внутреннего мира человека" - пишут авторы исследования "Культурная политика России", (1,104).

Возникновение творческого объединения "Премьера" - это важное событие в социально-культурной сфере нашего края и его значение непереоценимо, как с точки зрения подъема планки профессионализма, так и в плане новых духовных возможностей формирования личности и ее творческого развития.

Это одно из значительных событий культурной жизни столицы Кубани. Чтобы оценить творческий потенциал коллектива, достаточно проанализировать отдельно взятый спектакль. Каждая постановка может заключать в свернутом виде духовный заряд огромной силы. Среди последних постановок стала примечательной премьера балета "Золотой век". Это современный и яркий спектакль, воссоздающий атмосферу 20-х годов ХХ века. Он может стать примером одухотворенного, вдохновенного творчества, искрящегося множеством своих граней и дающих богатый поток ассоциаций. Последняя редакция очень удачна по соотношению музыки и пластики, сценографии и световым эффектам. В балете представлена богатая гамма сатирико-пародийных элементов - от мягкого юмора до сатиры злого гротеска. Весь спектакль пронизан живой творческой энергией, необычайной динамикой, экспрессией и выразительностью. Новое очень часто возникает из сопоставления разнородных элементов (чем богат данный спектакль). Он учит нетривиальности мышления, смелости творческих поисков. Осознание новых элементов, представление об их роли в системе целого спектакля позволяет понять смысл и идею, сформулированную постановщиками в художественных образах. Гликман И., соавтор Григоровича Ю. по либретто, отмечал: "Мы оставили в неприкосновенности хронологию "Золотого века" - 20-е годы нашего столетия, но перенесли место действия из закамуфлированной, анонимной зарубежной страны, лишенной какой бы то ни было национальной окраски, в один из наших южных городов, воссоздав его общую атмосферу и бытовой колорит:Широкое понятие "Золотой век" локализуется у нас в одноименном фешенебельном ресторане. В нем наряду с разнообразными "потребителями жизни" нашли себе место опасные оборотни, активные носители зла, с которыми вступают в нелегкую, но победоносную борьбу положительные герои нашего либретто" (из аннотации к спектаклю - О.П.).

Балет "Золотой век" - необычайно динамичный и экспрессивный, построенный на резких контрастах различных образных сфер спектакль. Конфликт двух сфер - положительных и отрицательных героев неуклонно нарастает. В сферу пародирования попадают образы мещан и нэпманов. Сатирическому осмеянию подвергаются священнослужитель, белогвардейский генерал, богач-нэпман. Даже задорно звучащие мелодии советской молодежи 20-х годов с точки зрения современности звучат несколько утрированно-жизнерадостно, как бы сквозь призму шестаковического юмора. Постоянный конфликт этих двух образных сфер приводит к комическим эффектам. Аналогично музыкальному и хореографическое решение - стройность и четкость рядов молодежи и прячущиеся, переваливающиеся фигуры отрицательных персонажей. Уже с самой первой сцены создается эффект дистанцированности полярных образных сфер. Он подчеркивается музыкальными, хореографическими, сценографическими и световыми средствами.

Развитие сатирической образности продолжается в ресторане "Золотой век". Музыкальными и пластическими средствами происходит пародирование популярных танцев 20-30-х годов ХХ века. Это чарльстон и шимми, фокстрот и танго, мелькают интонации популярной песенки о "Прекрасной маркизе". Развитие строится на быстром чередовании групп действующих лиц, на смене пар и ансамблей, на динамике интонаций, на калейдоскопичности, яркости, броскости, театральности. Динамика действия подстегивается канканными оборотами, разнохарактерными тембрами, ускоряющимся темпом. Танцевальные движения, казалось бы, акцентируют любовные чувства, однако, музыка жестко "искажает" создаваемую образность и переводит ее в пародийный план. Музыкальные интонации используют трансформированные "обрывки" Сегедильи из оперы Ж.Бизе "Кармен", и тем самым дают нам понять, что чувства героев ненастоящие. Так музыка создает условия для всякого рода образных снижений и сатирико-пародийных переосмыслений.

Музыка балета необычайно дансантна, она действительно "заставляет" танцевать. Танцуют не только артисты балета, но сама музыка своими искрящимися пассажами заставляет двигаться, помогая танцевальному действу. Музыкальные роли распределяются так, что создаются условия для яркого выступления не только всех инструментальных групп, но и отдельных солистов. Партитура данного балета дает возможность активной тембровой игры, необычных их сопоставлений и способов звукоизвлечения. Здесь используется синтезатор и кастаньеты, необычный тембр фортепиано на фоне оркестровой звучности и удары тарелок, глиссандо медных духовых инструментов и фрулато флейты.

Современная постановка отличается необычайно высоким темпом и экспрессией. Утрирование, пародирование, ирония, аллюзии классических балетных форм дают обогащение танцевального словаря современного хореографического искусства. Легкая усмешка, с которой поставлены танцы, говорит об их временной дистанции, об историческом отзвуке памяти и ретроспективизме. Современное видение, обремененное "множеством стилистических эпох", перебирает их как в калейдоскопическом преломлении, что отражается в выполнении отдельных хореографических элементов, па, движений - в многообразных поддержках, утрированно акробатических фигурах, в ансамблевых построениях, в очень свободных позах-отклонениях от классических фигур. Много новаторского в партерных "находках" и акробатике на полу, в скульптурной застылости поз, вызывающих ассоциации с нарочитой скульптурой 20-30-х годов. Современное прочтение видится и в том, что лирика не выпадает из общей экспрессивной устремленности развития действия, она тоже напряженна и сосредоточенна. Это лирико-экспрессивное внутреннее действие.

Т.о, искусство дает возможность бесконечно совершенствовать свой внутренний мир, дает возможность осмыслить происходящее, дать ему оценку и сформулировать свое отношение. Этот высокий уровень задает соответственно высокое искусство, его надо знать, уметь анализировать и любить. Общаясь с искусством, человек получает особое вдохновение, которое влечет его к творчеству. Анализируя произведения искусства, подражая им, человек устремляется к самовыражению позитивного характера. Чувства и идеи, выраженные в художественной форме, обладают особой заражающей силой, вовлекающей в свой порыв отзывчивую душу молодого человека. Высокое произведение искусства обладает и высокими духовными качествами, которые передаются или внушаются воспринимающему человеку.

Профессионал современного уровня - не только ремесленник в своей узкой области, но человек думающий, творящий, открывающий новые перспективы. В этом ему помогает искусство высоких художественных образцов.

Литература:

  1. Жидков В.С., Столяров К.Б. Культурная политика России: теория и история. - М., 2001
  2. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - Минск, 1996
  3. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. - М., 1988

Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.

Hosted by uCoz