Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Т.Н. Павлычевой


Павлычева Т.Н.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ.


Начиная с 20-х годов ХХ века и до середины 80-х того же столетия жизнь советского человека была ограничена рамками доминирующей социалистической идеологии, характерной для которой было обесценивание человека как индивидуальности. Интерес к личностным особенностям, мотивам, интересам, движущим силам развития человека критиковался как не соответствующий коммунистическим интересам, как буржуазный. Акцент был сделан на служении безличностному обществу, высшей благой идее. Общественное признавалось выше индивидуального. Мало того, интерес к конкретному человеку, его истории, семье мог обозначать опасность для него: в силу развитой системы доносов, как отмечает Здравомыслова Е., "семейные тайны были нормальным явлением для советского человека, что было вызвано желанием сохранить семью" .

В разные периоды советской истории автобиографический материал отражал происходящие изменения в обществе, но никогда не отражал заинтересованность в человеке как индивидуальности. В довоенное время это были истории про нового человека, появившегося после революционных изменений, после Великой Отечественной войны - воспоминания о подвигах и геройских поступках, позднее в биографиях просматривался образ "идеального (образцового) строителя коммунистического общества" . И лишь с начала 90-х годов ХХ века в связи с Перестройкой и провозглашенной ею гласностью и демократией стала возможным легализацию личного, приватного опыта.

Трансформация советского общества, смена общественных ценностных ориентиров способствовала повороту и науки в сторону интересов отдельного человека.

Социально-гуманитарные знания все больше обращают внимание на ценность долгое время игнорируемого человека. Как отмечает Безрогов В.Г.: "общая индивидуализация мировоззрения людей, фокусированная на персональном опыте и характерная для западноевропейского общества ХХ века, в российском пространстве начинает появляться лишь сейчас" . Все чаще дискуссии, проводимые внутри гуманитарных областей знания (таких как психология, социология, политология, философия) разворачиваются вокруг единичного индивида.

Еще в середине ХХ века известный психолог Борис Герасимович Ананьев провозглашал принцип комплексного изучения человека , что отражает современные тенденции сближения сфер изучения разных областей социально-гуманитарного знания. Борис Герасимович видел будущее психологии за синтезом отдельных знаний и изучением "своего рода больших систем". Лишь подобное объединение знаний, полученных в разных областях, позволит понять единый объект познания.

В настоящее время ученый признается родоначальником такого направления как онтопсихология , задачей которого является изучение целостного жизненного пути человека.

Интерес к персональному опыту, комплексное изучения человека в контексте условий развития предъявляет высокие требования к инструментарию исследователя. Один из классических методов, который в настоящее время начинает активно использоваться - биографический метод.

Биографический метод относится к качественным эмпирическим методам, осуществляющим накопление сведений о жизненном пути личности на основе наблюдения и самонаблюдения. Начало его применения связано с такими именами как Д.Тидеман (работа "Наблюдение над развитием душевных способностей ребенка", 1787г.), З.Фрейд ("Леонардо да Винчи", 1910г.), Ш.Бюлер ("Жизненный путь как психологическая проблема", 1933г.).

В России изучение и применение метода было связано с исследованиями Рыбникова А.Н. ("Биографии рабочих и их изучение", 1930г., "Биографии и их изучение", 1920), Б.Г.Ананьева, М.М.Рубинштейна, М.С.Егорова, а позднее с работами ученицы Б.Г.Ананьева Н.А.Логиновой.

Использование биографического метода может быть незаменимым при необходимости сбора глубинной информации, т.к. формализованные методы ориентированы на получение поверхностной информации. "Ограничившись рассмотрением социальных изменений на макроуровне, исследователь рискует упустить из виду целые пласты социального знания, воплощенные в биографических траекториях и жизненном опыте конкретных участников этих процессов" . Многие исследователи биографического метода подчеркивают возможность через изучение индивидуальных биографий изучить общий опыт группы людей, пережитый ими совместно: "сравнение биографий между собой открывает ":" наличие отчетливых групповых паттернов опыта и репрезентации личного времени" . В некоторых современных исследованиях изучение общего через частное озвучено в целях работы: "умение увидеть общество в жизни отдельного человека" , "оценить степень сходства и различия современных женских сценариев соседствующих во времени поколений, ":" реконструировать "коллективную биографию" поколения на основе анализа автобиографических воспоминаний, которые покажут связь биографий женщин с исторической ситуацией" .

Неразрывная связь жизненного пути с социальной ситуацией развития подчеркивается выражениями типа "массовый феномен", "типично для этого поколения", "общность судеб", "как и другим того же времени", "поколению свойственно". Выводы по итогам анализа биографического материала подтверждают отражение макросоциальных и экономических особенностей времени в судьбе отдельного человека. И как особая гордость метода, в лучших традициях и чаяниях отечественной науки выглядит "возвращение к целостному человеку", поскольку обыкновенная наука "все дальше уводит от него, растворяясь в серийном знании".

Целостный человек во взаимосвязи с социальным миром как предмет изучения рассматривается в целом комплексе наук: социология, психология, политология, история, антропология и др. В связи с этим, биографический метод может быть применен в разных науках, т.е. носит междисциплинарный характер. Семенова В.В. выделяет несколько подходов к изучению биографий в социологической науке:

Историк через изучение биографий может приблизиться к пониманию общественно-политической и социально-экономической ситуации. Социальные работники при использовании метода узнают о жизненных позициях, системах ценностей, различных проблемах изучаемой семьи.

Психолог, помимо вышесказанного, может применять метод при изучении как одаренности, так и девиантного поведения для выделения влияющих на них факторов; для анализа особенностей написания биографий и восприятия собственной жизни в различных психологически значимых ситуациях. В частности, Нуркова В.В. и Василевская К.Н., выделяя особенности автобиографической памяти у лиц, находящихся в ситуации предварительного тюремного заключения, отмечают:

В нашем исследовании мы используем биографический метод, а именно слабо структурированное глубинное интервью, для изучения сценариев адаптации и ресоциализации выпускников закрытых сиротских учреждений, что в настоящее время практически не изучено. Использование именно этого метода поможет выявить влияния опыта взросления в условиях депривации на последующую жизнь выпускника.


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.

Hosted by uCoz